Форум журнала "Новая Литература"

Авторские разделы => Сапир Соломон => Тема начата: Соломон Сапир от 09 Август 2019, 23:13:29



Название: Обсуждение: Рассказ «Паспорта»
Отправлено: Соломон Сапир от 09 Август 2019, 23:13:29
Сапир Соломон. Рассказ «Паспорта».

Окошко ударников открыли вчера. Его украшали целую ночь. И вот полотнища кумача рухнули вниз…


Нет. Лозунгов было мало, их, пожалуй, совсем не было. Начальник паспортного пункта недолюбливал лозунги.


– Показом… Показом, ребята, – начальник ладонью прятал смешок, – показом!


Показом? И Они показывали. Твердолицый кудрявый парень. Девушка с озорными губами, с волосами огненными, зажигавшими лицо; веснушки тлели, как угольки… Они показывали. Ночь напролёт. Лица их пожелтели от бессонницы и отвратительной охры.


– Показом… Показом, ребята.


И по широкому кумачу ползли зелёные танки, суставчатые и строгие. Грозный Пролетарий с молотом стоял рядом с Бородатым Крестьянином. Розовые заводы дымили лиловыми хлопьями. От заводских ворот шла целина. Рядом с ней золотые хлеба сгибались от тяжёлой зрелости колоса. Времена и сезоны спутались. Это было весело, это называлось «Весна республики».


Да, самое главное. Посредине полотнища жил барабан. Он существовал автономно. Он отщёлкивал неугомонную походную дробь… Страна на марше...



Название: Re: Обсуждение: Рассказ «Паспорта»
Отправлено: Рыбакрыбака от 10 Август 2019, 14:27:05
Андреем Платоновым пахнуло, отдающей потом спиной революции с одеколоном «Шипр» внахлёст. Оригинальный слог, незряшный повод взяться за перо. Урок всем шлющим в НЛ свои творческие порывы: не води зазря пером, дождись, когда рана будет кровоточить открыто, когда боль за человека станет невыносимой. И о простом можно писать сложно, но без зауми. Спасибо племяннику за публикацию. Цветы на гранит...


Название: Re: Обсуждение: Рассказ «Паспорта»
Отправлено: Лачин от 10 Август 2019, 15:45:50
     Редкий случай, когда и рассказ сильный, и человек хороший (по биографии видно). Такие Великую Отечественную выиграли. (И чаще всех в ней погибали).
     Через 83 года после смерти автора рассказ увидел свет, через 86 лет после написания, и ничуть не поблёк. И это мягко сказано - стиль большинства нынешних куда архаичней. Притом что  "Паспорта" 20-летним написаны.
     Вспомнилась повесть "Щепка" Владимира Зазубрина, по стилю в чём-то.
     Эх, жалко парня, и писателя тоже... Стилист. За жизнь одного такого половины авторов НЛ жизни бы отдал, да к стенке их...

     САпир или СапИр?
     Надо бы и отчество его привести.


Название: Re: Обсуждение: Рассказ «Паспорта»
Отправлено: Никанорыч от 10 Август 2019, 16:49:18
Стилистика необычная. Путанные мысли, как и у всех двадцатилетних, вывозят необычные сочетания. Мне лично напомнило стилистику Заболоцкого, хотя у последнего и более ярко. Очень хороший рассказ своей необычностью. Обращусь к форумчанам - это плохой тон, хваля кого-то, говорить, что остальные, мол говно. Многие хороши, и даже лучше, по-своему. Сравнивайте с собой - это более честно. И ещё - достаточно низкий уровень НЛ, по сравнению с почти всеми интернет журналами, если не считать совсем уж дношных, так это в редактуре. Именно они несут основную ответственность, и их безвкусие, формирует основное впечатление.  Я как вижу на главной свежий номер журнала за январь 2019, то не понимаю, как, учитывая такие тенденции, сайт еще на плаву. Как поднялась та же Лиterraтура, по уровню печатающихся работ, так скатывается НЛ. И можно хоть тысячами себе накручивать рейтинг - видно, что болотце давно загнило. Не думаю, что Сапира ждало большое писательское будущее, в его годы и время тот-же Евгений Катаев, оставил несоизмеримо больший след в развитии литературы. Их таланты несопоставимы, хотя этот рассказ и неплох. Респект родственникам.


Название: Re: Обсуждение: Рассказ «Паспорта»
Отправлено: Лачин от 10 Август 2019, 17:03:28
    Я разругал не всех остальных, а только половину из них.
    "Сравнивать с собой" - неловко, когда себя считаешь не хуже.

    В Лиterraтура свои минусы, там всех гребут под одну гребёнку, литинститутовскую. Во всяком случае в прозе. В результате многие рассказы плохо различаются по стилю. (В особой чести там дамы, эмигрировавшие на Запад и в Израиль). Средний уровень там выше, да. С другой стороны, наиболее ярких, неординарных по стилю и "неудобных" по содержанию там не возьмут. И в полит. смысле тексты не должны быть левыми, даже умеренно, будь то в худ. литературе или в критике. 

