HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2018 г.

Архив публикаций за сентябрь 2015

2001  2002  2003  2004  2005  2006  2007  2008  2009  2010  2011  2012  2013  2014  [2015]   2016  2017  2018 

январь   февраль   март   апрель   май   июнь   июль   август   [сентябрь]   октябрь   ноябрь   декабрь  


30 сентября 2015

Соломон Воложин

Критическая статья «Гребенщиков достиг гребня своей идентичности»

...Догадываюсь, что Гребенщиков – против общества потребления. Против того самого, к чему – к более надёжному достижению чего – рванулась Украина, не брезгуя фашистско-нацистской подмогой.

Сразу вопрос: зачем же он поехал в Одессу ублажать этой «Веткой» Саакашвили?

– Шпильку подпустить, думается. Он же, Гребенщиков, над схваткой.

– Но быть «над схваткой» разве значит подпускать шпильки?

– Если обоим противоборствующим сторонам, то – значит. Само поехать туда – это шпилька в антизападную сторону. А «фэ» потребительскому обществу – это шпилька в западную.

– Сомнительно.

– Если неприкладное искусство специфично единственным – испытанием сокровенного мироотношения, то почему нужно думать, что испытатель только испытуемых испытывает (нас, слушателей)? Что если и себя?

– Логично. Но быть логичным не значит быть правым. В чём состоит испытание себя во время пребывания на Украине? Не испытание ж это страхом, что его, Гребенщикова, намерение разгадают, и… В стране, где инакомыслие опасно для жизни… – Не испытание это. Потому что там же никто не догадается до такой тонкости. Там хватает, что из России приехал петь. Всё. Свой. Как Макаревич. Прозападный. Пропотребительский. Точнее, про-лучше-потребительсткий, чем недостижительные россияне, большинство их, с их – по Феофану Затворнику: «Дело не главное в жизни. Главное – настроение сердца»...

29 сентября 2015

Анекдоты в картинках

Холмоуотс «Выпуск 27. Доктора! Доктора!»

Холмоуотс

«Доктора! Доктора!».


Автор:

Саша Николаенко.


Источник изображения:

http://newlit.ru/

28 сентября 2015

Алексей Курилко

Критико-ироническое эссе «Тот самый правдивый лжец»

...Ему было бы, что поведать миру в своих мемуарах. Но красноречивые люди редко берутся за перо. Они предпочитают демонстрировать своё мастерство рассказчика в устной форме.

Крайне редко бывает так, чтобы хороший писатель умел так же красочно, ярко и легко поведать свои истории вслух, а те, что слывут блестящими рассказчиками, почти никогда не способны перенести всё многажды рассказанное на бумагу, да так, чтобы эти истории не потеряли в письменном виде яркости и очарования. Такое удаётся единицам. Поэтому о приключениях барона Мюнхгаузена в печатном виде нам поведал совсем другой человек, увековечивший не только барона, но и своё скромное имя.

Имя этого человека барон несколько лет безуспешно пытался выяснить, чтобы либо привлечь его к суду, либо, если это не удастся, призвать на собственный суд чести – то есть вызвать на дуэль и убить за то, что тот не просто оклеветал его, но и поднял на смех, опозорив на весь мир.

От души смеясь над фантазиями хвастливого барона, искренне веселясь, читая книгу «Приключения барона Мюнхгаузена», восторгаясь в очередной раз фильмом «Тот самый Мюнхгаузен», снятым по сценарию (на основе пьесы) Григория Горина, мы и представить себе не можем, какую обиду и боль испытывал некогда уважаемый всеми жителями родного города, а на старости лет высмеиваемый на каждом углу, выставленный на потеху всем и каждому несчастный барон Мюнхгаузен...

25 сентября 2015

Русская миссия

Статья «Русский язык как зеркало новой идеологии»

Автор и ведущий рубрики – Александр Дубровский

 

...В самой потребности иметь национальную идею нет ничего необычного. Необычность заключается в том, что, на мой взгляд, русскую национальную идею никто не ищет там, где она находится. Интересуясь историей, я обратил внимание на то, что, независимо от эпохи, социально-общественных отношений и государственности, ментальность народа оставалась неизменной. В основе ментальности лежат базовые, незыблемые (консервативные) во все века, понятия-ценности: любовь к Родине (патриотизм), коллективизм, гордость за деяния предков и желание им соответствовать, стремление к установлению справедливости на всей Земле, именуемое многими как имперскость мышления, человеколюбие в самом широком смысле слова. Следовательно, есть что-то неизменное в веках или что-то, сохраняющее в неизменности источник русской ментальности. Следуя за мыслью об источнике, я неожиданно для себя погрузился в такие далёкие от своих интересов области, как лингвистика и филология, которые затем уже привели меня к языкознанию – науке об истории языка на основе сравнительного анализа языков.

