Форум журнала "Новая Литература"

Авторские разделы => смысл Художественный => Тема начата: Художественный смысл от 31 Январь 2019, 20:11:31



Название: Обсуждение: Критическая статья «Была не была. Попробую»
Отправлено: Художественный смысл от 31 Январь 2019, 20:11:31
смысл Художественный. Критическая статья «Была не была. Попробую».

...Поллок живописал тогда, когда марксизм в советском изводе стал всё больше демонстрировать свою беспомощность в объяснении перспектив общественной жизни, перед смертью Сталина, пусть и победившего фашизм, но, похоже, не столько из-за веры народа в коммунистическое будущее, сколько из-за менталитета народа, которого веками невозможно победить. До войны перспектива оказалась ясной из-за краткосрочности: ожидалась война, и надо было к ней приготовиться. Это не то, что предвещал марксизм. А после войны почти ничего не изменилось – теперь надо избежать ядерной войны. А где ж коммунизм? Теоретическая книга Сталина «Экономические проблемы социализма» что-то не указывает пути к нему. Надо, мол, совершенствовать то, что названо социализмом. Отказываться от колхозной собственности, переходить с денежного обращения на продуктообмен. Сталин «нацеливал на сдерживание авантюрных призывов немедленного перехода к отношениям высшей фазы коммунизма, на всемерное использование сложившихся отношений, но и без отката "назад"». – Это было мерами местного значения, а не перспектива человечеству. – Всего этого Поллок не думал и не знал, но чуял, что с наукой о социальной организации дело швах, и сосредоточился на организации пятен краски. Например, нечто одно и то же, а… бесконечно разнообразно. Организован… хаос. Он предчувствовал всплеск новой, тонкой организации… рынка (который стихиен же). Как факт, до 2008 года такого большого кризиса, как в 1929-м, не было.

Абстракционизм Поллока был оптимистическим.

Такой оптимизм не мог нравиться Ольге Булгаковой после ужаса реставрации капитализма в России в 90-х...