     Я как то даже статью хотел написать со сравнительным анализом сетевых литжурналов, только вот... где её публиковать то?-) 


Название: Re: Обсуждение: Рассказ «Паспорта»
Отправлено: Никанорыч от 10 Август 2019, 17:17:35
Так тут статейку и выкладывайте. Я думаю ваша точка зрения была бы очень многим интересна. Уж я бы с удовольствием прочитал. Многие авторы не знают куда податься, не ведают подводных течений. Тыкаются туда-сюда. Их палками гоняют редакторы, которым жена не дала с утра, мнящие себя знатоками литературы, ничего не написавши. Так что Лачин ждём вашего мнения.


Название: Re: Обсуждение: Рассказ «Паспорта»
Отправлено: Лачин от 10 Август 2019, 17:21:49
     Спасибо, Никанорыч, за интерес к моему мнению.-)
     Пожалуй, да - если где и возьмут подобную статью, то в НЛ. Попробую успеть. 


Название: Re: Обсуждение: Рассказ «Паспорта»
Отправлено: Владимир Захаров от 11 Август 2019, 09:51:21
А вот и годнота подъехала, как говорит молодежь. Или: «im lovin it», - как поется в рекламе одной сети общепита. Мощный рассказ. Въезжает на перрон из молочного тумана времени, чугунным неоспоримым призраком. И оказывается, что через почти век ощущается энергичность тех людей набросанных несколькими (им достаточно, ибо выпуклые) крупными мазками. Как парного молока выпить, после порошкового. И «путаные мысли», тем и хороши, что они не оформившись, вполне себе еще ощущения, - а оттого другая эффективность воздействия. Люблю, когда в тексте не все проявлено и полутона часть композиции. А вообще такие рассказы мобилизуют лучше всего прочего. А судьба автора, напоминает, что времени не то, что мало, - его почти нет.
PS/ Обращение к родственникам. Если архив объемен и также представителен, то может, есть смысл поискать специалистов филологов, литературоведов, которые бы заинтересовались и профессионально подошли к наследию автора и возможно открыли бы его для всех?
Спасибо Лачину за наводку на Зазубрина.


Название: Re: Обсуждение: Рассказ «Паспорта»
Отправлено: Никанорыч от 11 Август 2019, 11:32:51
Рассказ неплохой, но не более того. На рассмотрении висит еще один, который дает более внятное представление. Такое чувство, что проходил мимо трупа лошади. Вроде и жалко, но как-то очень уж передергивает от запаха разлагающегося мяса. И кто-то скажет, что так и должно быть в искусстве, что язвы должны кровоточить. Но это не для меня. Дело вкуса. В литературе, как по мне, должна быть красота, тот мерцающий огонек, который взывает к самым глубинным чувствам. Помните Заболоцкого, почти из тех лет, 48-го:

А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?...

Для меня она должна быть. Пусть меня назовут снобом. Без неё мне никуда. А у Сапира я ее не увидел. Такая себе безидейная маяковщина.  Увы.

Лирику Маяковского вот вспомнил:

Лапы елок,
лапки,
лапушки…
Все в снегу,
а теплые какие!
Будто в гости
к старой,
старой бабушке
я
вчера
приехал в Киев.

Теперь понимаете о какой красоте я говорю? Вслушайтесь в эти строки... Даже у него...


Название: Re: Обсуждение: Рассказ «Паспорта»
Отправлено: Рыбакрыбака от 11 Август 2019, 17:35:06
Никанорычу

Я тоже одну песню смутно помню: «Листья жёлтые над городом кружатся, с тихим шорохом нам под ноги ложатся...» Это я к чему? К пенсионному кряхтению: «Как поднялась та же Лиterraтура, по уровню печатающихся работ, так скатывается НЛ...» Слегка гоните, батенька. В условиях диалектической стагнации художественного слова - всякий рост напоминает агонию. Допускаю, что у этой Лиterraтуры крепкие тылы в виде дотаций из мест известных, либо в захоперщиках сынки доцентов МГИМО, генералов ФСО и прочая байда. А НЛ выживает своим сиротским пароходом. Возможно, скоро умрёт, мутирует в библиотеку. Уровень издания решают имена - ну есть у нас писатель №1 в мире - Синичкин, или та же букеровская Николаенко, что с того? Новые тексты появляются мирового уровня - у Захарова, Ковсана. И по гамбургскому счёту уровень Лиterraтуры - крепкий, но довольно серый. Знакомился. К примеру вещи вроде «Между Южным и Северным полюсами» - там редкость. Уровень НЛ неровный, но здесь авторы ещё в состоянии удивлять. Нельзя объять необъятное, и родина у человека одна, всяк кулик своё болото... Будем жить там, где жить нам удобнее и честнее, а в «Пушкин» пусть ходят те, у кого на вешалке частокол костюмов и дорогущих ошейников в полоску.