У меня нет никаких оснований считать себя пионером в тех выводах, которые я изложу ниже, но для себя я сделал массу неожиданных открытий, которые и легли в основу моей уверенности в главном: русская национальная идея заключается в самом существовании русского языка, который является её неиссякаемым источником и носителем, а также уникальным инструментом познания мира. Русский язык кардинально отличается от любого языка в мире, обладает богатейшим словарным запасом, и в нём нет практически ни одного слова, имеющего случайное происхождение. Допуская принадлежность к индоевропейской группе языков, русский язык не только является представителем этой группы самых развитых языков мира, но и в самой этой группе является праязыком с самой глубокой семантикой слова. Изучая вопрос, я, по своей давней привычке, взял под категорическое сомнение не только труды зарубежных основоположников языковедческой науки, но и выдающихся отечественных учёных, которые, без сомнения, внесли неоценимый вклад в знания о русском языке. Изначально я шёл от своей гипотезы, что русский язык – это наиболее совершенный инструмент, содержащий в себе все знания об окружающем мире, и носители этого языка, следовательно, также обладают ключом к самому глубокому пониманию тайн мироздания. Ни много ни мало!

Замечу сразу, тема эта настолько глобальная и требует перелопачивания такого колоссального количества материала, что изложить её коротко не представляется никакой возможности. Это серьёзнейший труд для целой Академии наук, да к тому же не на один год. Если, конечно, на то будет когда-нибудь и у кого-нибудь стремление и воля. В этой же статье я приведу лишь несколько примеров из своих личных открытий...

24 сентября 2015

Юрий Егоров

Статья «Почему в экономике нет российского чуда?»

Случилось это в Японии вскоре после окончания Второй мировой войны. Япония войну проиграла. Её общество пребывало в глубокой депрессии. Страна разрушена. Экономика в кризисе.

И в это самое время на своих предприятиях японский предприниматель Киичиро Тойода начинает проводить экономическую реформу. Он не ждёт чуда от своего правительства, а самостоятельно пытается решить свои производственные проблемы, приглашает из США ведущих специалистов в области менеджмента и реорганизует управление своими предприятиями. Большое значение в развитии «Тойоты» сыграли идеи Эдварда Деминга, известного американского специалиста в области управления качеством. В результате мало кому известное преимущественно текстильное производство преобразовалось в крупный и передовой автомобильный концерн. Киичиро Тойода не только создал высокоэффективное управление своим производством, благодаря чему весь мир теперь знает автомобили этой марки, но и совершил революцию в области управления качеством, а также способствовал созданию нового направления в науке – экономической логистики.

Это мы воспринимаем Японию как маленькие острова. Однако в недалёком прошлом эта страна была великой империей, в которую входили значительная часть Китая, Корея, многие территории Юго-Восточной Азии и Океании. Япония выиграла войну с Россией в начале ХХ века, захватила значительные районы континентальной Азии, а во Вторую мировую первой начала войну с США, что не могла позволить себе даже покорившая всю Европу национал-социалистическая Германия. В японской империи была особенная, по-своему высокоразвитая культура, на которую опирались мифы великого государства. Вместе с тем, имперское величие, жертвенная самурайская культура и агрессивная политика не сделали японское общество счастливым. Поэтому после войны общество повернулось спиной к своей имперской истории и начало строить новое государство. Внешне менее великое, но зато более рациональное. Во главе его стали не политики со своими очередными прожектами, тоской о великом прошлом и о верных служаках, способных ради своих хозяев на харакири, а мыслящие передовыми экономическими категориями амбициозные предприниматели, такие как Тойода. Которые стали создавать современное производство, творить производственные чудеса, а не выпрашивать преференции у государства и не прислуживать политике. Сегодня весь мир знает Тойоду, но мало кто вспомнит имя тогдашнего премьер-министра Японии.

