Форум журнала "Новая Литература"

28 Март 2024, 13:02:01
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Поднажми!
Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Обсуждение: Статья «Почему либерализму не суждено победить в России?»  (Прочитано 6338 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Русская миссия
Модератор
Новичок
*****

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 2


Просмотр профиля Email
« : 02 Февраль 2016, 09:18:40 »

Русская миссия. Статья «Почему либерализму не суждено победить в России?».

«Шло идолище в мокроступах по ходулищу на позорище». Эту интересную фигуру родного языка изобрели западники в пику славянофилам, с которыми на страницах русской периодики «воевали» с конца 18 века (самым ярким западником той поры был, вероятно, Николай Михайлович Карамзин, написавший, однако, самую полную и яркую «Историю государства Российского»). С точки зрения западников, примерно так станут произносить фразу «Шёл красивый юноша в калошах по мостовой в театр» в том случае, разумеется, если славянофилы встанут у руля русской филологии. А вообще об истории споров западников и славянофилов в нашей критике написаны десятки, если не сотни томов. Иные, как я обозначил выше, считают, что споры эти начались во времена Н. М. Карамзина, но в принципе, консерватизм и прогресс, Восток и Запад соперничали едва ли не с дохристианской поры как на полях сражений (Персия – Греция), так и в философии, эстетике и литературе. Выражаясь словами прекрасного знатока истории этого вопроса Р. Киплинга, «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись». Здесь речь уже не о мировоззренческой альтернативе, но о вечном противостоянии двух цивилизаций, каждая из которых несёт в себе как минимум по дюжине философий.


И вот одна из самых мощных и молодых философий Запада стала наиглавнейшей проблемой российской политики конца двадцатого – начала двадцать первого века. Разумеется, я имею в виду либерализм, который начал размывать тоталитарную коммунистическую идеологию в восьмидесятые годы прошлого века, окончательно победив в 1993-м, когда Ельцин, Гайдар и другие пришли во власть. Однако менее чем за десять лет российские либералы «успели» показать себя таким образом, что уже к 2000 году либерализм в российском общественном сознании преимущественно стал ассоциироваться с развалом, безответственностью и коррупцией. В чём здесь причина?..

Записан
Рыбакрыбака
Ветеран
*****

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 669


Просмотр профиля
« Ответ #1 : 02 Февраль 2016, 17:08:04 »

В самом начале статьи автор «пропускает удар», причём чувствительный: «Я очень долго изучал этот больной для меня вопрос, ибо сам активно участвовал в отчаянных, а порой и жестоких пикировках конца восьмидесятых – начала девяностых годов. И вот, в конце концов, мне стало абсолютно ясно, что противостояние это ложно, эфемерно…» Пардон, а где при такой горячности, уже как бы зрелого человека, гарантии того, что его нынешние спичи не рождены импульсивными заблуждениями? Например такое: «Так вот, убеждён, что там, где подавляющая часть общества не только законопослушна, но и считает законы страны частью своего мировоззрения…» Утю-тю-тю… Где это вы, уважаемый, видели образцовую законопослушность наших граждан! Личный опыт говорит об обратном. Правовой культурой у нас не пахнет, хотя где-то под землёй её зерна, безусловно, лежат, ждут случая. Мы всюду за пивом, в курилках клянём беззаконие и по пять раз на день закон в мелких формах нарушаем, считая, что так и надо. Такова преодолимая, но наша ментальность, имеющая корни в кочевом, разбойничьем и рабском прошлом. Владимирский централ, ветер северный... Слово «менты» у нас ругательное, не так ли?

Что такое этот чёртов «либерализм» с трудом себе представляю. Обычно пугают Гайдаром, Касьяновым, Шендеровичем, Каспаровым, Навальным и прочим. Но вот что могу сказать точно, что ругают их мне откровенно неприятные, громко орущие, не слушающие оппонентов, граждане со сдвинутыми бровями, а часто - и мозгами. Поэтому в этом споре я, пожалуй, приму нейтральную сторону, или даже ближе к искусству. Именно его представители поют не либерализм или консерватизм, а обыкновенный универсальный гуманизм как признание права на жизнь самой последней твари. Гуманизм как недостижимую до сих пор мечту человечества на мир без насилия, государственных монстров и границ, мир без бзиков вождей и амбиций ничтожеств, мир, построенный не на крови ближнего, а на адекватном понимании его.

