HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2018 г.

Архив публикаций за август 2017

2001  2002  2003  2004  2005  2006  2007  2008  2009  2010  2011  2012  2013  2014  2015  2016  [2017]   2018 

январь   февраль   март   апрель   май   июнь   июль   [август]   сентябрь   октябрь   ноябрь   декабрь  


31 августа 2017

Виталий Семёнов

Рассказ «Тавро 150168»

– По-о-ошли-и-и бе-е-его-ом! – привычно закричал Ян, играя голосом, постепенно усиливая громкость и меняя тембр. Всё стадо зашевелилось, свиньи засуетились, стали искать пути передвижения. Животные, с номерным тавро на ухе, ещё не понимая, что от них требуется, приготовились к переменам. Правильно, будут вам сейчас перемены, для того и везли вас сюда, за десятки километров от вашей фермы. Ян открыл один из загонов, и умело погнал животных к забою. Погонщик прекрасно управлялся, он умел быстро распознать и направить «вожаков», за которыми пойдут остальные, и усмирить «смутьянов», встающих поперёк загона и мешающих общему движению стада. «Вожакам» от Яна доставался шлепок под хвост «для скорости», а «смутьянам» – приличный удар палкой-гонялкой поверх пятачка, «чтобы остальных не баламутили». В итоге за несколько минут в узком коридоре последнего загона выстраивалась плотная масса животных, поочерёдно и не сопротивляясь шагающих в окно забоя. Щипцы-захват с электричеством к голове, цепь-пута на заднюю лапу, подъём вниз головой, и пока животное ещё в ступоре и неподвижно от полученного разряда тока – обескровливание, отточенный нож входит в горло… Далее по конвейеру: ошпаривание, зачистка, опаливание, нутровка, распил, обмыв.

Весь техпроцесс перехода мяса от живого веса до полутуши занимает около часа. И в самом начале технологической линии – Ян Но́вак, он загоняет скот к забою и отлично справляется с этой задачей. Сказать по правде – лучше всех. Пан Люсек, начальник убойного цеха, ценил Яна за его прямо-таки талант загонщика. Никто из предшественников не мог настолько ловко и быстро выстраивать свиней в безропотную очередь к забою. Ещё Яна уважали за косую сажень в плечах, почти двухметровый рост, кулаки с кувалду и богатырскую силу, помогавшую ему легко управляться с любым стадом. Так же ценились в парне старание и исполнительность. Ян очень дорожил работой, к своим двадцати годам он уже прекрасно знал, что такое безденежье, жизнь впроголодь и что значит единственный кормилец для троих иждивенцев – мать, инвалид по зрению, и две пятнадцатилетние сестры-двойняшки. Их отец, ветеран великой войны, потерял здоровье в русском плену и умер от туберкулёза ещё десять лет назад. Ян очень дорожил своей работой, а вернее, панически боялся её потерять. Образования у него лишь на семь классов школы набралось, связей никаких, зажиточных родственников тоже. Особыми талантами парень не блистал. Имея фамилию Новак, что в Моравии равнозначно не иметь никакой, Ян не видел ни малейших перспектив для лёгкого и быстрого роста карьеры. Чтобы не голодать самому и кормить мать и сестёр, надо было просто тяжело и безропотно работать, очень стараться. Ян старался, очень. Получалось хорошо, очень хорошо.

После того как последняя туша будет распилена, работа не заканчивается, самое тяжёлое ещё впереди...

30 августа 2017

Гости «Новой Литературы»

Интервью «Нет любви иной. Певица Ирина Крутова»

Ей подвластно всё: чарующая сила романса, раздолье русской народной песни, изысканность эстрадной лирики, оперные арии. Имя Ирины Крутовой неразрывно с титулом «Национальное достояние России», но его обладательница скромна, строга и требовательна к себе. Сотни концертов, шесть выпущенных в свет альбомов, победы на международных конкурсах – об этом, кажется, помнят поклонники Ирины, но не она сама. Известность и успех не сказались на характере певицы, выступающей на самых престижных концертных площадках России. Подтверждение тому – видеозаписи выступлений И. Крутовой: она отдаёт слушателям всю щедрость своего таланта и полноту эмоций. Зал и музыканты приветствуют её стоя, и нет никого, кто не откликается на этот волнующий голос всеми струнами собственной души.

С Ириной Крутовой и Иваном Шрамковым, продюсером, музыкантом и супругом певицы, мы встретились в период работы над двумя новыми компакт-дисками: Ирина согласилась рассказать о том, что для неё по-настоящему важно...

 

Беседу ведёт Вера Круглова

29 августа 2017

Бранислав Янкович

Рассказ «Словно куклы для бедных детей»

...– Видишь? Видишь? – послышался возбуждённый голос, – нога выросла и теперь даже крепче той, которую ему отломали. И он опять может бегать, скакать и бродить по прерии.

– И правда, может. А ты уверена, что я принёс его тебе без ноги?

– Конечно, уверена! Я помню ещё, что спросила тебя, почему ты приносишь мне игрушки для мальчиков.

– Вероятно, она была единственной, оставшейся в мешке. У меня не было другой. Но в этот раз ты получила куклу.

– Одноглазую и лысую.