Но почему экономическое чудо произошло в раздавленной войной Японии и не случилось в России в период распада советской империи?..

23 сентября 2015

Галина Мамыко

Рассказ «Чай выпит… Убийца в зале…»

...Сухари напоминают о революции и о войне, символами которых для меня на всю жизнь остались выстроенные на кухне вдоль стен мешки. На любопытные прикосновения четырёхлетней девочки мешки откликались сухим хлебным хрустом. Спустя многие годы, когда за заставленными шкафами окнами грохотало и завывало очередными мировыми катаклизмами, вновь срочно организованные впрок хлебные мешки уже было некому тревожить детскими играми. Девочка превратилась в молодую женщину без детей.

На закате жизни снова ощущаю себя в знакомой по-военному экстремальной обстановке, когда в любую минуту может прогреметь взрыв, и тебя не станет.

Я люблю думать о смерти. Она представляется мне близкой и надёжной. Вот кто никогда не предаст, не подставит. Это смерть. Она всегда рядом. Она всегда ждёт. Вот единственное в нашей жизни, чего каждый из нас достоин. То, что сближает всех и роднит. Это смерть. Она для всех одна. Она предназначена всем и каждому. И она не будет смотреть, кто из нас добрее или злее, богаче или беднее. Приютит в ледяных тисках всех до единого.

«До единого...» – повторяют мои губы. Горячий чай обжигает словно лёд. Наверное, и у смерти такие же прикосновения. Горячего льда. Чай... Он хорош тем, что его не нужно жевать. Когда во рту один зуб, начинаешь понимать преимущества чая. Особенно, если в рот положить крошку сахара и передвигать языком. Тогда даже не хочется ни о чём думать. Просто двигать языком и булькать чаем в горле...

Почему люди боятся смерти? Ведь они рождаются только для того, чтобы приготовиться к ней. Самое главное – что будет после...

18 сентября 2015

Борис Петров

Повесть «Сожги свою жизнь, мальчик»

...Отправляясь первый раз в Донбасс, Илья в значительной степени задавался вопросами, которыми особенно не заморачивались другие ополченцы, особенно пришлые и идейные. Для них всё было ясно: на святое дело идём, братцы, на защиту Руси, русского народа, от фашистов и зверей. Их убеждал в этом каждый обстрел, каждая смерть, каждое попадание.

Его же взгляды, которые Илья отнюдь не хотел подвергать сомнению, в значительной степени оказались поколеблены ещё Крымом. Как Крым по принципу домино вызвал Донбасс, так и Илья после командировки на полуостров оказался на востоке Украины. Но он помнил лицо украинского майора, до последнего не сдававшего свою часть, он помнил, что в Симферополе ловил на себе не только ликующие, но и презрительные, а то и полные ненависти взгляды, и это вынудило его задуматься: а так ли справедливо то, что мы делаем? Неужели прав тот псих-журналист, писавший все эти гадости в «Фейсбуке»?

И Илья попал на Донбасс в расчёте опровергнуть такие рассуждения, он хотел найти на стороне ополченцев справедливость, благородство и цели, за которые стоило воевать, он стремился отыскать доказательства зверств украинской стороны, чтобы оправдать для себя эту бойню, убедиться в справедливости содеянного его родным государством, которое ну никак не может так ошибаться.

Ничего этого Илья не нашёл. Он нашел обыкновенных людей. Обыкновенных людей, которым дали автомат и научили убивать. Илья не видел ни справедливости, ни высоких целей, ради которых стоило бы это делать, и сам взял в руки оружие только потому, что он уже приехал сюда и не мог развернуться и послать всё это к чёрту, а когда он взял в руки оружие, он начал стрелять, потому что только так мог выжить. Вот и вся цель, вот и всё, что он понял...

17 сентября 2015

Александр Левковский

Рассказ «Лукоморье»

...А в девяносто первом году, когда я был уже студентом первого курса юридического факультета, рухнул Советский Союз.

В тот декабрьский день отец пришёл с работы непривычно возбуждённым. Я, как обычно, приготовил заранее ужин, расставил тарелки и поджарил хлеб для него, но он не притронулся к еде, сидел, склонясь над «Независимой газетой», и повторял:

– Всё кончено... Всё кончено...

Глядел, презрительно искривив рот, на фотографию троицы, подписывающей в Беловежской пуще развал страны, и бормотал:

– Сволочи... Жлобьё...

