«Поэзия под барабаны»: концерт, который «трогает до слез»«Поэзия под барабаны»: концерт, который «трогает до слез»
10-ого февраля на сцене Большого зала Центрального Дома Журналиста, где в свое время проходили выступления поэтов Серебряного века, состоялся уникальный в своем роде концерт по мотивам книги современного поэта Саши Ирбе «Излом» - «Поэзия под барабаны». Стоит отметить, что за многие годы «Поэзия под барабаны» стала единственным вечером поэзии современного автора, прошедшим в ЦДЖ.
На сцене – живой мини-оркестр: барабанная установка, флейта, гитара, различного вида этнические инструменты… По бокам сцены – мольберты. Зал полон. «Поэзия под барабаны», отыгрываемая ранее на камерных площадках Москвы, в этот день собрала более двухсот человек. Вот и считай после этого, что поэзия непопулярна.
Людмила Михалева, сценарист телеканалов «Москва. Доверие» и «Домашний», делится своими впечатлениями от увиденного: «Решила про себя так: отмечусь на мероприятии и уйду домой. По-тихому. Поэтические вечера меня как-то не очень прельщали. Но когда за инструменты сели музыканты и погас свет, я замерла. Давно я не слышала таких точных и пронзительных стихов. Я сама провинциалка и когда на сцену вышла немного чудная девушка в бархатном платье, очень ранимая, с совершенно не сценической внешностью, я узнала в ней себя. Наверное, именно так, с любовью, без надрыва и претензий нужно знакомиться с этим роскошным городом. У Саши отличный партнер на сцене – актер Антон Савватимов. Ему особая благодарность за красоту и профессионализм. Да, что там! Мой вечер прошел под стук барабанов и звуки флейты. Это было чудесно. Спасибо!»
Теме Москвы в поэзии Саши Ирбе отведено особо место. Москва в стихах поэтессы выступает живым организмом, способным, как к разрушению человеческой души, так и к ее исцелению. По сути, вся программа «Поэзии под барабаны» построена на внутренней борьбе лирической героини и мегаполиса, темп и стиль жизни которого рождает в хрупкой женщине конфликт между индивидуальным и общим, между стремительно уходящим временем и обреченностью человеческой жизни.
И не на кого опереться,
и не о чем поговорить!
Свое измученное сердце
могу любому подарить!
С утра шатаюсь по бульварам.
Мне больно от начала дня!
Я отдала бы сердце даром,
как ты толпе отдал меня.
В полузастывшем Камергерском,
на полусумрачной Тверской
я выбросить хотела б сердце
в контейнер мусорный пустой!
Но тащится, родное, рядом
и так тоскливо говорит:
«Прошу, любимая, не надо!
Не я болю — душа болит!».
Какие милые словечки:
«душа» и «сердце» — смех и дрожь!
Сиреневые человечки…
Древнеязыческая ложь…
Контрастность манеры исполнения стихов главными героями вечера – поэтессы Саши Ирбе и актера театра РАМТ Антона Савватимова – весь вечер держала зрительский зал в тонусе, то вытрясая души присутствующих, то, наоборот, наполняя их миром и покоем.
В рамках «Поэзии под барабаны» прозвучало несколько романсов на стихи Саши Ирбе в исполнении Антона Савватимова. И каждый из них нашел отклик в сердцах присутствующих.
Как отметила Наталья Осипова, ведущая «Литературной гостиной» на радио «Русский мир», - «рассказывать о стихах Саши Ирбе – дело неблагодарное: в них столько незримых пластов и каждому в них слышится свое». А послушать стихи Саши Ирбе в исполнении автора и актера Антона Савватимова можно будет в марте в записи радио-передачи «Литературная гостиная», а также на ближайшем показе «Поэзии под барабаны», который состоится в начале апреля в кинотеатре «Иллюзион».
Последняя версия «Поэзии под барабаны» - это попытка режиссера Станислава Симонова возродить жанр поэтического спектакля, которая без сомнений удалась.