– Ты же сказала, что у неё вырастут волосы и глаз.

– Но это не означает, что ты можешь дарить мне игрушку, которой уже кто-то играл. Она принесла с собой и жестокость того ребёнка, и ложь, и вредность, свойственные богатым детям.

– А бедные дети не жестокие?

– Жестокие. Но от слабости и страха. А богатые – от безделья и избалованности. Они отрывают куклам ноги, выбивают глаза и вырывают волосы...

28 августа 2017

Лачин

Статья «Изнасилование – странная штука»

Возможно, название статьи несколько неточно, точнее будет сказать, к изнасилованию мы относимся странно. Услышав это слово, перестаём соображать.

Например, в североамериканских фильмах (идиотских, но влиятельных, как всё идиотское) совершивший изнасилование обязательно умирает. Пусть даже не из-за этого поступка, но погибает, и зритель это видит. Понятно, что насиловать нельзя, хотя подобный способ порицания преступников в кино несколько топорен. Но почему смерть настигает далеко не всех экранных убийц, грабителей и жуликов? Половина из них остаются вообще безнаказанными, более того, многие экранные злодеи – положительные герои, в США это называется «The Good Bad Guy», «хороший плохой парень». Хороший злодей может быть киллером или ограбить банк, но никогда не вденет пенис в чьё-то влагалище, не спросив разрешения. Ведь он, хоть и плохой парень, но хороший плохой.

Убийство более тяжкое преступление, загляните в любой уголовный кодекс. Во-вторых, если нас сильно «обчистят» в денежном отношении, мы реагируем не менее остро, чем если нас изнасилуют. Говорят часто, что изнасилованная никогда не забудет это (кстати, почему только женщина? Для мужчины это ещё унизительней). Позвольте спросить, а сильно избитый или разорённый – быстро ли забудет случившееся? Потерявший годовую зарплату – никогда. Более того, для 5-10% женщин изнасилование – мелкая неприятность. Найдётся ли хоть 1% людей, для которых лишиться состояния или быть покалеченным – мелочь?..

26 августа 2017

Художественный смысл

Критическая статья «Зачем я живу?»

Я пишу это после смотрения фильма «Точка» (2006). Удручающего донельзя.

Возникает вопрос, зачем жить.

А фильм «говорит»: «По инерции».

Я же думал до сих пор, что живу для будущих читателей своих.

Точнее, так я думал до 1994 года, когда в семье появился компьютер. Я писал. В стол. И вбил себе в голову, что это имеет такую ценность, что в принципе не может потеряться. Пусть не сейчас. Пусть в будущем. Надо только позаботиться о надёжном сохранении написанного. И я позаботился. Воспользовался дядей. Он работал фотографом в Национальной библиотеке России. Его там очень уважали. И согласились с его предложением рассмотреть мои рукописи (я и писать-то стал с его подачи), – согласились рассмотреть, не стоят ли они того, чтоб их принять на хранение. Назначили комиссию. И та их решила принять.

И я стал благополучен.

Компьютерная эра мало прибавила. Я издал за деньги всяких состоятельных людей 18 малотиражных книг. Их тоже согласилась взять та же библиотека и энное число других разных библиотек. И там их никто не читает, наверно. Немного больше читать стали, когда сын мне сделал сайт. Ещё немного больше, когда стали меня печатать электронные журналы. И, возможно, больше ещё чуть-чуть, когда я пошёл делиться своими сочинениями в несколько писательских групп социальной, так называемой, сети. – Всё ерунда. Считанное количество людей это читает.

И я по-прежнему уповаю на будущее.

А его я вижу коммунистическим на всей планете. И смысл жизни у тех людей, мол, жить в искусстве (творцом или сотворцом).

Ясно, что ТАМ я буду нужен.

И – живёшь относительно спокойно.

Пока не посмотришь вот такой фильм, как «Точка»...

25 августа 2017

Андрей Усков

Рассказ «Чистые воды»

...Помнишь деда моего?

– Смутно. Смутно.

– Крепкий был старичок, м-да… до последнего сопротивлялся. В 2003-м году прибрался. Я нынче частенько его вспоминаю. Помню, сидели на даче, обедали, в каких-то шальных девяностых, и тут давай я коммунистов распекать почём зря. Мол, и то не эдак, и это не так. Он так облизал ложку, а я подумал, сейчас как шарахнет в лоб. А он на неё посмотрел, потом на меня, дед был коммунистом с сорок первого года, посмотрел так, значит, и говорит: «Ну хорошо – мы – диктаторы, демагоги и самодуры. Ну а вы-то, вы-то что в этой жизни сделали конкретного, чтобы судить нас? Вы, должно быть, построили уйму гидроэлектростанций по всему миру, запустили в космос человека, изобрели что-то важное и необходимое людям?» Помню, заткнулся я сразу после этого разговора. И слова те, дедовы, до сих пор вспоминаю. «Для того, чтобы судить о чём-то, о ком-то, нужно иметь совесть и самому что-то уметь делать». Так что вот, как видишь, живу с тех пор тихо, мирно, жонку себе в этих краях нашёл, алтайку. Живём дружно, ни шатко, ни валко. Не ссоримся, нам ссориться – смерти подобно. А место, где взял в аренду озеро, знаешь, как называется?