Название: Re: Обсуждение: Рассказ «Паспорта»
Отправлено: Никанорыч от 11 Август 2019, 19:49:34
Сейчас заплачу. Я - простой обыватель. И одно мне нравится, а другое нет. Я не хочу менять то, что мне не нравится. Это как взять страшную бабу да фигачить ей сиськи, жопу, губы. И всё под себя. Я лучше найду другую. Если мне не нравится вкус хлеба в магазине, я куплю в другом, а не буду в жерновах молоть муку. И если я, как простой обыватель, беру книгу в руки, и не могу её читать, из-за глупостей - мне что, написать свою да читать её? Это моё личное мнение. И я имею на него право. Это мне нравится, а то -нет. На уровне эмоций. Зачем мне себя гнуть и заставлять делать то, что я не хочу? Это как натягивать презик, когда писька не стоит - вроде и благородное дело, да смотрят все с сочувствием. Мне нравится одна литература, вам - другая. Будьте терпимее..


Название: Re: Обсуждение: Рассказ «Паспорта»
Отправлено: Рыбакрыбака от 12 Август 2019, 16:53:14
Да и не дай бог чего не того напишите! Оккупируйте диван и ждите манны небесной. Не возбраняется. Однако вот что хочу вякнуть... Кто сегодня держится художественного слова? Сугубые консерваторы предпенсионного возраста. Они ещё чего-то строчат, пырхаются. Молодёжь слиняла в соцсети, творческая молодёжь из профи ищет работу на ТВ, в сериалах и прочей развлекательной продукции. Потенции штурмовать вершины есть у единиц, да сил уж нет по причине душевного радикулита. Я сужу по текстам крупных размеров, поступающих на досмотр в НЛ. Мура жуткая, уровень упал ниже плинтуса, поэтому с болью вспоминаю немало текстов из прошлой жизни, что не попали на Главную. И сейчас ошибки случаются, скажем в малых формах и поэзии. По мере сил с этим безобразием боремся. Лучше ситуация не будет, но и горевать не о чем - всему своё время. Навязывать потомкам своё мироощущение - дело неблагодарное, пустое. Они прекрасно проживут без новинок лит-ры, ограничиваясь для постановки речи классикой. Идите, Никанорыч, покусайте «Эру антилопы...» Синичкина для аперитива, полагаю вам до конца дней этого неповторимого десерта хватит. Успехов в труде...


Название: Re: Обсуждение: Рассказ «Паспорта»
Отправлено: Лачин от 12 Август 2019, 20:26:15
      Мне кажется, Семёнов зря взъелся на Никанорыча. Последний только того и говорил вроде, что зря в НЛ массу дурацких текстов берут. А чтоб не брать их, много труда не надо - просто не бери.

     Рыбак охарактеризовал  Лиterraтуру примерно как я. Ну что ж, если столь разные люди, как мы с ним, в этом сошлись, видно, доля правды в нашей оценке есть...

      Рыбак, да перестаньте вы связывать приверженность к литературе со старческим возрастом! Вам уже незабвенный Юлий Максимов как-то говорил: нахрена тогда вы тогда этот журнал читаете, или вы геронтофил?
       От себя добавлю: упоминаемому вами Синичкину ещё и 30 лет нет. Дмитрию Зуеву немногим больше тридцати. 
       "...творческая молодёжь из профи ищет работу на ТВ, в сериалах и прочей развлекательной продукции". Творческая молодёжь бежит от ТВ и сериалов, как чёрт от ладана. А любители сериалов, кстати говоря, главным образом преклонного возраста.

       


Название: Re: Обсуждение: Рассказ «Паспорта»
Отправлено: Лачин от 12 Август 2019, 22:14:14
      "Обращение к родственникам. Если архив объемен и также представителен, то может, есть смысл поискать специалистов филологов, литературоведов, которые бы заинтересовались и профессионально подошли к наследию автора и возможно открыли бы его для всех?" (Захаров).
       Я уже который день то же собирался сказать...


Название: Re: Обсуждение: Рассказ «Паспорта»
Отправлено: Рыбакрыбака от 13 Август 2019, 16:44:41
У настоящего художника год идёт за два, а то и за более... Вот и считайте - кому сколько лет, люди. Вымирание литературы - социально обусловленный, научный факт. Да и невооружённым глазом заметно падение роли писателя в жизни общества. А мы - своего рода кладбищенская команда, следящая за порядком на погосте. Светлая па...


Название: Re: Обсуждение: Рассказ «Паспорта»
Отправлено: Лачин от 13 Август 2019, 17:22:55
     Опять завёлся Рыбак на данную тему...

