Форум журнала "Новая Литература"

Авторские разделы => Якушко Игорь => Тема начата: Валерий Кузнецов от 02 Январь 2008, 16:12:37



Название: Краткая рецензия на рассказ М.Жукова "Мухомор".
Отправлено: Валерий Кузнецов от 02 Январь 2008, 16:12:37
Прочитал  Рассказ М.Жукова «Мухомор».  Как говорится, рассказ рассказу – рознь. «Мухомор»- скорее, не художественный рассказ, а публицистический. Автор как бы рассказывает, повествует, но не литературным текстом. В большей степени. Ловишь себя на мысли: так что же это на самом деле? Рассказ, или некое его подобие? Может,  публицистика с элементами художественности? А может, новелла?  Новелла с  налетом пошлости и вульгарности – скажете вы. Имею в виду ненормативную лексику.  А если  даже и рассказ с натяжкой, то его автор –  явно из плеяды вольных мастеров. В слабом активе М.Жукова -  нелады с русской грамматикой. Это тоже – один из больших, без преувеличения, непростительных минусов. Все вместе взятое никак не работает и не может работать на произведение. 
Почему невольно склоняюсь к публицистике? Много, непростительно много, вводных слов, словосочетаний и даже предложений. Конечно, их можно, а порой и просто нужно использовать в тексте, но с осторожностью. В случае крайней необходимости. Засорять ими литературный текст – негоже. В рассказе режут слух «причем», «потом, видимо», «соответственно»… Наводнение вводными, а также многими другими словами-паразитами утомляет и сбивает планку восприятия текста именно как художественного полотна повествования. Сей прием понятен: автор стилизует своей текст под рассказ, выступая в роли рассказчика. А в результате, получается: сам себя перехитрил. Так называемый рассказ превращается в публицистику.  Лично я ничего против публицистики не имею: сам публицист. Приме:  «Он говорил преимущественно о наркотиках».  Это газетный текст… И таких примеров – множество. Словом, текст в рассказе – полу литературный. В этом так называемом рассказе нет элементарной редактуры. Художественной. То есть, литературной. Рассказ в классическом его понимании развивается по законам композиции: начало действия, развитие действия, конец. Финал. То есть, расстановка сил. В «Мухоморе» - минимум диалогов и монологов. Это заметно обедняет  произведение. Обедняет его художественность. Есть в рассказе и находка. И неплохая. Это когда  один из главных его героев запоем читает двухтомник А.Блока и наизусть цитирует полюбившиеся произведения поэта «серебряного века». Еще раз о редактуре. Рассказ необходимо подсократить, выжать из него воду и тогда он обретет  хоть какое-то подобие рассказа с атрибутами художественности.  Так мне думается и так мне видится. А Вам,  Игорь? Валерий Кузнецов.