Форум журнала "Новая Литература"

Авторские разделы => смысл Художественный => Тема начата: Художественный смысл от 30 Ноябрь 2018, 12:13:05



Название: Обсуждение: Критическая статья «Про муть»
Отправлено: Художественный смысл от 30 Ноябрь 2018, 12:13:05
смысл Художественный. Критическая статья «Про муть».

На днях я услышал мысль, меня чем-то поразившую. Что Павлов, намереваясь перейти с собак на людей в опытах на рефлексы, предполагал испытуемыми взять артистов. Те, мол, более близки к животным. А сегодня меня озарило, что рассказавший полностью не прав.

Давно я списал другую поразившую меня мысль. Что, если б животные могли говорить, они б охарактеризовали людей сумасшедшими.

В самом деле – животные живут в мире рациональности. А люди то и дело от неё отступают. (Я не беру случаев, когда, например, киты выбрасываются на сушу и гибнут.)

Надо не брать и случаев неадекватных реакций. Когда животному предъявляют два противоположных стимула. В природе такого почти не бывает. А если бывает, животное получает невроз и умирает.

А люди – нет! И тем отличаются от животных. Они реагируют третьим способом. Сумасшедшие.

То в мозгу, что обеспечивает третье реагирование, есть вторая сигнальная система. Она и превращает людей в сумасшедших «с точки зрения» животных. Но вмешательство второй сигнальной системы – редкое дело. Чаще мы живём на автомате. Рационально. И тогда не отличаемся от животных. Лишь люди творческих профессий чаще остальных оказываются собственно людьми. – Вот потому на них и собрался Павлов ставить опыты, перейдя от опытов на животных...