     Да когда же чтение было более массовым занятием? Ну разве что в СССР 1940-1990 гг. примерно. И где ещё? Во Франции 1789-го грамотных было только 40% населения. А в России 1812-го - только 3-4%. В 1917-м - 20%. В Китае их было столько же ещё в конце 1940-х. Насчёт Индии цифры не помню, могу только сказать, что там было ещё хуже, чем в Китае. В Африке не лучше Индии, скорее хуже. 
     И что, писатели в таких условиях сильно на народ влияли? А кто их вообще знал?
     Данте до 20 века, за без малого 600 лет, не более 5-10 тысяч человек прочло, и ещё несколько тысяч знали его по имени. Остальные читающие-знающие его за последние 100-120 лет появились. 
      В России до 18 в. вообще не было понятия "писатель".

     Спору нет, человечество тупеет, постсоветия особенно. Я сам чаще всех об этом пишу http://newlit.ru/~lachin/5142.html#n0 Но бывали времена и хуже. На Западе и Ближнем Востоке 5-13 вв. грамотных были доли процента (и далеко не все из них книги читали).
     Кстати, Интернет сильно облегчил задачу распространения, сохранения, нахождения и чтения лит. произведений.

     Так что не всё так плохо. А мировая революция - да, нужна, конечно, с этим, Рыбак, я и не спорю...


Название: Re: Обсуждение: Рассказ «Паспорта»
Отправлено: Литературозависимый от 13 Август 2019, 17:32:40
Агния Барто

                                                               Мячик

                                                   Наша Таня громко плачет:
                                                   Уронила в речку мячик.
                                                   - Тише, Танечка, не плачь:
                                                   Не утонет в речке мяч.
------------------------------------------------------------------------------------------
Небритый
     Налицо недюжинный потенциал автора. Он проглядывает сквозь намеренно детский стиль повествования. Но за этой нарочитой простотой и наивностью изложения видим боль, пережитую Барто. Боль потерь и разочарований, надежду на очистительный катарсис. Такое борзо не подделаешь, а посему невольно проникаешься доверием к автору и начинаешь переживать за героиню. Есть над чем задуматься, до крови раздирая маковку.  Жму автора. Хотелось бы лишь пожелать АБ в следующих публикациях большего наполнения своих текстов мышами, яркими метафорами, бурундуками, меткими сравнениями и ежами. Ждем-с. Padre nuestro!
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Че-оглы
      Мной уже отмечено в моих  монографиях, куда приводят все эти метания и поиски мячиков. Как я доказал  в моей рецензии на «Апрельские тезисы» В. Ленина, все эти «танечки» никогда не дорастут до Тани. Мы, левые, всегда готовы дать отпор праворадикалам Мореснета. Кстати, удачно подобранная иллюстрация,  гравюра одного из представителей неоклассицизма Лихтенштейна, лишь подтверждает мою правоту, отмеченную выше.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
Че-оглы
     Потому что. Ядрена мать!
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Никотиныч
     Ведь здесь, понятно, что аллегория, но не понятно, что за аллегория. Честные стихи. О трагичном по-доброму. И прекратите собачиться.
----------------------------------------------------------------------------------------------
В. Сидоров
      Задумка хорошая, изложение честное. Автор наверняка настрадался от достижений развитого идиотизма, о чем и поведал. Жаль, только, что мы и сейчас не далеко ушли от потерь. Мы так и не научились вылавливать мячи из рек, это все сталины и жуковы виноваты. Печально. Спасибо, Барто.
-----------------------------------------------------------------------------------------
Майонезовна
      Не понять вам, мужички, ранимую девичью душу. Не для вас написано. Пойду, еще разок читану, опять всплакну, молодость вспомню.
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Е. Птичкин
     Опять недобритый гриболов (Удалено администратором). Опять джайнист, страдающий раздвоением личности, (Удалено администратором). Пошли они (Удалено администратором). Ведь хорошие стихи, почему-то мне нравятся.
--------------------------------------------------------------------------------------------
Грибникгрибника
     Я тут на досуге покопался в Нашем Всё. Вся Сеть полна произведениями Барто. Хорошо, что и нам досталась крошка. Будем надеяться, что длинноресничная редактура НЛ не проморгает новые откровения сильного автора. Цифра нам поможет, пойду, планшет загружу.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
А. Ушков
     «Этто не серьезно!» - говаривал в таких случаях Бывалый из «Операции Ы». Девка плачет, мяча нет, одни обещания. Этто я к чему. Голубика нынче мелкая уродилась, а грузди, наверное, червивые будут. Да и молчать уже невмоготу. Что «Тише, Танечка», вы мне с Танюхой рот не затыкайте, лучше мяч верните. Ноне вот «Капитал» читаю, Карла Генриховича. Красиво излагает, собака. Только на тверезую голову, что-то плохо идет.
---------------------------------------------------------------------------------------
А. Литовский
    Я уже давно знаком с творчеством Барто и хотел бы выразить свое восхищение ее стихами.  Метким и нужным словом, которым так богаты  произведения Агнии Львовны. Стройный ритм, красивый слог. Будем ждать новых встреч.
-------------------------------------------------------------------------------------------
Че-оглы
     Опять сионисты и либерасты (Удалено администратором)
-------------------------------------------------------------------------------------------
А. Литовский
     От (Удалено администратором) слышу. И вообще (Удалено администратором).
-----------------------------------------------------------------------------------
А. Ушков
     За Родину, за Барто! Налил-бы хоть кто, да стишков почитал. Настоящих, добрых. Из Детства.
------------------------------------------------------------------------------------
А. Барто
    Растите дети, не балуйтесь и не ссорьтесь.
                                         Как большой, сидит …
                                         На ковре перед крыльцом
                                         У него в руках игрушка —
                                         Погремушка с бубенцом.
                                         Мальчик смотрит — что за чудо?
                                         Мальчик очень удивлён,
                                         Не поймёт он: ну откуда
                                         Раздаётся этот звон?



