Оленев Роман.
Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Пустота».
Вглядываясь в художественное пространство российского авторского кино, стремящегося быть искусством и ставящим цель не развлекать зрителей, а вскрывать глубинные проблемы современной культуры, общества в целом, замечаешь ряд общих закономерностей. Но сказать, что это кино мрачное, явно будет недостаточно. Сказать, холодное по своей атмосфере – уже ближе. Но мы постараемся взглянуть на российский киноартхаус через такую категорию как Пустота.
Пустота, конечно, не в плане отсутствия смысла или бессодержательности, хотя и такое бывает, а Пустота как раз в самом глубоком смысле этого понятия. А начнём с очевиднейшего и свежего примера из прямого соединения холода и пустоты – с фильма Алексея Попогребского «Как я провёл этим летом».
При всём таком тёплом названии, картина доказывает, что, во-первых, российские артхаусные режиссёры, как правило, как огня боятся тёплых красок, а главное, в поисках многозначительности обожают подолгу всматриваться в пустые бескрайние пространства.
Ведь это уже далеко не первый случай в российском кино такого пристрастия к северной пустынной природе. Другой, тоже очень северный, холодный фильм снял такой элитарный российский режиссёр, как Андрей Звягинцев. И в его картине «Возвращение», получившей на Венецианском фестивале сразу двух «Золотых львов», опять-таки воцарилась великая Пустота.
И вот Алексей Попогребский, автор фильма «Как я провёл этим летом», видимо, учёл опыт своего коллеги, но пошёл дальше. Или, вернее, поехал или даже полетел. Местом съёмок он выбрал Заполярье, где бегают белые медведи. То есть, севернее, пустынней уже некуда. И что ж, как результат? Если работа Звягинцева была отмечена двумя «Золотыми львами», то в этом году Алексей Попогребский привёз с Берлинского фестиваля целых трёх «Серебряных медведей». Особенно, говорят, всем понравилась операторская работа...