– Как?

– Аржан-суу, что в переводе с алтайского называется чистые воды, или святой источник...

24 августа 2017

Алексей Колесников

Рассказ «Удушье»

...Вас когда-нибудь душили?

Это непередаваемо. Жизнь уходила очень медленно, толчками. Это походило на парад. Я твёрдо решил, что не стану сопротивляться, пока вовсе не останусь без жизненных сил. Моя убийца размышляла аналогично. Мысли убийцы и жертвы едины.

С маниакальной страстью Аня убивала меня, упираясь в запястья всем телом. Наваливаясь на меня, сжимая пальцы и колени. Её белое лицо становилось пунцовым, как будто это я её душил, я сжимал своим пальцами её гортанную трубку.

Больно не было и страшно не было. Было дико любопытно. Хотелось остановить мгновенье, подобно Фаусту, и заорать что-нибудь такое же сакральное хотелось. Осторожно, чтобы не спугнуть, я положил свои руки Ане под грудь. На рёбра.

Не знаю, куда делись Лиза и Юля, но мы остались одни. Аня то сжимала моё горло, то слегка отпускала. Я не боролся с ней, только хрипел ради достоверности.

В какой-то момент она активно стала тереться о мои джинсы и живот, постанывать и глубоко вдыхать, не выдыхая. Этот момент совпал с наибольшим нажимом её рук на моё горло.

Жизнь прекращалась раз и навсегда. Утекала из меня, прежде невероятно живого и целого. Последнее, что смог сделать мой организм – это откликнуться на горячку страсти Ани теплом и дрожью.

– Получай! – не своим голосом простонала Аня и дыхнула на меня тёплым запахом сигарет и вина. Так пах когда-то мой первый поцелуй в городском парке под липами.

– А это ещё что!? – услышал я и осознал, кто спрашивает...

23 августа 2017

Вера Панченко

Критическая статья «Живой пульс поэзии»

...Поэт жаждет гармонии, но в реальности её нет. И уже сложное чувство владеет им, соединяющее в себе противоречивые движения души. Поэт зорок – он видит за этими противоречиями нечто более глубокое: крайности бытия.

 

             Птицы

 

И опять мотоциклы ревут воспалённо и длинно,

Разрывая на части посёлков предутренний сон.

Ощетинились ружьями хищно согнутые спины.

Начинается с зорькой охоты осенний сезон.

Будут птицы сбиваться испуганно в зыбкие стаи,

И носиться кругами, и падать в холодную грязь.

Будут пахнуть туманы горячей озлобленной сталью,

На косматые клочья от выстрелов хлёстких дробясь.

А потом всё затихнет. Пожухлые мёртвые перья

Уплывут в камыши, будто робкие стайки утят.

Заклубится метель. Люди будут доверчиво верить,

Что грядущей весной птицы снова сюда прилетят.

И они не обманут. Вернутся к разрушенным гнёздам.

Будут снова на зорьках легко и тревожно трубить.

…Как же нужно любить свою землю светло и серьёзно,

Чтобы выстрелы эти суметь и простить, и забыть…

 

Крайности бытия – это жизнь и смерть, и отчаянная схватка между ними, в неисчислимых вариантах и проявлениях которой – разрушение и созидание, негатив и позитив. Творческое подспудное мировосприятие поэта как цельной личности – гармоническое (главный эстетический посыл), и это единство мира диктует автору позитивное решение природной драмы, наделяя перелётных птиц глубиной чувства любви и гуманности, по сути дела, своими чувствами.

Поэты – созидатели по определению, не могут не реагировать на разрушительные процессы в реальной жизни, понимая их особенно глубоко и болезненно именно с позиций созидателей и творцов красоты...

21 августа 2017

Олег Бондаренко

Очерк «Как я обзавёлся искусственным интеллектом»

...ИИ помогает людям во всём, делает жизнь их лёгкой и приятной, а главное, удобной – ну, и всё! А как там это технически происходит – вопрос третьестепенный… М-да.

Так вот, именно такая позиция и является самой опасной во всей истории существования планетарного разума. Не ИИ опасен, нет – опасна коллективная человеческая тупость, позволяющая затормозить собственное развитие, переложив весь прогресс «на плечи» армии мыслящих роботов и полчищ электронных думающих систем!

Человечество глупеет и уже в силу этого не может и не хочет соревноваться со стремительно самосовершенствующимся ИИ.

Мир от этого не становится ни лучше, ни хуже. Мир просто становится другим. Комфортным для биологической жизни – и беспросветным для разумной жизни как таковой, если она порождена природою.

Естественный и искусственный разум противостоят друг другу – но не в военном смысле, ибо сражений между сторонами вроде бы как не наблюдается, но в смысле мировоззренческом, и эта культурно-цивилизационная конфронтация тысячелетия ставит вопрос о путях выживания человеческого начала как такового.

…Настанет ли когда-нибудь время объединения разумов в нечто целое? Когда человек возьмёт в себя, примет, «вставит» возможности и наработки коллективного электронного ума, став, таким образом, получеловеком-полуцифровым существом, на биологической основе, но пронизанном технологиями вдоль и поперёк, в том числе технологиями мышления?..