     
 


Название: Re: Обсуждение: Рассказ «Паспорта»
Отправлено: Лачин от 13 Август 2019, 17:40:38
     Литературозависимому.
     Я ещё не дочитал. Потому что сперва прыснул, потом засмеялся в голос, а потом едва не до слёз. Передохнуть хочу.
     Жму руку. Это классика, пусть даже классика жанра.
     Вам нельзя размениваться на посты. Читатели и авторы НЛ ждут отд. произведения, в основу коего может быть положен и данный набросок. У вас талант.
     Пойду дочитывать и рассылать ссылки.


Название: Re: Обсуждение: Рассказ «Паспорта»
Отправлено: Лачин от 13 Август 2019, 19:32:47
      Главное, Синичкин закончил свой пост точно так же, как Е. Птичкин из опуса Литзависимого...-)

      Интересно, что ведь Таня - псевдоним Космодемьянской, часто мною упоминаемой. И Че-оглы говорит, что танечкам не дорасти до Тани. Ловко вставлено.-) При этом в стих. Барто тоже Таня. Удачно подобрано... 

     Синичкин прав - мне тоже сразу одноактная пьеса представилась.
     В число персонажей стоило бы ещё Юлия Максимова и Фёдора Избушкина добавить. Можно и Админа.-)  


Название: Re: Обсуждение: Рассказ «Паспорта»
Отправлено: Борода от 14 Август 2019, 19:03:21
В прошлом, как я понял, тоже давали дрозда...

«Кряжистый не двигается, не глядит на маузер, на начальника...» И чуть ниже:
«Молчат. Начальник с револьвером в руках и другой, помутневший и сгорбленный...»

Эта ведь два совершенно разных писотолета... Но эт ничего, рассказ с нос шибает!


Название: Re: Обсуждение: Рассказ «Паспорта»
Отправлено: Никанорыч от 15 Август 2019, 13:13:27
Да почему с обидой? Прикольно и весело. Наконец хоть искра юмора в этой мути. К Семенову - вы правы. Я не совсем самоидентифицировался, потому и имею такое немусорское погоняло. А какая разница? Будь я хоть Иво Бобул, хоть Бонч Бруевич. Что вам дадут имена? А по жизни я тот, кто проходил мимо, да и зашел на огонек, почитать, пообщаться. Вам то какое дело? Зачем мне прятаться, тем более от вас? Просто здесь люди высказывают своё мнение, пусть и разное, но в этом прелесть. Демократия. И прекратите, наконец, собачиться :)


Название: Re: Обсуждение: Рассказ «Паспорта»
Отправлено: Борода от 15 Август 2019, 15:57:04
Семёнову

Народ из авторов НЛ прячется за погремухи чтобы не подставляться - других колоть, а себя (может, немощь) не выдать. Надо относиться к слабостям снисходительно. Вот мне в детстве не нравилось быть Колей, хоть убей. Более дурацкого имени даже представить себе не мог, изжогой шёл. Вы же знаете, что все невротики со своими приколами меж лопаток. Оттуда возникло табу на имена собственные и некие любимые про-заеками говорящие фамилии. Позже, в двадцать, я распустил бороду и сразу стал для друзей навечно Бородой, Бордисом, Бордимой и проч. Прозвище стало кожей. У прочих - свои резонты, пусть их. И вертаясь к прошлой реплике, добавлю, что штамп восприятия не позволяет принимать «маузер» как револьвер с барабаном (хотя были понятно у знаменитых оружейников и такие). Это сюда же, по поводу самодентификации: имя, как костюм, - кому идёт, кому нет. И тогда народ изобретает себе по сенькешапку...


Название: Re: Обсуждение: Рассказ «Паспорта»
Отправлено: Литературозависимый от 15 Август 2019, 16:45:15
       «Паспорта» не впечатлил, но родственникам автора респект. Молодцы, родовые каналы надо промывать.
       Насчет личных публикаций в НЛ – не судьба. Два раза посылались работы – зарубили. Почему в СССР классиками литературы назначены, например, И. Тургенев и Н. Островский, а не их современники Н. Лесков и А. Малышкин, писавшие ярче и интереснее? В НЛ назначенный классик – Воложин, а накрученный – Ногина. Судьба.
        Зовут меня Ольга, по жизни я клинический психолог. Расщепление сознания опасная вещь. В курсе.
        Взбодрились хоть немного? Прекрасно, гештальт закрыт. Прощайте.
       


