Форум журнала "Новая Литература"

Авторские разделы => Оленев Роман => Тема начата: Роман Оленев от 21 Март 2015, 17:43:40



Название: Обсуждение: Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Марлен Хуциев»
Отправлено: Роман Оленев от 21 Март 2015, 17:43:40
Оленев Роман. Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Марлен Хуциев».

Примечательным явлением киноиндустрии последних лет стало появление формата 3D и так называемой колоризации чёрно-белых фильмов, что должно якобы дать им новую жизнь. Причём, говорят, что раскраской дело не кончится, и следующим этапом по привлечению зрителей к старым советским лентам будет перевод некоторых из них в формат 3D. Понадеемся, что это лишь слухи и до этого дело не дойдёт, а если дойдёт, то нескоро. Что же касается сегодняшней тяги к раскрашиванию чёрно-белых фильмов, то воздержимся от комментариев и возьмём это лишь как удобный повод.

Вспомним, что лучшие фильмы, или, во всяком случае, фильмы, ставшие символом киноискусства как такового, выполнены-то как раз в чёрно-белой эстетике. Допустим, знаменитая картина «Восемь с половиной» Федерико Феллини – может быть, главная работа чуть ли не главного гения кинематографа, фильм, по которому потом учились все режиссёры мира. Или вот «Андрей Рублёв», абсолютнейший шедевр уже нашего киногения, Андрея Арсеньевича Тарковского. Обе эти картины сняты приблизительно в одно время, в шестидесятые. И кинокритиками давно замечено, что взлёт всего мирового кинематографа приходится как раз на шестидесятые, когда режиссёры снимали ещё преимущественно на чёрно-белую плёнку.

Именно тогда кино и обрело статус высокого искусства. Кино даже стали сравнивать с поэзией. И это имеет свои объяснения. Шестидесятые годы, которые для Советского Союза известны как время оттепели с её атмосферой наивности – это же был ещё какой-то просто взрыв поэзии во всех её формах. Можно сказать, что это было время поэтической лихорадки. Ну а как иначе назвать то, что творилось тогда в умах, то, что люди тысячами собирались в залах и часами слушали стихи. Стихи читались в метро, на улице. Соответственно, и кино тогда стало как бы поэзией, но только в образах на экране.

Хорошо это стало понятно, когда вышел самый первый фильм Андрея Тарковского «Иваново детство»...