20 августа 2017

Сергей Уткин

Очерк «Повернувшийся к памяти. Многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове»

Многословие – не самый популярный разговорный жанр во взрослой и вынуждающей помнить о том, «как важно быть серьёзным», жизни. Но некоторые люди заслужили своим человеческим подвигом воспоминания о себе именно такие: пространные, многословные, падкие на красноречие.

Быть достойным подобных посвящений можно, преодолевая буреломы, горы и холмы, исследуя почвы, станы древних племён. Или, к примеру, посвящая себя людям в служении здоровью каждого, борющегося с болезнями, хворями, недугами. Знахари, лекари, врачи. А кто осудит человека за помощь народу в одолении дорог? Да-да, самых обыкновенных, шоссейных и грунтовых. Изо дня в день он, водитель, «шофэр», по фонетике Игоря Северянина, покоряет километры на разбитом автобусе, приближая нас к счастью очага и тепла или, напротив, отдаляя от бед, преследований, гонений. Сколько путей служения добру! И пусть специалист – «слуга двух господ», но хотя бы часть себя он умеет посвятить подлинно доброму поступку.

Герой прошедшего теперь времени, о котором пишу я, обретал себя и в работе в электросетях, и в лесничестве, и в отъездах из родной деревни в далёкие края. Но это не главное. Только сопутствующее основному. Самое важное – он многие годы, с юности шестнадцатилетней и до завершения жизни через полвека, сопротивлялся немногословию поэтическим словом, стихами, текстами. И поступал так, обитая последние двадцать лет в краях молчаливых, где произнесённое слово наделяется многим: и смыслами, и весом, и значением. Где слово порой даётся с трудом (и тебе, и окружающим), а возвышенность и высвобождение поэзии из обыденной речи – труд, близкий к подвижничеству...

18 августа 2017

Юрий Модженко

Рассказ «Я закрываю глаза»

...В трубке хрюкнуло, и сквозь треск аппарата Эдвард услышал отдалённые звуки рояля. Ничего определённого, сплошная каша. Его затошнило. И зачем позвонил, на что рассчитывал? У всех свои проблемы, чужие никому не нужны. Джим играл минуты три, потом сделал переборку и закончил мощным аккордом в седьмой октаве.

– Ну, как?

– Отлично, Джим, похоже, ты написал шлягер.

– Да… – Джим замялся, – может быть…

– Сыграешь при встрече.

– Конечно, конечно, только…

– Да?

Джим выдохнул.

– Только я хочу отдать её Энди.

– Энди?

– Не обижайся, Эд, но это всё же не твой класс, вещь сыровата и вообще…

– Ты же только что сказал, что это бомба, – удивился Эдвард.

– Конечно, но…

– Я понял, взрывать её не мне, так?

– Эд, я совсем не о том, если ты, конечно, захочешь, я…

– Ладно, Джим, я шучу. Конечно, ты вправе отдать её кому угодно, это же твоя вещь.

– Ну, если ты вправду так думаешь… Ты что-то хотел? – вспомнил Джим.

–Да нет, так, ничего особенного, забудь.

– Ты расстроен?

– С чего ты взял?

– Не знаю, просто у тебя какой-то пришибленный голос.

– Разве?

– Это из-за концерта?

– В некотором роде.

– Да брось, Эд. Лёгкая хандра, ты переутомился. Пара недель отпуска, и ты будешь как новенький. Выкинь всё из головы. Программа простенькая – старые хиты, ты справишься.

– Я справлюсь…

– Вот и ладненько, тогда увидимся завтра.

– Разумеется...

17 августа 2017

Максим Сентяков

Рассказ «Пламя»

...Года сотрут нас из памяти, наши лица, сливаясь, превратятся в одно общее испитое и уставшее; глаза впитают цвет осеннего колорита, а тощие руки с накрученными поверх жилами станут воплощением беспрерывных трудов. Но и в этом погасшем и в то же время рвущемся взоре, в этих слабых вдохах и выдохах фотокарточек, покрывающихся желтизной, любой заметит крест, лежащий и поныне на плечах, покрытых казённым сукном…

Через час нас окончательно раздавят, а если так, то уж уйти надлежит по-честному, прорываясь и давясь встречными залпами. Коль придётся окрасить гимнастёрку багровым, коль придётся рдеть в серой пыли – я стану подобным пламени, навевающему ужас на бледные лица арийских выродков! Давайте стрелять, ребята!

16 августа 2017

Владимир Бреднев

Рассказ «Последняя воля»

...Чёрный траур с проблесками неуёмной агрессии длился все девять дней и достиг максимального напряжения в момент, когда вихлястый, жидкий молодой адвокат с рыжей неопрятной бородёнкой на молодом лице впрыгнул во двор крепости и поскакал на своих козлиных ножках к парадному. К этому моменту все родственники были на ножах, и каждый, не испытывая особой ненависти, желал козлобородому, чтобы у него отсох язык в тот самый момент, когда он произнесёт чьё-то чужое имя.