Название: Re: Обсуждение: Рассказ «Паспорта»
Отправлено: Борода от 19 Август 2019, 15:44:05
Поскольку у руководства Новой Литературы, судя по всему, кончилась смазка, члены скрипят, интерес к жизни угасает, а сон занимает большую часть суток, то придётся учредить свою рубрику «Искушённый (допустим) читатель рекомендует», и обновлять её по мере появления новых поводов для удивления. Солнце светит, золото блестит:

Соломон Сапир «Паспорта»
Ыман Тву «Голоса крыс»
Владимир Шамов «Когда уходит белая корова»
Михаил Кавсан «Щель»
Алекс Ведов «Цикл»
Дмитрий Зуев «Остаётся дом ваш пуст»
Евгений Гольцов «Между Южным и Северным полюсами»
Виталий Семёнов «Апогей»
Владимир Захаров «Идеальное устройство»
Елена Ланге «В моём окне»

Дадим нашей «десяткой» чертей конкурентам, многие им лета...


Название: Re: Обсуждение: Рассказ «Паспорта»
Отправлено: Александр Сапир от 20 Август 2019, 12:37:44
     Редкий случай, когда и рассказ сильный, и человек хороший (по биографии видно). Такие Великую Отечественную выиграли. (И чаще всех в ней погибали).
     Через 83 года после смерти автора рассказ увидел свет, через 86 лет после написания, и ничуть не поблёк. И это мягко сказано - стиль большинства нынешних куда архаичней. Притом что  "Паспорта" 20-летним написаны.
     Вспомнилась повесть "Щепка" Владимира Зазубрина, по стилю в чём-то.
     Эх, жалко парня, и писателя тоже... Стилист. За жизнь одного такого половины авторов НЛ жизни бы отдал, да к стенке их...

     САпир или СапИр?
     Надо бы и отчество его привести.

СапИр Соломон Львович. Но до своего отчества он не дожил. Для всех семей


Название: Re: Обсуждение: Рассказ «Паспорта»
Отправлено: Александр Сапир от 20 Август 2019, 12:45:28
     Редкий случай, когда и рассказ сильный, и человек хороший (по биографии видно). Такие Великую Отечественную выиграли. (И чаще всех в ней погибали).
     Через 83 года после смерти автора рассказ увидел свет, через 86 лет после написания, и ничуть не поблёк. И это мягко сказано - стиль большинства нынешних куда архаичней. Притом что  "Паспорта" 20-летним написаны.
     Вспомнилась повесть "Щепка" Владимира Зазубрина, по стилю в чём-то.
     Эх, жалко парня, и писателя тоже... Стилист. За жизнь одного такого половины авторов НЛ жизни бы отдал, да к стенке их...

     САпир или СапИр?
     Надо бы и отчество его привести.

СапИр Соломон Львович. К сожалению, до подобного обращения он не дожил. Для семейных был "Солей", для остальных - "Сеней".
Я подработал к отправке около 15 его рассказов. Есть более крупные наброски. Постараюсь кого нибудь нанять для оцифровки.


Название: Re: Обсуждение: Рассказ «Паспорта»
Отправлено: Александр Сапир от 20 Август 2019, 12:53:04
Архив - чемодан с рукописями. Или текст рукописный или пожелтевшие машинописные листы. Много повторов, наверное, искал варианты. Особенно, в рассказе о Ленине - как он тайно бежал в Кремль из своего полузаточения в Горках. Перед Лениным они преклонялись. Кумир у них был - Киров. Сталин не упоминается.
В целом, как мне кажется, он был романтиком революции. Абсолютно воспринимал все догмы, "классовую борьбу" и пр. Ощущал себе преемником той героической эпохи Гражданской войны. Такова была комсомолия той поры. Хотя семья была по происхождению совсем не пролетарская.


Название: Re: Обсуждение: Рассказ «Паспорта»
Отправлено: Александр Сапир от 20 Август 2019, 13:01:14
Стилистика необычная. Путанные мысли, как и у всех двадцатилетних, вывозят необычные сочетания. Мне лично напомнило стилистику Заболоцкого, хотя у последнего и более ярко. Очень хороший рассказ своей необычностью.
......................................
 Не думаю, что Сапира ждало большое писательское будущее, в его годы и время тот-же Евгений Катаев, оставил несоизмеримо больший след в развитии литературы. Их таланты несопоставимы, хотя этот рассказ и неплох. Респект родственникам.