Второй раз подряд под заголовком «Русская миссия» звучит сильно пенсионная, старческая по сути идейная риторика. Это симптоматично. Что-то «в консерватории», видимо, не так - прямо по Михаилу нашему Жванецкому. С художественным словом у автора лучше выходит.
Записан
Александр Дубровский
авторы
Старожил
******

Рейтинг: 5
Offline Offline

Сообщений: 359


Просмотр профиля
« Ответ #2 : 02 Февраль 2016, 19:01:39 »

Второй раз подряд под заголовком «Русская миссия» звучит сильно пенсионная, старческая по сути идейная риторика.

Перечитайте свой пост - великолепнейший образец старческой риторики)
Записан
Рыбакрыбака
Ветеран
*****

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 669


Просмотр профиля
« Ответ #3 : 03 Февраль 2016, 18:26:45 »

«Тише, Маша, я – Дубровский!» Это классический эпиграф. Весьма польщён комплимантом, хотя он не по адресу. Есть категория риторов, которые, не имея внятных аргументов в споре, мигом переходят на личности. Конечно, это легче, чем взглянуть на себя с позиции «другого». В Сети сиё дивное явление зовут баттхёрт, кто не знает. Мне этот армяк не по чину. Миссионеры наши, я смотрю, двигаются в тупиковом направлении. Им кричишь: стойте, братцы, там обрыв! Нет, дюже самостоятельные, назло кондуктору идут... Если так дело будет развиваться дальше, то просветители эти, не имеющие в организме органа отвечающего за самоиронию, следующий спич обозначат так: «Непримиримая позиция РПЦ в борьбе с либеральной гомосятиной» или «РПЦ и ВКС бомбят Сирию для её же блага». А что, тряпичные храмы там уже есть, можно полемизировать, миссионерствовать по-русски, дубиной… Рот фронт!
Записан
Андриан Комнин
авторы
Постоялец
******

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 184



Просмотр профиля
« Ответ #4 : 04 Февраль 2016, 02:13:21 »

«Тише, Маша, я – Дубровский!» Это классический эпиграф. Весьма польщён комплимантом, хотя он не по адресу. Есть категория риторов, которые, не имея внятных аргументов в споре, мигом переходят на личности. Конечно, это легче, чем взглянуть на себя с позиции «другого». В Сети сиё дивное явление зовут баттхёрт, кто не знает. Мне этот армяк не по чину. Миссионеры наши, я смотрю, двигаются в тупиковом направлении. Им кричишь: стойте, братцы, там обрыв! Нет, дюже самостоятельные, назло кондуктору идут... Если так дело будет развиваться дальше, то просветители эти, не имеющие в организме органа отвечающего за самоиронию, следующий спич обозначат так: «Непримиримая позиция РПЦ в борьбе с либеральной гомосятиной» или «РПЦ и ВКС бомбят Сирию для её же блага». А что, тряпичные храмы там уже есть, можно полемизировать, миссионерствовать по-русски, дубиной… Рот фронт!

Круто!
Записан
Лачин
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 9
Online Online

Сообщений: 6918


Просмотр профиля Email
« Ответ #5 : 04 Февраль 2016, 10:33:44 »

     Рыбакрыбаку, хотя не только ему.
     Р. миссионеры двигают Россию подальше в прошлое, подальше от Ленина. От него Россия стала откатываться назад с 24 г. Сейчас уже примерно как при Николае втором. Но рус. миссионерам хочется Н. первого. Чтоб либерализму поменьше. А вообще то их идеал - Грозный.
     Кстати, в Средней Азии этого уже добились. На очереди Россия с Закавказьем.
     Я к тому, что "рот фронт" тут неподходящее выражение. Они (миссионеры, имперцы, державники) его ненавидят не меньше, чем либерасты (неолибералы). У державников и либерастов, при всей взаимной ненависти, одна родственная черта - ненависть к ультралевым, революционерам.
Записан
Рыбакрыбака
Ветеран
*****

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 669


Просмотр профиля
« Ответ #6 : 04 Февраль 2016, 15:03:14 »