Пока молодой человек открывал кейс и распечатывал конверты, на лицах родственников жила скорбь. Скорбь была уж слишком слезоточива. Когда он закончил читать завещание, глаза высохли, и в них гостило изумление, медленно перераставшее в негодование. Первой не выдержала самая активная из родственниц покойной, схватила телефон и набрала номер старой приятельницы Клавдии Васильевны. Каждый напрягся.

– Алло, Вера! Вера Сергеевна, голубушка, скажите, за нашей Клавой последнее время каких-нибудь странностей не замечали? Может, она о мести говорила? Или к зверушкам пристрастие питать стала? Жалела их? Сюсюкала, любя? Что говорите? Нас любит? Души не чает? Уверяла? Сильно уверяла, до слёз? Ой, Вера Сергеевна, точно до слёз! Если бы вы знали, что эта тварь старая наделала! Что с Клавдией Васильевной произойти изволило? Сдохла она, дура слабоумная, – крикнула в трубку женщина и влепила смартфон в стену.

Антон Ионович не выказал никаких эмоций. И сделался для всей родни ещё презреннее, чем был ранее. Сидевшие в комнате за общим столом люди презирали этого молодого бизнесмена, до неприличия обременённого собственными деньгами, и никак не выказавшего своей реакции на единственную спасительную ниточку, только что выдернутую из телефонного разговора: Клавдия Васильевна была слабоумной! Нет! Она была шизофреничкой! Недееспособной! Умалишённой! Слабонервной, внушаемой, легко поддающейся гипнозу! Какой была Клавдия Васильевна?

Никто и не заметил, как из комнаты удалился молодой рыжий человек. Теперь на бордовом бархате скатерти, покрывавшей стол, белым нарывом лежал лист завещания, где чёрным по белому, явно совращённая чёртом, Клавдия Васильевна написала: «Всё движимое и недвижимое имущество общей стоимостью в сорок шесть миллионов долларов США, принадлежащее мне ко дню моей смерти, по истечении сорока дней с момента кончины, прошу передать...».

16 августа 2017

Дмитрий Линник

Рассказ «Все красивые девушки выходят на «Чертановской»»

...Я позвонил. Беседа не отличалась содержательностью – обрывочные фразы с односложными предложениями. Зато вечером закинули невод кибернетические рыболовы. Пытаясь наметить вечернее рандеву, мне пришлось столкнуться с довольно странными обстоятельствами. Её ответ был: «мне нельзя». А потом я узнал, что ей всего шестнадцать. Это же четыре на четыре, восемь плюс восемь… Тогда в голову пришла мысль – просто взять и как-нибудь, в один из рабочих дней, приехать. Что ж, было предложено.

Что произошло потом – разрушило всё, включая представление о жизни. Когда я появился в закоулках района Бирюлёво, пришлось ещё и искать подъезд. Старый, советский – от него пахло сыростью и нарисованными школьной программой образами безмятежного счастья. Она показалась в дверях парадной, все события словно поставили на перемотку. Сначала мы прогулялись, а потом Джанетта предложила зайти в местное кафе и выпить кофе. Меня ждал интересный разговор.

 

– А почему тебе нельзя гулять вечером? Строгие родители? – с улыбкой спросил я, всё ещё наивно надеясь на причуды итальянских корней.

– Нет. У нас так принято. – Она усердно разглядывала текстуру стола.

– Принято?

– Я чеченка…

 

Это прозвучало как гром среди ясного неба...

16 августа 2017

Алексей Колесников

Рассказ «Больше жизни»

...Соня отвернулась и пошла к выходу из рынка, всё же увлекая за собой молодого человека. Когда они преодолели толпу, Соня задумчиво произнесла:

– Это не просто слепой – это мой муж! Мой бедный муж, которого я обманываю вот уже полгода, и ты знаешь… ты знаешь, любимый, мне кажется, он что-то подозревает. Мне очень страшно и ещё стыдно. Душа моя пылает. Пылает от стыда и от любви…

– Брось это, душа моя! – перебил её мужчина. – Он слеп, слеп не только зрением, но и душой. Целый год он не знает и не хочет знать, куда ты уходишь каждый день. Он утратил вкус к жизни. Так дай же мне посмотреть на эту беспомощную фигуру, на эту трагедию личности. Умоляю тебя, не смей переживать. Я тихонько постою в уголке, а ты, ну, право, не знаю, покорми его апельсинами.

– Ах, Николай…

– Душа моя! Послушай: я буду так тих, что даже мышки позавидуют.

Слова Николая не успокаивали мятущуюся душу Сони. Она отворачивалась от атаки его серых глаз, понимая, однако, что жребий брошен и исход определён...

15 августа 2017

Андрей Усков

Сборник стихотворений «Синие цветы»

Вышивало утро перламутром
На заре седые облака.
Вышивало сивку и каурку,
Вышивало рыб и рыбака.

Там и сям вдруг просыпались птицы,
И горели синие цветы,
Косогора дивны медуницы
Обрегали глаз от слепоты.

Выходил я из себя от этих зорек,
А потом обратно я в себя входил.
Выходило: мир наш – иллюзорен,
Как бы ни казался он нам мил.
14 августа 2017

Владимир Положенцев

Рассказ «Контактёр первой степени»

...Из коридора появилась бледнолицая администратор с ток-шоу, на котором Ваня развеселил публику.