Вытер слёзы, поднял на меня глаза и тихо сказал:

– Помнишь, Владик, вот это?

«Лукоморья больше нет, от дубов простыл и след.
Дуб годится на паркет, – так ведь нет:

Выходили из избы здоровенные жлобы,

Порубили те дубы на гробы...»
 

Порубили дубы на пятнадцать гробов и назвали их «независимыми республиками», – промолвил отец, скомкал газету, побрёл в спальню и закрыл за собою дверь...

16 сентября 2015

Татьяна Бутовская

Повесть «Шарашка. Текст.»

«...– Вы сказали «аскеза»? – в его фаюмских глазах вспыхивают огоньки любопытства. – Позвольте спросить, как вам это видится?

Я объясняю, «как мне это видится»: узкая кровать с панцирной сеткой, солдатское одеяло, стол, стул, оловянная миска и кружка, пачка писчей бумаги и чем писать. И разумется, полная изоляция от внешнего мира. Всё.

– Мы поняли, – кивает он, – строгий режим и надзирающая сила, которая не позволит вам сбиться с курса, пока вы не достигнете конечного результата.

– Да, – сознаюсь я.

Он разворачивается в кресле, склоняется к своему напарнику, похожему на канцелярского делопроизводителя:

– Работаем вариант «лагерной шарашки».

И мы подписываем договор, радикально меняющий  мою жизнь...»

 

_________________________________________

 

Человек отказывается от свободы и становится добровольным узником, чтобы завершить некий труд, чрезвычайно для него важный.

Чем закончится эксперимент?

9 сентября 2015

Виктория Кузьменко

Рассказ «Соучастники»

...Веня больше дружил с Андрюхой. Они с ним жили в одном доме. А ещё они вместе любили подниматься на крышу, на чердак, который играл особую роль в их жизни. В этом доме был огромный чердак – целая улица с перегородками, пустынными помещениями, лесенками. А ещё он напоминал палубу с множеством трапов… Палубу эдакого корабля из резервов детского воображения, напичканного удивительными образами, из бедного опыта глаз, никогда не видевших на самом деле ни моря, ни кораблей, ни белых палуб.

Вот почему притягивал бетонный чердак с его пыльными лесенками – с крыши открывался океан родного города, разделённого на множества морей, на куски суши – асфальтовые и зелёные. На волнах этих странных городских морей блестели огни светофоров, а по тёмным глубинам, светя фонариками, плыли корабли машин.

Но поднявшись на чердак, проходя мимо его пустых каменных ящиков по бетонному полу, от которого тянуло холодом, пахло кошками и мышами, ребята потеряли ощущение моря и корабля. Катились клочки бумаги, гонимые ветром, её шуршание наполняло неожиданной тревогой. Казалось, слышался шум шагов, потом он затихал, когда они останавливались; стоило им двинуться, он снова возникал.

Веня с Андрюхой прошли ещё десяток шагов, снова было безмятежно тихо, над ними в квадратном проёме чердака высвечивало холодноватое небо.

– А ну стоять! – раздался голос из темноты, из серых бетонных отсеков, усиливших его звук и придавших ему непреклонность железа...

8 сентября 2015

Цитаты и классики

Сборник переводов «Дионисий Катон. Дистихи.»

...То, что дёшево, считай дорогим, что дорого – дешёвым;

Так тебя в этом не достанет ни жадный, ни нахальный

 

                     *   *   *

Оставь страх покойникам; ибо глупо всю дорогу,

Пока боишься смерти, упускать радости жизни

 

                     *   *   *

Не благами даётся репутация, но нравами

 

                     *   *   *

Вялости бегите, которую приносит жизненная расслабленность;

Ибо когда дух прохлаждается, бездеятельность пожирает тело

 

                     *   *   *

Не бойся слов разгневанной супруги;

Ибо когда женщина плачет, она слезами замысливает западню

 

                     *   *   *

Не ставь высоко богатства, если хочешь быть здоровым душевно;

Ибо кто их добился, всегда нищенствуют богатыми

 

                     *   *   *

Когда и погрешишь, сам себя тут же и побрани;

Если раны врачуешь, скорбь она сама и лекарство же от скорби...

7 сентября 2015

Олег Герт

Рассказ «Путевые заметки журналиста с опытом работы»

...Он улыбнулся.

