HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Железный человек: феномен супергероя в американском комиксовом мышлении

 

 

 

18+

 

Вы никогда не задумывались над тем, почему североамериканская художественная литература выглядит довольно скромно на фоне европейской, русской, японской и даже латиноамериканской? Попробуйте вспомнить с десяток великих американских писателей… Эдгар По, Марк Твен, Джек Лондон, Эрнест Хемингуэй, Рэй Бредбери… Кажется, всё. Все остальные, включая Стивена Кинга, наберут достаточное число голосов, обвиняющих их в бездарности, для того чтобы поостеречься включать их в список безусловно великих. А вот в других мировых литературах такой список будет на порядок, если не на несколько порядков, больше. В чём дело? Неужели в США всегда было мало талантливых авторов? Конечно же, нет. Причина тут не в писателях, а, скорее, в читателях. То есть – в той почве, на которой может произрасти литературный талант, и на которой он сможет сформироваться в выдающееся имя, достойное олимпа мировой художественной литературы. Какова же эта почва в Америке?

 

Из какой среды вырастают и для кого пишут американские писатели

 

Америка – страна эмигрантская. На протяжении своей небольшой трёхсотлетней истории она сделала несколько вещей, благодаря которым на её территории сформировалась нация, не располагающая к формированию в своей среде выдающихся писателей. Вот эти действия:

 

  1. Освобождение от Британской метрополии, но не освобождение от прагматичного британского мировоззрения
  2. Освобождение от рабства, но не решение, а консервация взрывоопасных расовых проблем
  3. Формирование у населения духа свободного предпринимательства и наивной веры в безграничность личных возможностей
  4. Стремление к доминированию американского государства во всём мире за счёт содержания самой большой в мире армии, распоряжения единственной общемировой валютой и агрессивного вмешательства в дела других стран при помощи того и другого
  5. Высасывание материальных и интеллектуальных ресурсов со всего мира
  6. Формирование национального самосознания на основе собственной исключительности и превосходстве над всеми странами, культурами, ценностями

 

Учитывая сложившуюся картину, становится понятно, что интересоваться достижениями мировой культуры, погружаться в созерцание искусства или философские раздумья американцы не захотят, не смогут и не будут. Ведь их философия – потребление, их божество – золотой телец, а не заботы о душе и человечности, которыми живёт мировая художественная литература. Поэтому создавать для них вершины художественного слова просто не имеет смысла – эти вершины останутся невостребованными. И появление в американской культурной среде великих писателей – просто случайность, счастливое исключение из правил.

 

Что заменяет американцам художественную литературу

 

Несмотря на то, что США имеют самый развитый в мире кинематограф, его всё-таки нельзя назвать заменой чтению. Потому что разница между кино и книгой состоит в том, что при просмотре фильма зритель получает уже готовые образы, и ничего домысливать и воображать (в художественном, а не детективном смысле) ему уже не требуется; в то время как читая книгу мы запускаем в работу воображение, и текст воспринимаем не буквально, но как стимулятор собственной фантазии. Поэтому на месте книги у американцев оказывается не кино, а комикс.

Конечно, с точки зрения высокого искусства комикс по сравнению с книгой оказывается неполноценным суррогатом из картинок и минимального количества текста. Но со стороны, так сказать, практической он вполне справляется с функцией замещения собой книги. В среднестатистическом американском доме вы не найдёте ни одной книги. Но зато комиксов и ярких журналов там будет предостаточно. Именно на их основе и формируется современное комиксовое мышление американцев. Рассмотрим, как это происходит, на примере одного из самых популярных в массовой американской культуре героев комиксов – Железного человека.

 

Железный человек как феномен супергероя

 

Железный человек: феномен супергероя в американском комиксовом мышленииПоявившийся в 1963 году, Железный человек не сходит с арены популярности до сих пор. Именно в нём вылощены ориентиры американского самосознания, на него нацелены ценностные системы американского общества. Его многофункциональный суперкостюм обеспечивает ему невероятные супервозможности и позволяет ему быть супергероем. Таких супергероев в американской субкультуре несколько, и все они составляют «команду Мстителей». Мстят они всему плохому и борются за всё хорошее:

 

  • начинали с коммунистов,
  • продолжили вьеткогновцами,
  • потом перекличились на борьбу с криминалом,
  • сейчас защищают Америку от терроризма.

 

И Железный человек – всегда на передовой. Он – само воплощение наивной американской веры в безграничность личных возможностей, олицетворение веры американской нации в свою исключительность и оправдание американского доминирования над всем миром.

Уже не одно поколение взрослых американцев, исповедующих эти принципы, выросло на комиксах. Теперь даже страшно себе представить, что творится в подсознании у молодых американских политиков, выросших на Железном человеке, Бэтмене и Человеке-пауке, и никогда не державших в руках Пушкина, Достоевского, Толстого, Гарсиа Маркеса, Ремарка, Данте, Шекспира, Стругацких, Ефремова… Да и своих-то Лондона с Хемингуэем знающих только понаслышке.

Сегодня у этих «супергероев», сидящих на гамбургерах и антидепрессантах, под управлением оказывается и самая-самая-армия, и самый-самый доллар, и та самая кнопочка в чемоданчике, на которою кому-то из них рано или поздно будет очень легко нажать, поскольку слова Высоцкого «значит, нужные книжки ты в детстве читал» к ним уже не относятся.

В общем, комиксовое мышление в крошечном мозгу супермощного железного суперчеловека – штука опасная. Читайте детям книжки, а если некогда – то хотя бы подпишите их на журнал «Новая Литература». Потому что завтра одни из них сядут за кнопки атомных электростанций, а другие – за стол переговоров с самодовольными дуболомами, которые думают, что им всё можно, и от которых им придётся спасать мир.

Отвлечься от невесёлых мыслей сегодня можно при помощи того же самого Железного человека: игровые автоматы Iron Man дают возможность крутить 5 барабанов с символикой комикса и «спасать планету с выгодой для себя». Проверить, так ли это, можно в бесплатном демо-режиме. Для его включения не требуется ни регистрации, ни денежных затрат. При совпадении символов на одной из 25 линий гэмблер становится счастливчиком, а игра считается выигранной. Этот аппарат доступен здесь: http://kazinovulkanonline.com/onlajn-sloty-besplatno/.

 

Автор: Андрей Ларин

 

Дата публикации: 01.02.1016

 

 

 

435 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 18.04.2024, 15:20 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!