У каждого есть право ненавидеть то, что ему насолило. Здесь более издержки воспитания, та или иная общественная среда, калечащая личность. Но по сути нам следует иметь право любить, а это уже сто крат труднее, чем ненавидеть. Желание всюду искать врагов - является атавизмом животного в человеке. Оно было объяснимо в ранние годы развития нашей цивилизации. Теперь это «старая школа», глупость. Если говорить о глобальных идеях, то объединяющей всех нас, таких разных, может быть только гуманизм. Как ни странно, некой одной «библии», цельного основополагающего труда, единого манифеста у этой идеи нет. Есть десятки томов великих писателей, сотни симфоний, тысячи фильмов, картин о победе человека над животным в себе. Так что гуманизму учиться чрезвычайно трудно. Нужно перелопатить гору артефактов, чтобы составить подходящую именно тебе платформу. Однако здесь имеются несомненные феномены: например чеховская «Тоска», которая сделала для дела очеловечивания много больше, чем сотни тысяч миссионерских статей, направленных против кого-то. Читайте Рильке, Фаулза, Д. Андреева, внемлите Форману, Куросаве, Гершвину, Бежару… они все были «не против», а «за нас».
Записан
Лачин
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 9
Online Online

Сообщений: 6918


Просмотр профиля Email
« Ответ #7 : 05 Февраль 2016, 10:25:05 »

     Понимаете, говорить, что врагов нет, нельзя. Они же есть. Есть люди и государства, действительно опасные для прочих. То есть искать врага не так уж и плохо, главное не ошибиться. Где тут противоречие гуманизму?
      То есть лично я не обвиняю русских миссионеров в поиске врага, просто смотря кого им считать.
Записан
Рыбакрыбака
Ветеран
*****

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 669


Просмотр профиля
« Ответ #8 : 05 Февраль 2016, 17:33:43 »

Что говорить, выродки есть, они ещё водятся в нашей популяции, но здесь взгляд мыслителя обязан быть исключительно точечным. Общности клеить ярлык врага - глупо и контрпродуктивно. Ошибается, допустим, КНДР - своё историческое время у неё, так что же допустимо её несчастный народ назвать врагом? Мы эту фазу совсем ещё исторически недавно проходили, лезли стадом на трибуну лобзать следы вождей. Как можем упрекать её за свою диалектическую данность! Какое имеем право? Как можем упрекать США в имперских амбициях, дидактических замашках, если сами ещё не вполне отболели этим? Так или иначе, но политиканы имеют своё хроническое право на ненависть, на поиск и создание врагов, а вот гуманитарий - вспомните, в каком журнале мы находимся, почитайте манифесты редакции! - прикован цепью самовоспитания к задаче искать объединяющие нас начала, нести благую весть о  всеобщности бытия, искать идейные предпосылки для  того, чтобы порвать со звериным в себе и бороться на Земле за справедливый порядок для всех, включая живой и растительный мир. Вот так-то, братцы.
Записан
Андриан Комнин
авторы
Постоялец
******

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 184



Просмотр профиля
« Ответ #9 : 18 Октябрь 2016, 19:06:14 »

Что говорить, выродки есть, они ещё водятся в нашей популяции, но здесь взгляд мыслителя обязан быть исключительно точечным. Общности клеить ярлык врага - глупо и контрпродуктивно. Ошибается, допустим, КНДР - своё историческое время у неё, так что же допустимо её несчастный народ назвать врагом? Мы эту фазу совсем ещё исторически недавно проходили, лезли стадом на трибуну лобзать следы вождей. Как можем упрекать её за свою диалектическую данность! Какое имеем право? Как можем упрекать США в имперских амбициях, дидактических замашках, если сами ещё не вполне отболели этим? Так или иначе, но политиканы имеют своё хроническое право на ненависть, на поиск и создание врагов, а вот гуманитарий - вспомните, в каком журнале мы находимся, почитайте манифесты редакции! - прикован цепью самовоспитания к задаче искать объединяющие нас начала, нести благую весть о  всеобщности бытия, искать идейные предпосылки для  того, чтобы порвать со звериным в себе и бороться на Земле за справедливый порядок для всех, включая живой и растительный мир. Вот так-то, братцы.

Лучше не скажешь, браво гуманизму!
Записан
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  


Powered by SMF 1.1.4 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
Manuscript design by Bloc
Поддержите «Новую Литературу»!