– Что же до вашего вопроса: я писал, и много, – продолжал он. – Пишу по сей день; но, как мне представляется, пишу в стол. Знаете, я не предлагал свои вещи к публикации. По-видимому, я совершенно лишён литературного честолюбия, но это так. Мне представляется, что творчество, способность к нему – это не средство обретения известности и славы, не средство прокормиться… Это дар, который мы просто обязаны реализовать: написать, сочинить, придумать, изобрести… Возможно, ближе к окончанию своей жизни я и начну пытаться опубликовать что-то из написанного, пытаться поделиться этим; многие говорят, и справедливо, что именно страх смерти побуждает нас реализоваться в текстах, в книгах, оставить после себя строчки, страницы… Возможно: пока же я делюсь собою, своими мыслями только с бумагой; похоже, этого мне и довольно…

– Вы и впрямь нечестолюбивы, – заметил я. – А на мой вкус, отсутствие честолюбия в человеке творческом недопустимо – как, впрочем, и в любом другом. Подумайте: может, именно ваших слов и ждут? Может, именно ваши тексты призваны сделать кого-то лучше, чище, мудрее? А может, вами движет не отсутствие честолюбия, а боязнь быть непризнанным? Отвергнутым? Потерпеть неудачу у издателя? У читателей? Быть может, вы не верите в себя?

Я говорил возбуждённо, быть может, чуть более горячо, чем следовало. Он слушал, не перебивая.

– Неужели вы не видите несправедливости? – продолжал я. – Неужели вас не смущает, не ранит то обстоятельство, что публикуются бездарности, что книжные лавки и магазины завалены макулатурой? Люди, которые не имеют ни таланта, ни малейших способностей, но имеют наглость – да, не побоюсь этого слова – и величайшее самомнение, чтобы просто начать писать… любую ерунду, любой набор букв, лишь бы присутствовали существительные и глаголы: «Он пошёл», «она сказала», «он засмеялся», «они умерли»… И вот на фоне этой всепоглощающей бездарности – люди глубокого ума, тонкой души, подобные вам, остаются неуслышанными, незамеченными, не публикуются, не разделяют с нами свой мир… неужели вас это не ранит? Не злит? Проклятье, даже я испытываю досаду, хотя ситуация не относится ко мне прямо… Как же, должно быть, досадно и обидно вам!..

4 сентября 2015

Ольга Тиасто

Повесть «Доллары, водка, матрёшки»

(Приключения ростовских челночниц в Азии, Африке и Европе)

 

...Например, по пути в Китай, в никому не известное место под названием Суфуньхэ, нервы у всех были на пределе.

Сперва – на поезде до Москвы, потом – девяти- или десятичасовой перелёт во Владивосток; и вот – опять в поезде. С сумками, полными железа, кожаных ботинок и эмалированных чайников – таких размеров, что в московском метро надорвались, пропихивая и протаскивая их на эскалаторы!

Причём, каждый вёз с собой «специфику» этой поездки – армейское обмундирование. Военные шинели и бушлаты, которые китайцы почему-то любили, а также зимние шапки с кокардами и прочее. Поэтому, когда поезд остановился на границе и все вышли из вагонов покурить – зрелище представилось самое живописное. Как будто за окнами поезда собралась массовка какого-то фильма о гражданской войне или разбили свой лагерь анархисты. Каждый надел на себя шинель или военный сюртук в наивной попытке убедить таможню, что это и есть его верхняя одежда; даром что было тепло, и пальто в такое время года никто не носит, не говоря уже о головных уборах и кирзовых сапогах.

Конечно, в одежде был полный разнобой, потому что иные были в шинелях речного училища и с генеральской папахой на голове, или в шинели железнодорожника и в будёновке (откуда их-то выкопали, будёновки? такой антиквариат). Многие дамы в тельняшках и сапогах не своего размера, с сигаретами в зубах, напоминали Анку-пулемётчицу, подругу Петьки и Василия Ивановича; а если нет – то соратниц батьки Махно.

Затем всю массовку попросили вернуться в поезд, разойтись по своим местам – и начался таможенный досмотр...

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

09.05: Роман Рязанов. Безропотная луна (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


Уже собрано на:

18.05: Андрей Ямшанов. Зугдидский чай (рассказ)

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за март 2018 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2018 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!