Форум журнала "Новая Литература"

16 Апрель 2024, 20:52:49
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.
Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Обсуждение: Критическая статья «Прокрустово ложе литературного жанра, или Ещё раз о миниатюре»  (Прочитано 3981 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Игорь Солнцев
Модератор
Новичок
*****

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 17


Просмотр профиля Email
« : 23 Октябрь 2009, 18:27:52 »

Солнцев Игорь. Критическая статья «Прокрустово ложе литературного жанра, или Ещё раз о миниатюре».

...Небольшие размеры миниатюры влекут за собою и другие её чисто-формальные особенности, которыми она отличается от крупного по объёму произведения. Среди них на первом месте – тщательность отделки. То есть, существует полная аналогия с миниатюрой живописной, которая требовала острого глаза и уверенной руки мастера.

Продолжая жанровые аналогии, можно сказать, что большинство произведений малой прозы правомерно соотнести с тем синтетическим жанровым образованием современной поэзии, которое нейтрально именуется лирическим стихотворением. Причем, главным признаком принадлежности того или иного произведения к жанру выступает, так же как и в стихотворении, сам размер текста: единственное, что можно безошибочно сказать о природе миниатюры, – это прозаическое произведение меньше рассказа.

Тем не менее, среди произведений малой прозы все же можно выделить подтипы. «Главное разграничение, возможное (но вовсе не обязательное) в рамках малой прозы, связано с функцией фабулы: бесфабульные, чисто лирические стихотворения в прозе можно называть “лирическими миниатюрами”, фабульные – “короткими рассказами”. В отдельную рубрику следует выделить “выросшие” из дневниковой записи (и постоянно в неё “возвращающиеся”!) мини-эссе, у истоков традиции которых стоит также уникальный жанровый эксперимент Василия Розанова с его книгами “Уединенное”, “Мимолетное”, “Опавшие листья”, “Смертное”, “Апокалипсис нашего времени”» (Юрий Орлицкий). Известные российские (советские) писатели тоже не чурались работать в этом пространстве. Стоит вспомнить "Камешки на ладони" В.Солоухина, "Затеи" В.Астафьева, "Крохотки" А.Солженицына, "Траву-мураву" Ф.Абрамова, "Мгновения" Ю.Бондарева.

В современной русской прозе общий для всех жанров процесс минимализации сказывается в расцвете миниатюрной прозы во всем многообразии её форм и вариантов. Нижняя граница жанра постоянно сдвигается, и сегодня следует говорить скорее о неразличимости малой и минимальной прозы, так как в последние годы активизируются жанры, которые раньше оставались незамеченными и авторами, и исследователями. Например: моностих, афоризм, одноабзацная, однофразовая и однострочная миниатюра, ставящие перед литераторами задачи всё сложнее и сложнее.

При этом вполне традиционный жанр минимальной прозы – афоризм, представляющий в прозе философское и юмористическое начало, – неуклонно сближается с лирическими и повествовательными формами самого малого объёма.

Изменилась и родовая специфика малой прозы. Если раньше в ней преобладала лирика, то теперь даже самая малая проза может быть и лирической, и драматической, и эссеистической, и философской, и юмористической. Причем чистые случаи встречаются всё реже и реже.

«Нельзя не заметить и того, что прозаическая миниатюра в современной русской литературе – это чаще всего “проза поэта”. Об этом свидетельствуют, кроме всего прочего, и чисто внешние, формальные признаки: последовательный отказ от заглавий (как в лирике) и публикация миниатюр в составе стихотворных книг и журнальных подборок стихов. Причём в этом преуспели не только литераторы модернистской и постмодернистской ориентации, но и завзятые традиционалисты». Эти слова принадлежат всё тому же Юрию Орлицкому, исследователю, который, на мой взгляд, является наиболее компетентным в области современной русскоязычной прозаической миниатюры...

Записан
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  


Powered by SMF 1.1.4 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
Manuscript design by Bloc
Поддержите «Новую Литературу»!