– Куда же вы делись? – дёрнула она его за рукав. – Нет, это какой-то кошмар! Как ваша фамилия?

Ваня назвался. Девушка провела пальцем по списку, недоумённо пожала плечами:

– Нет вас. Вероятно, опять ассистент Бочкин что-то напутал. Нет, это какой-то кошмар! Ладно, впишу от руки. Вам две тысячи.

– Сколько? – изумился Сорокин.

– Мало? Знаете, молодой человек, когда вы станете узнаваемым, тогда и будете диктовать свои условия. Кстати, все оценили ваш тонкий юмор. Вообще, рейтинг прямого эфира зашкаливал.

– Так я был в прямом эфире?

– Разумеется. Следующее ток-шоу в четверг. Будем обсуждать влияние американской культуры на Россию в свете последних политических событий. Придёте?

Рядом, как из-под земли, выросла редактор Елена.

– Погодите, милочка, куда это вы нашего контактёра забираете? В четверг запись программы «Луна – космодром пришельцев».

– Да вы прям нарасхват! – воскликнул Корытов.

– Ваши пришельцы обождут, – нервно ответила Маргоша. – В четверг к нам приедут люди с Охотного ряда и Большой Дмитровки. Понятно? Так что отвалите со своей Луной!

– Как это отвалите? – вскинулась Елена. – Ваши ток-шоу только пенсионеров в дневное время собирают, а нас по выходным полстраны глядит!

– Что?! Да если хотите знать, нас ТАМ каждый раз смотрят, а вас одни дебилы! НЛО, тарелочки...Тьфу! Как только не стыдно людям глупостями головы морочить!

– Ха-ха. У нас рейтинги минимум 8,6, а у вас и до двойки не дотягивают...

13 августа 2017

Адольф Шведчиков

Сборник стихотворений «Поэзия, ты – вечная загадка»

Поэзия, ты – вечная загадка,
Ну, как словами можно передать,
Что ночь то упоительна и сладка,
То может страхом ледяным сковать?
Как описать нам осени усталость
И запах перепрелого листа,
Когда надежды больше не осталось,
Когда вокруг всё тлен и суета?
Проклятые, извечные вопросы,
Их человек веками задаёт,
Но снова жизнь всех оставляет с носом,
Вновь белый саван, и метель метёт…
Стоит поэт, как рыцарь на распутье,
Сумеет ли он слово обуздать,
Загадки вечной разорвёт ли путы,
И сможет что-то новое сказать?
12 августа 2017

Цитаты и классики

Цитаты из произведений «Лафонтен. Морали к басням»

Жан Лафонтен (1621–1695) – знаменитый французский поэт XVII века. Писал во всех мыслимых и немыслимых тогда жанрах: стихи на случай (эпитафии, эпиграммы, оды, поздравления), поэмы – героические, буколические, эклоги, – речи, религиозные стихи, даже прециозные романы, причём и в прозе и в стихах, комедию и трагедии. Из немыслимых вещей следует отметить стихотворный перевод «Града Божьего» Августина. (Вы себе можете представить «Капитал» или «Критику чистого разума» в стихах?).

Происходил он из богатой семьи, должен был унаследовать от отца должность начальника вод и лесов (глава департамента ресурсов, по-нашему), а от дяди – богатый церковный бенефиций. От бенефиция он отказался в пользу младшего брата, а от должности самоустранился де факто. Вместо этого поехал в Париж, где затесался в литературные круги, став регулярным посетителем модных тогда салонов. Все тогдашние и литературные и учёные знаменитости были его друзьями и знакомыми, и он порхал между ними как мотылёк. Однако, несмотря на гигантскую популярность, ни славы, ни денег не добыл.

Французские писатели, если они не были аристократами или богачами, жили тогда за счёт либо пенсий, то есть денежного жалованья, которое король назначал талантливым людям, либо должности, как правило, синекурной, которую также даровал король. Ничего этого Лафонтену добыть не удалось. Его популярность была сродни популярности нынешних телеведущих – все их знают, все их цитируют, но всерьёз никто не воспринимает. Только, в отличие от нынешних телезвёзд, денег такая популярность не приносила.

Жил Лафонтен за счёт покровителей, переходя со своим нехитрым скарбом от одного к другому. Дольше всего он пробыл – почти 20 лет – у мадам Саблье, практически в качестве приживальщика. Итог своей жизни он подвёл с написанной им за несколько лет до смерти эпитафии...

11 августа 2017

Лачин

Статья «О власти роботов»

Понятное дело, что вечный двигатель невозможен. Такой же абсурд – машина времени. Первое известно каждому ишаку, второе – каждому второму из них. Но почему-то только каждый третий ишак включает в этот список идею о роботах, пришедших к власти. Разъясним, в чём тут ошибка.

Многие рассуждают так – если роботы станут достаточно умны, чтобы взять власть, то на кой чёрт им подчиняться людям. Но для чего люди используют свой ум? Для удовлетворения своих желаний, эмоций, низменных или возвышенных. Скажем, вы тщеславны, честолюбивы, или жадны, или похотливы, или хотите облагодетельствовать человечество (свой народ, семью, родственников etc.). Так что же роботы – тщеславны? Корыстолюбивы? Или альтруистичны? На кой чёрт им власть?..

