Форум журнала "Новая Литература"

Авторские разделы => Литвиненко Игорь => Тема начата: Игорь Литвиненко от 09 Июнь 2018, 19:15:23



Название: Обсуждение: Эссе «Сделай добро и брось его в воду»
Отправлено: Игорь Литвиненко от 09 Июнь 2018, 19:15:23
Литвиненко Игорь. Эссе «Сделай добро и брось его в воду».

Совершенно случайно праздничным майским утром в переполненном автобусе услышал я такую историю. Рассказывал её своему попутчику один, судя по орденским планкам на поношенном пиджаке, ветеран-фронтовик. Только я не понял, из своей жизни он эту историю взял или тоже от кого-то услышал.

Дело было в начале войны в белорусских, что ли, лесах, в партизанском отряде. Как создавались такие отряды и как потом действовали на оккупированной территории – об этом подробно и много написано в книгах из серии «Военные мемуары». Но в той истории, которую услышал в автобусе, главное не подробности, а сам факт: командир отряда, назначенный местным обкомом, задумал и осуществил смелый и рискованный план. Своего верного друга он оставил «под немцами», велел поступить к ним на службу в полицейскую команду. И предупредил: для полноты конспирации сделаем так. Я всем скажу, что ты сам, по своей воле отдался врагу. Не только немцы, но и все наши будут уверены, что ты есть настоящий предатель. Я один буду знать правду. Так что остерегайся больше своих, чем чужих. А если меня убьют раньше срока, ты никому ничего не докажешь и навсегда останешься в людской памяти как настоящий предатель...



Название: Re: Обсуждение: Эссе «Сделай добро и брось его в воду»
Отправлено: Рыбакрыбака от 10 Июнь 2018, 12:30:06
Я на месте автора поостерёгся бы называть свои этические миниатюры «эссе». Всё-таки это понятие предполагает иную углублённость и объём. Далее: автор не свои задачи решает. Художник по идее должен быть над схваткой, чтобы с большей высоты видеть перспективы той же этики и предлагать их обществу в иносказательной форме. И потом, ставя перед собой некую дилемму из исторического прошлого, он невольно начинает пятиться назад, что глупо и контрпродуктивно. Ну а если перед ним или мной и возникнет вдруг проблема внутреннего выбора, то следует действовать скорее и даже импульсивно, чем по инструкции. А там уж - кто на что горазд, кто на что учился... 

«Третьего не дано. Или ты — черевичный сапожник, 
или ты — чечевичный художник, гений или дерьмо». А. Вознесенский

Чтобы далеко не ходить, приведу в качестве примера ошибочности позиции автора его рассказ «Последний шанс». Здесь он выстраивает иллюзорный мир, в котором нет возможности найти ответы на вечные вопросы или на злобу дня, или вопросы будущего мироустройства. Это следствие недопонимания роли художника в мире и его задач. Это попытка жить в чужой, неорганично на нём сидящей шкуре экзотического животного...