Форум журнала "Новая Литература"

28 Март 2024, 18:52:37
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Поднажми!
Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Обсуждение: Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Пустота»  (Прочитано 3055 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Роман Оленев
Модератор
Новичок
*****

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 0


Просмотр профиля Email
« : 02 Март 2015, 23:48:48 »

Оленев Роман. Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Пустота».

Вглядываясь в художественное пространство российского авторского кино, стремящегося быть искусством и ставящим цель не развлекать зрителей, а вскрывать глубинные проблемы современной культуры, общества в целом, замечаешь ряд общих закономерностей. Но сказать, что это кино мрачное, явно будет недостаточно. Сказать, холодное по своей атмосфере – уже ближе. Но мы постараемся взглянуть на российский киноартхаус через такую категорию как Пустота.

Пустота, конечно, не в плане отсутствия смысла или бессодержательности, хотя и такое бывает, а Пустота как раз в самом глубоком смысле этого понятия. А начнём с очевиднейшего и свежего примера из прямого соединения холода и пустоты – с фильма Алексея Попогребского «Как я провёл этим летом».

При всём таком тёплом названии, картина доказывает, что, во-первых, российские артхаусные режиссёры, как правило, как огня боятся тёплых красок, а главное, в поисках многозначительности обожают подолгу всматриваться в пустые бескрайние пространства.

Ведь это уже далеко не первый случай в российском кино такого пристрастия к северной пустынной природе. Другой, тоже очень северный, холодный фильм снял такой элитарный российский режиссёр, как Андрей Звягинцев. И в его картине «Возвращение», получившей на Венецианском фестивале сразу двух «Золотых львов», опять-таки воцарилась великая Пустота.

И вот Алексей Попогребский, автор фильма «Как я провёл этим летом», видимо, учёл опыт своего коллеги, но пошёл дальше. Или, вернее, поехал или даже полетел. Местом съёмок он выбрал Заполярье, где бегают белые медведи. То есть, севернее, пустынней уже некуда. И что ж, как результат? Если работа Звягинцева была отмечена двумя «Золотыми львами», то в этом году Алексей Попогребский привёз с Берлинского фестиваля целых трёх «Серебряных медведей». Особенно, говорят, всем понравилась операторская работа...

Записан
Игорь Белисов
авторы
Постоялец
******

Рейтинг: 2
Offline Offline

Сообщений: 188


Просмотр профиля Email
« Ответ #1 : 06 Март 2015, 01:13:36 »


Всегда с большим интересом читаю стенограммы Романа Оленева. Для меня это – надежная справка о том, что вообще происходит в мире кино,  пусть даже и справка слегка запоздалая. Пожалуй, даже и лучше, что запоздалая – дистанция времени отсеивает случайное и высвечивает действительно важное. Так или иначе, происходит расширение моих культуроведческих горизонтов, и писательских, конечно же, в том числе. Ведь если по фактуре кино и литература разнятся существенно, то по содержанию границы между ними не существует.

В данном случае я не мог не откликнуться. То, что главный редактор выделил этот обзор, свидетельствует об актуальности поднятой проблематики. Ну а для меня «Пустота» – это не просто популярная тема, и даже не просто злободневная аура нашего времени. Ведь я – автор романа, который вышел в свет в 2010 году, и называется он – «ХОХОТ В ПУСТОТЕ».

В обзоре Романа Оленева освещены различные аспекты проблемы, но не затронут один очень важный аспект – наркотический. Между тем «Пустота» - не просто явление и не просто переживание. «Пустота» - это вакуум, и он активно человека затягивает. Я говорю, прежде всего, о внутренней пустоте человека. В природе, как известно, абсолютной пустоты не бывает, и если в человеке исподволь образуется дефицит душевного наполнения, он неизбежно будет заполнен чем-то извне. Хорошо, если пустота заполняется созидательным содержанием, но нередко бывает, в душу втекает яд развлечений, поисков кайфа, порочного удовольствия – и тогда человека начинает затягивать вязкий дурман эйфории, и этот процесс развивается по логике неумолимой болезни, абсолютно повторяющей логику развития зависимости наркомана – с неизбежным разрешением в финальную катастрофу. 

Чтобы это понять, вовсе не нужно ехать в пустыни севера или юга, опускаться в глубины или подниматься во вселенские выси. Достаточно просто прислушаться здесь и сейчас к своей одинокой, всегда одинокой, душе. И дай бог вам не услышать, как в тишине одиночества звучит дьявольский ХОХОТ.
Записан
Администратор Форума "Новая Литература"
Администратор
Ветеран
*****

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 3146


Просмотр профиля WWW Email
« Ответ #2 : 06 Март 2015, 20:39:03 »

Игорь, спасибо за отзыв. Наркотики в кинематографе.
Записан

Соблюдайте Правила общения!
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  


Powered by SMF 1.1.4 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
Manuscript design by Bloc
Поддержите «Новую Литературу»!