Литературный журнал в эпоху планшетов
Время перемен в литературном процессе
Период перехода от появления первых планшетных компьютеров до вживления монитора в сетчатку глаза пролетит, скорее всего, быстрее, чем успели появиться и исчезнуть музыкальные CD. Но даже за это короткое время человеку читающему приходится менять свои привычки, приспосабливаться к новым и временным носителям текстов. Как выяснилось, любить художественную литературу и любить книги – отнюдь не одно и то же. Нельзя же ведь путать суть и форму. А книги в современном мире оказались всего лишь формой для хранения и передачи произведений, но не самими произведениями. Они – как холст и краски, посредством которых художник творит. Но вот он сменил краски на мелки, а холст – на бумагу. Перестали ли его работы от этого быть изобразительным искусством? Нет, они им и остались. Точно так же и –
не потеряют своей сути от того, что будут изданы не на бумаге, а в электронном виде – сменится лишь носитель информации. Да, конечно, холст и краски, нанесённые на него рукою мастера, способны восхищать и сами по себе, как восхищает инкрустированная тончайшими рукотворными миниатюрами старинная книга. Первый лицезрели вельможи и князья, вторую держали в руках учёные и поэты, первой владели короли, второй – вожди… Но к искусству, носителем которого являются художественное полотно или фолиант, всё это уже не имеет отношения. Да, есть ещё такое понятие, как тактильные ощущения и сумма восприятия всех чувств. Но кто сказал, что им на смену не придёт нечто иное, небывалое и более яркое? Такой уверенности не выскажет никто. Вот почему для каждого читателя не может и не должно быть первостепенно важным, бумажная книга у него в руках или планшет для чтения Huawei MediaPad M3, ведь и то и другое – лишь носители текстов, лишь форма. Куда важнее то, что воспринимается читателем при чтении в качестве самого литературного художественного произведения. А вот с этим в цифровую эпоху как раз и возникли серьёзные проблемы.
Чукча не читатель, чукча – писатель
Ситуация из известного анекдота развивается в виде фарса: на первый взгляд может показаться, что среди наших современников пишущих стало едва ли не больше, чем читающих. То ли потому, что читать перестали, то ли потому, что в публикации написанного нынче нет существует ограничений. Хотя проблема не так однозначна. Ведь какой смысл был бы публиковать своё литературное творчество в мире, где нет читателей? С таким же успехом можно было бы загружать своими рукописями собственный письменный стол или книжный шкаф. Но теперь, в мире персональных компьютеров и мобильных устройств, каждому может показаться, что он способен выразить миру своё «я» путём создания собственных произведений. На деле же это не так, и потому такая переходная ситуация вряд ли продлится долго. Скорее всего, в обозримом будущем цифровые технологии преподнесут творцам и любителям художественной литературы другой сюрприз – в виде индивидуальной дифференциации контента.
Будущее – за индивидуализацией?
В одной из своих книг братья Стругацкие предположили, что в будущем появится такое ремесло: профессиональный читатель. Это человек, который за зарплату добросовестно прочитывает то, что написали другие, и что, кроме него, некому бы было прочитать. Конечно, в условиях рыночной экономики появление таких профессионалов на уровне общественного элемента вряд ли возможно. Но зато современные технологии в настоящее время настолько тонко дифференцируют вкусовые предпочтения публики, что если продолжат развитие в этом направлении, то в недалёком будущем уже на этапе создания литературного произведения писатель сможет обратиться к той аудитории, которой наверняка понравится то, что он пишет. Соответственно, и читателю не составит труда выудить из безграничной массы пишущих писателя, чьё творчество точно соответствует его предпочтениям. Даже если это творчество ещё только «в процессе».
Автор: Андрей Ларин
Дата публикации: 23.10.2018
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске 08.03.2024 С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив. Евгений Петрович Парамонов
|
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|