НЕ знаю, что его могло ждать. Мог ждать взлет, а могли и репрессии, как многих тогда. Ведь начиналась Большая Чистка. И началась она как раз с ленинградских партийных и комсомольских работников. Он был уже известен в Обкоме и его могли и репрессировать с остальными и возвысить на место репрессированных. Случалось и то и другое.
Так что остался он таким, каким есть. Но я уверен, что писать он бы не бросил никогда. Вот на какие сюжеты, это не известно. И был несомненно честным и немного наивным романтиком. Теперь мы это понимаем.


Название: Re: Обсуждение: Рассказ «Паспорта»
Отправлено: Лачин от 24 Август 2019, 20:37:38
     "СапИр Соломон Львович. К сожалению, до подобного обращения он не дожил. Для семейных был "Солей", для остальных - "Сеней"".
     Всё не так плохо, Александр. Хуже, когда ты "большой начальник" вроде, знаменитость, и зовут вас, скажем, Михаил Сергеевич, а для потомков останешься Горбатым. Или Димоном. А тут наоборот - был Солей-Сеней, но стал Соломоном Львовичем. Рад. 

     "Особенно, в рассказе о Ленине - как он тайно бежал в Кремль из своего полузаточения в Горках".
     Вот это обязательно надо дать. Можно дать один вариант, остальные в примечаниях. Сюжет интереснейший! К тому же с левых позиций, что большая редкость в нашей литературе. Если это был бы очередной контрреволюционный спич - так такого добра у нас завались последние треть века. Обязательно дайте, Александр! Интересного человека вы открыли. Ядрёна мать!
     Появление С. Сапира - одна из лучших удач НЛ. Если один Соломон её позорит, так в противовес нужен другой Соломон, что и явился. Символично, однако!

     "Перед Лениным они преклонялись. Кумир у них был - Киров. Сталин не упоминается".
     Ну да, точно. Человек образца Мартемьяна Рютина, Варлама Шаламова. 

      "В целом, как мне кажется, он был романтиком революции. Абсолютно воспринимал все догмы, "классовую борьбу" и пр.".
      Помилуйте, Александр, ну какие "догмы". Ленину много раз приходилось объяснять, что марксизм "не догма, а живое учение". Догматика как-раз с семинариста Сталина и началась. При коем подобных Сапиру и постреляли.
      И "классовая борьба" - зачем же у вас это в кавычках? Она ведь была, и ожесточённая, и в данном случае неважно, кто из нас на каких полит. позициях стоит.

      "Ощущал себе преемником той героической эпохи Гражданской войны".
      Да он таковым и был, пожалуй. Наверняка погиб бы в 37-39-м или в 41-45-м. Хотя мог бы и выжить, случалось такое.
      К середине 40-х таковых на душу населения почти не осталось, отчего и началась деградация моральная, уже не только правительства, как после Ленина, а всего народа. Кончилось постсоветией. Придётся начинать сначала.

     Обязательно дайте рассказ про Ленина! Важную находку вы сделали.


Название: Re: Обсуждение: Рассказ «Паспорта»
Отправлено: Лачин от 24 Август 2019, 20:41:40
     "Прекрасно, гештальт закрыт. Прощайте" (Литературозависимый).
     Литзависимый, не покидайте нас! Иначе я запью. А может, и не я один. Не закрывайте гештальт. Мы все в нём нуждаемся. 

      И посылайте в НЛ ещё. Или хотя бы мне в личку. (Или не только мне). А в блоге вы есть в НЛ?


Название: Re: Обсуждение: Рассказ «Паспорта»
Отправлено: Лачин от 24 Август 2019, 20:58:42
    "Перед его чтением, в течение нескольких дней, знакомился с прозаическими трудами выпускников лит. института и всяческих лауреатов всего и вся, на известном ресурсе. Пребывая в полном недоумении и иссушении мозга, от серой невыразительной пресности, приступил к этому тексту и немного попустило" (Владимир Захаров о рассказе http://newlit.ru/~dorosh/6338.html).
     Ну что ж, Захаров охарактиризовал Лиterratуру также, как я и Рыбак.-)