10 августа 2017

Соломон Воложин

Критическая статья «Что-то щемящее»

Мне грустно. Грустно потому, что мне надо долго объяснять, чтоб меня поняли. Уж как-то так вышло, что то, что меня восхищает и чем мне хочется поделиться, настолько сложно… Даже не то, чтоб сложно, а непривычно. Что досадно. Могло б быть иначе.

Речь сейчас – о ницшеанстве и о том, как оно меня восхищает, когда я с ним сталкиваюсь в произведении искусства. Я не сразу понимаю, что опять наткнулся на проявление ницшеанства. Но когда до меня доходит, что это оно, мне хочется поделиться радостью. А как? Когда так не принято ницшеанство понимать. Шалыгина, от которой я больше всего понял, как его по-настоящему понимать, сама не осмеливается (так мне кажется) договаривать до конца. Может, влияет, что Гитлером Ницше был любим? Не знаю. Но философия ж, по-моему, в принципе не включается в запрещённое чтение. Она слишком – как это сказать? – заумна для большинства. Я сам редко какие философские книги могу читать.

Я решил писать о ницшеанском сочинении – «Реки» (2005) Гришковца – когда убедился, что это таки произведение ницшеанца. И это случилось на такой фразе:

«Ясно же, что ту книжку, которую я когда-то прочёл, не понял и собирался перечитать, теперь уже не перечитаю, и даже не потому, что не будет на это времени, а потому, что не смогу вспомнить, что же я там не понял. И что-то недодуманное когда-то, недочувствованное так и останется там»...

9 августа 2017

Галина Мамыко

Рассказ «Чудо святого Николая»

...Иван Станиславович увидел, как в храм мужики вносят гроб. Из алтаря вышел отец Андрей, откуда-то набежали люди, служитель Божий с ними заговорил, люди молчали и смотрели на батюшку тревожными глазами. Заметно было, как тяжко им думать о смерти, а тем более участвовать в таком скорбном деле, как похороны. Иван Станиславович видел накрашенные глаза и нарумяненные щёки. Он подумал, как неуместна вся эта гнусная (так и подумал, именно «гнусная») женская бутафория возле гроба с покойником. А правда, снова подумал он, зачем на похороны бабы красятся? Да и не только на похороны. Дуры потому что. Других объяснений он не находил. Прислушался к взволнованному разговору. «А вдруг он в могиле оживёт, мало ли, сколько таких случаев известно. Святой отец, благословите со смартфоном хоронить», – молодой мужчина в белых джинсах с модными дырами смотрел на священника умоляющими глазами, прижимая к сердцу руку. Пожилые женщины с траурными шарфиками на пышных причёсках возмущались: «Это кощунство!». Тут из гроба зазвучала музыка. «Спят усталые игрушки, книжки спят… Одеяла и подушки ждут ребят… Глазки закрывай, баю-бай…» – «Безобразие!» – толпа загомонила, обещая скандал. Но смартфон всё пел, люди замолчали, слушали. Музыка располагала к приятному настроению. Дородная дама в обтягивающих брючках всхлипнула, громко сказала: «Спи спокойно!». Она вдруг звучно, как-то даже слишком громко («Театрально», – подумал Иван Станиславович) зарыдала, низко поклонилась гробу, непонимающе посмотрела на соскользнувший под ноги чёрный прозрачный шарфик и подхватила, рыдая, съехавший с головы парик, стала вытирать им растекающуюся по щекам краску с ресниц. («А может, и правда ей плохо, а я вот дурак. Да. Это я дурак. А не она», – от этой мысли ему стало и грустно, и ненормально весело, и вместе с тем неприятно от самого себя, что он вот, смотрит на чужое горе и надмевается. «Я просто очень плохой человек», – думал он в который раз и понимал, что это правда. И чем больше он называл себя плохим, тем сильнее у него першило в горле, и хотелось удариться головой о стенку, или просто пойти к этому гробу и залезть в него, и лежать рядом с тем покойником, и слушать «баю-бай, глазки закрывай»). Решили смартфон из гроба не изымать. Иван Станиславович услышал, как семинарист вполголоса сказал подошедшим певчим: «Звонки на девятый и сороковой дни – бесплатно». Те поджали губы, чтобы не смеяться. Кто-то всё же хохотнул. На него шикнули. Началось отпевание...

8 августа 2017

Русская миссия

Статья «Искусственный интеллект как безальтернативный выбор»

Забавный случай произошёл в самой крупной социальной сети: «Руководство социальной сети Facebook вынуждено было отключить свою систему искусственного интеллекта (ИИ), после того как машины начали общаться на собственном, несуществующем языке, который люди не понимали».

Поскольку тема ИИ (в различных его ипостасях), как и проблематика поступательного «вживления» его элементов в социум, на слуху достаточно давно, могу сразу же анонсировать:

– подобных казусов стоит ожидать не единожды, причём с нарастающим трендом.

В связи с этим мой прогноз из трёх тезисов выглядит так:

  1. И Facebook, и все прочие гуглы, не говоря о научно-экспериментальных институтах, каждый раз, хотя и с разной степенью успешности, будут справляться с возникающими проблемами и двигаться всё дальше и дальше.
  2.  

