Железный человек: феномен супергероя в американском комиксовом мышлении
18+
Вы никогда не задумывались над тем, почему североамериканская художественная литература выглядит довольно скромно на фоне европейской, русской, японской и даже латиноамериканской? Попробуйте вспомнить с десяток великих американских писателей… Эдгар По, Марк Твен, Джек Лондон, Эрнест Хемингуэй, Рэй Бредбери… Кажется, всё. Все остальные, включая Стивена Кинга, наберут достаточное число голосов, обвиняющих их в бездарности, для того чтобы поостеречься включать их в список безусловно великих. А вот в других мировых литературах такой список будет на порядок, если не на несколько порядков, больше. В чём дело? Неужели в США всегда было мало талантливых авторов? Конечно же, нет. Причина тут не в писателях, а, скорее, в читателях. То есть – в той почве, на которой может произрасти литературный талант, и на которой он сможет сформироваться в выдающееся имя, достойное олимпа мировой художественной литературы. Какова же эта почва в Америке?
Из какой среды вырастают и для кого пишут американские писатели
Америка – страна эмигрантская. На протяжении своей небольшой трёхсотлетней истории она сделала несколько вещей, благодаря которым на её территории сформировалась нация, не располагающая к формированию в своей среде выдающихся писателей. Вот эти действия:
Учитывая сложившуюся картину, становится понятно, что интересоваться достижениями мировой культуры, погружаться в созерцание искусства или философские раздумья американцы не захотят, не смогут и не будут. Ведь их философия – потребление, их божество – золотой телец, а не заботы о душе и человечности, которыми живёт мировая художественная литература. Поэтому создавать для них вершины художественного слова просто не имеет смысла – эти вершины останутся невостребованными. И появление в американской культурной среде великих писателей – просто случайность, счастливое исключение из правил.
Что заменяет американцам художественную литературу
Несмотря на то, что США имеют самый развитый в мире кинематограф, его всё-таки нельзя назвать заменой чтению. Потому что разница между кино и книгой состоит в том, что при просмотре фильма зритель получает уже готовые образы, и ничего домысливать и воображать (в художественном, а не детективном смысле) ему уже не требуется; в то время как читая книгу мы запускаем в работу воображение, и текст воспринимаем не буквально, но как стимулятор собственной фантазии. Поэтому на месте книги у американцев оказывается не кино, а комикс. Конечно, с точки зрения высокого искусства комикс по сравнению с книгой оказывается неполноценным суррогатом из картинок и минимального количества текста. Но со стороны, так сказать, практической он вполне справляется с функцией замещения собой книги. В среднестатистическом американском доме вы не найдёте ни одной книги. Но зато комиксов и ярких журналов там будет предостаточно. Именно на их основе и формируется современное комиксовое мышление американцев. Рассмотрим, как это происходит, на примере одного из самых популярных в массовой американской культуре героев комиксов – Железного человека.
Железный человек как феномен супергероя
Появившийся в 1963 году, Железный человек не сходит с арены популярности до сих пор. Именно в нём вылощены ориентиры американского самосознания, на него нацелены ценностные системы американского общества. Его многофункциональный суперкостюм обеспечивает ему невероятные супервозможности и позволяет ему быть супергероем. Таких супергероев в американской субкультуре несколько, и все они составляют «команду Мстителей». Мстят они всему плохому и борются за всё хорошее:
И Железный человек – всегда на передовой. Он – само воплощение наивной американской веры в безграничность личных возможностей, олицетворение веры американской нации в свою исключительность и оправдание американского доминирования над всем миром. Уже не одно поколение взрослых американцев, исповедующих эти принципы, выросло на комиксах. Теперь даже страшно себе представить, что творится в подсознании у молодых американских политиков, выросших на Железном человеке, Бэтмене и Человеке-пауке, и никогда не державших в руках Пушкина, Достоевского, Толстого, Гарсиа Маркеса, Ремарка, Данте, Шекспира, Стругацких, Ефремова… Да и своих-то Лондона с Хемингуэем знающих только понаслышке. Сегодня у этих «супергероев», сидящих на гамбургерах и антидепрессантах, под управлением оказывается и самая-самая-армия, и самый-самый доллар, и та самая кнопочка в чемоданчике, на которою кому-то из них рано или поздно будет очень легко нажать, поскольку слова Высоцкого «значит, нужные книжки ты в детстве читал» к ним уже не относятся. В общем, комиксовое мышление в крошечном мозгу супермощного железного суперчеловека – штука опасная. Читайте детям книжки, а если некогда – то хотя бы подпишите их на журнал «Новая Литература». Потому что завтра одни из них сядут за кнопки атомных электростанций, а другие – за стол переговоров с самодовольными дуболомами, которые думают, что им всё можно, и от которых им придётся спасать мир. Отвлечься от невесёлых мыслей сегодня можно при помощи того же самого Железного человека: игровые автоматы Iron Man дают возможность крутить 5 барабанов с символикой комикса и «спасать планету с выгодой для себя». Проверить, так ли это, можно в бесплатном демо-режиме. Для его включения не требуется ни регистрации, ни денежных затрат. При совпадении символов на одной из 25 линий гэмблер становится счастливчиком, а игра считается выигранной. Этот аппарат доступен здесь: http://kazinovulkanonline.com/onlajn-sloty-besplatno/.
Автор: Андрей Ларин
Дата публикации: 01.02.1016
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске 08.03.2024 С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив. Евгений Петрович Парамонов
|
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|