Название: Re: Обсуждение: Рассказ «Паспорта»
Отправлено: Лачин от 24 Август 2019, 23:11:23
       Я часто слышал замечания, как у Семёнова. Мне кажется, псевдонимы-ники оправданы. Помню, в то недолгое время, когда я был в фейсбуке, один мой оппонент написал: "аноним хуже пидораса". Я ответил, что я не аноним, но ведь дело даже не в этом. Просто - что в имени тебе моём? как говорило солнце рифмоплётства. Точные данные имеют значение в 4 случаях, когда форумчане собираются: 1) пожениться, 2) подраться, 3) заключить денежную сделку, 4) судиться. В остальных случаях ФИО ничего не даёт. С тем же успехом можно сказать о своих росте-весе. Ну вот я 180 см. и примерно 70 кг. И что с того? Кому  и что здесь даст эта инфо? Кроме того, если люди особо заинтересованы друг в друге, можно и в личку сообщать.
     Кроме того, всё равно можно наврать. Никто же не выставляет паспортных данных с фото. Один из нас сказал, что он Коля, другой - что он 180 см. А может, первый из них Стёпа или Вася, а второй двухметровый или лилипут.
     Наконец, здесь ещё одно важное обстоятельство. Когда все имеют точные данные друг о друге, то люди бояться говорить, что думают. Особенно друг о друге, политике и религии. Могут донести, избить (в принципе даже убить), и пр. В результате одни отмалчиваются, другие многое умалчивают, или используют "намёки тонкие на то, чего не ведает никто", по словам другого солнца литературы. В обществе случайных людей, если все друг друга знают, сразу начинаются запугивания. "А вы знаете, что это подсудное дело?", "А ты за свои слова отвечаешь, падла?", "Мой муж (брат) - полковник спецслужб (каратист, боксёр), он тебе пасть порвёт", и пр. Многих и запугивать не надо, они заранее думают о последствиях.
     На этом форуме один фашист угрожал меня засудить и писал: "И пусть Лачин не надеется скрыться под псевдонимом, его найдут". Дело не в том, что я и не скрывался. Дело в том, что стукачи и вообще мерзавцы всегда ищут способа запугать вас и этим лишить слова. То есть подвергают вас цензуре, угрожая репрессиями, самолично выступая в роли цензора.
     Таким образом, именно когда все скрыты - или как минимум те, кто хочет скрыться - нам легче узнать, кто о ком что думает. Когда человек безнаказан, он открывает своё истинное лицо. Вышеупомянутый фашист, думая опозорить других, ославил себя самого, и теперь мы знаем, кто он есть на самом деле. БР имел возможность преступить все границы приличий, понося покойного автора из ненависти к её мужу, да так и сделал - и этим дал возможность всем остальным понять, чего он стоит и чего от него можно ожидать в дальнейшем.
     Печально, но факт - мы можем точно узнать, чего стоит малознакомый нам человек, только в том случае, когда он может безнаказанно сделать любую подлость. Во всех остальных случаях большинство людей выглядят порядочнее, чем в действительности.
     Таким образом, псевдонимы-ники приносят двойную пользу - 1) защищают вас от стукача или того, кто сильнее вас физически и хочет сделать аргументом кулаки, 2) дают возможность всем мерзавцам показать своё истинное лицо, и тем самым мы уже знаем, как к ним дальше относится и чего от них ждать. 

     ЗЫ.
     Чёрт побери, о чём только не зашёл разговор на стр. рассказа Соломона Сапира...-)


Название: Re: Обсуждение: Рассказ «Паспорта»
Отправлено: Лачин от 25 Август 2019, 01:15:46
     Кстати, почему фейсбук и Вконтакте всё настойчивее требуют точных данных от своих пользователей? Чтобы иметь возможность их забанить или засудить, репрессировать (фейсбук под контролем ЦРУ, вконтакте - ФСБ). Сайт, требующий от вас подобного, подозрителен, будьте осторожны. Для чего ему ваши данные? Деньги по почте прислать? Да нет... 


Название: Re: Обсуждение: Рассказ «Паспорта»
Отправлено: Лачин от 25 Август 2019, 02:00:02
     А Никанорыч закончил свой последний пост как Никотиныч из скетча Литзависимого.-)) По примеру Синичкина. Это становится традицией.-)) Прав был Оскар Уайльд, жизнь сама подражает искусству, ха-ха-а!


Название: Re: Обсуждение: Рассказ «Паспорта»
Отправлено: Лачин от 27 Август 2019, 00:33:30
     Насчёт сказанного в 35 посте подробно написал Александр Тарасов, отрывок (с массой ссылок) приведён мною здесь http://newlit.ru/forum/index.php?topic=5352.225  пост № 233
   


Название: Re: Обсуждение: Рассказ «Паспорта»
Отправлено: Лачин от 02 Апрель 2020, 06:19:46
    Набросок Литературозависимого (Ольги) в 17 посте немного разработан здесь http://newlit.ru/forum/index.php?topic=4739.msg26855#msg26855 посты 105-107


Название: Re: Обсуждение: Рассказ «Паспорта»
Отправлено: Деклан от 10 Июнь 2020, 16:57:31


СапИр Соломон Львович. К сожалению, до подобного обращения он не дожил. Для семейных был "Солей", для остальных - "Сеней".
Я подработал к отправке около 15 его рассказов. Есть более крупные наброски. Постараюсь кого нибудь нанять для оцифровки.

Александр, здравствуйте. Если под оцифровкой имеете в виду вычитку сканов, то могу сделать. Бесплатно, конечно же.
Рассказы сильные.


Название: Re: Обсуждение: Рассказ «Паспорта»
Отправлено: Лачин от 11 Июнь 2020, 15:56:37
      Наверно, лучше ему написать. А. Сапир, насколько я знаю, не часто на форуме бывает.
      (Рад интересу Деклана к С. Сапиру.)