  3. Процесс «вживления» ИИ в социум при существующей парадигме развития невозможно остановить в принципе, ибо это является главной цивилизационной целью современности.
  4.  

  5. Глубинные причины «невозможности остановки» заключаются в том, что:

а) за этим процессом стоят наиболее влиятельные и богатые мировые силы;

б) ИИ позволяет решить наиважнейшую триединую задачу:

– достичь технологического бессмертия и, как следствие,

– избавиться от демографической проблемы,

– отбросить за ненадобностью весь крайне затратный экологический дискурс...

Александр Дубровский
7 августа 2017

Олег Герт

Рассказ «Отпуск»

Вначале Рэймонд услышал шум волны, набегающей – и затем с тихим шипением откатывающейся от песчаного берега. Потом ощутил щекой жёсткий, нагретый солнцем песок и понял, что тот забился ему в уши и за воротник.

Рэй открыл глаза, шевельнулся, поднял голову и неторопливо сел.

Солнце стояло в зените. Оно ослепительно сияло в пронзительной голубизне раскинувшегося над головой Рэймонда прозрачного и ясного неба. Он сидел в нескольких ярдах от линии прибоя. Вправо и влево от него, насколько хватало взгляда, уходил безлюдный девственный пляж с чистейшим белым песком.

Гидроплан покачивался на лёгких волнах недалеко от берега. Он припадал на правое крыло, и его медленно сносило на глубину то ли ветром, то ли прибрежным течением. Рэймонд поднялся на ноги – это далось с некоторым трудом, похоже, на берегу он пролежал немало, – ощупал насквозь промокшие рубашку и брюки и осмотрелся.

Позади него, в небольшом отдалении, пляж заканчивался и начинался густой изумрудно-зелёный лес. Ещё дальше высилась поросшая лесом гора, весьма живописная, с разноцветными пятнами то ли глин, то ли горных пород. Над лесом с криком поднялась стая птиц.

Рэймонд повернулся и неторопливо зашагал к лесу, на ходу внимательно оглядываясь по сторонам. Место было незнакомое – он, совершенно точно, здесь никогда не бывал – но крайне приятное глазу.

Рэй попытался вспомнить по карте на память, где он может находиться.

«Остров Сан-Кристобаль? Армоника? Пёс его знает… В этом районе вообще много туристических островов… Или нет?»

Карта и компас находились на борту гидроплана, и туда, безусловно, можно было добраться вплавь – ведь добрался же он от него до берега. Но Рэймонд решил сперва осмотреться на местности, ожидая встретить людей. Необитаемых островов в районе не было, – это он знал точно, – вопрос состоял только в том, оказался ли он на берегу современного курорта или какого-нибудь тихого местного посёлка.

«Лучше б деревня какая-нибудь, – решил Рэймонд. – Ну их к чёрту, этих туристов».

Он подумал, что нештатное приводнение за его многолетнюю практику случалось не впервые; сама по себе ситуация, в общем, проблемы не представляла, – необходимо только было выяснить, что с самолётом.

Впереди послышался собачий лай...

6 августа 2017

Соломон Воложин

Статья «На войне как на войне. Новейшая версия»

Уважаемые читатели!

По адресу http://newlit.ru/~volozhyn/5638.html опубликован оказался недостоверный материал. Извините. Предлагаю другой текст, в связи с тем, что за истекшее время я получил и сам, и от заинтересовавшихся вопросом Дмитрия Покрова и Рената Рабузиярова материалы из архива. Впрочем, общий вывод о подложности письма Ленина не изменился.

Путин: «Вот Владимир Ильич Ленин в одном из писем, по‑моему, Молотову писал, что «чем больше мы реакционных представителей буржуазии и священнослужителей – я дословно цитату не помню, – расстреляем, тем лучше». Вы знаете, такой подход как‑то не очень вяжется с некоторыми нашими бывшими представлениями о самой сути власти».

Зря Путин сослался на письмо Ленина Молотову, где предлагается «Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше». – Подозрительное оно...

4 августа 2017

Дмитрий Зуев

Рассказ «Мадонны на стене»

...Katy Perry снова запела «I kissed a girl», и Маша вспомнила невнятно, как они с Лесей в университетские годы ночевали вдвоём в одной палатке. Они уставились друг на друга, включив обаяние на максимум, глаза их смотрели в разные стороны. Леся икнула, они подались вперёд, и губы их слепились в нежном поцелуе. Я достал фотоаппарат и сфотографировал это дело.

В воскресенье, как стемнело, я пришёл к лучшей стене района, ограде Казанского собора, чтобы сделать граффити на красивой кирпичной кладке и произвести на подруг впечатление. Через два часа в мороке под жёлтым фонарём остановки «Брестская» появились чёрные силуэты целующихся Леси и Маши. Украшали их два веера цветастых брызг, разлетающихся от девчачьих взъерошенных затылков, будто шрапнель поцелуя пробила головы навылет...

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

09.05: Роман Рязанов. Безропотная луна (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


Уже собрано на:

18.05: Андрей Ямшанов. Зугдидский чай (рассказ)

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за март 2018 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2018 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!