HTM
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2018 г.

Литературный журнал в эпоху планшетов

 

 

 

Литературный журнал в эпоху планшетов

 

 

Время перемен в литературном процессе

 

Период перехода от появления первых планшетных компьютеров до вживления монитора в сетчатку глаза пролетит, скорее всего, быстрее, чем успели появиться и исчезнуть музыкальные CD. Но даже за это короткое время человеку читающему приходится менять свои привычки, приспосабливаться к новым и временным носителям текстов.

Как выяснилось, любить художественную литературу и любить книги – отнюдь не одно и то же. Нельзя же ведь путать суть и форму. А книги в современном мире оказались всего лишь формой для хранения и передачи произведений, но не самими произведениями. Они – как холст и краски, посредством которых художник творит. Но вот он сменил краски на мелки, а холст – на бумагу. Перестали ли его работы от этого быть изобразительным искусством? Нет, они им и остались. Точно так же и –

  • романы
  • повести
  • рассказы
  • стихотворения
  • поэмы
  • эссе
  • пьесы
  • сценарии

не потеряют своей сути от того, что будут изданы не на бумаге, а в электронном виде – сменится лишь носитель информации.

Да, конечно, холст и краски, нанесённые на него рукою мастера, способны восхищать и сами по себе, как восхищает инкрустированная тончайшими рукотворными миниатюрами старинная книга. Первый лицезрели вельможи и князья, вторую держали в руках учёные и поэты, первой владели короли, второй – вожди… Но к искусству, носителем которого являются художественное полотно или фолиант, всё это уже не имеет отношения.

Да, есть ещё такое понятие, как тактильные ощущения и сумма восприятия всех чувств. Но кто сказал, что им на смену не придёт нечто иное, небывалое и более яркое? Такой уверенности не выскажет никто.

Вот почему для каждого читателя не может и не должно быть первостепенно важным, бумажная книга у него в руках или планшет для чтения Huawei MediaPad M3, ведь и то и другое – лишь носители текстов, лишь форма. Куда важнее то, что воспринимается читателем при чтении в качестве самого литературного художественного произведения. А вот с этим в цифровую эпоху как раз и возникли серьёзные проблемы.

 

Чукча не читатель, чукча – писатель

 

Ситуация из известного анекдота развивается в виде фарса: на первый взгляд может показаться, что среди наших современников пишущих стало едва ли не больше, чем читающих. То ли потому, что читать перестали, то ли потому, что в публикации написанного нынче нет существует ограничений. Хотя проблема не так однозначна. Ведь какой смысл был бы публиковать своё литературное творчество в мире, где нет читателей? С таким же успехом можно было бы загружать своими рукописями собственный письменный стол или книжный шкаф.

Но теперь, в мире персональных компьютеров и мобильных устройств, каждому может показаться, что он способен выразить миру своё «я» путём создания собственных произведений. На деле же это не так, и потому такая переходная ситуация вряд ли продлится долго. Скорее всего, в обозримом будущем цифровые технологии преподнесут творцам и любителям художественной литературы другой сюрприз – в виде индивидуальной дифференциации контента.

 

Литературный журнал в эпоху планшетов

 

Будущее – за индивидуализацией?

 

В одной из своих книг братья Стругацкие предположили, что в будущем появится такое ремесло: профессиональный читатель. Это человек, который за зарплату добросовестно прочитывает то, что написали другие, и что, кроме него, некому бы было прочитать.

Конечно, в условиях рыночной экономики появление таких профессионалов на уровне общественного элемента вряд ли возможно. Но зато современные технологии в настоящее время настолько тонко дифференцируют вкусовые предпочтения публики, что если продолжат развитие в этом направлении, то в недалёком будущем уже на этапе создания литературного произведения писатель сможет обратиться к той аудитории, которой наверняка понравится то, что он пишет.

Соответственно, и читателю не составит труда выудить из безграничной массы пишущих писателя, чьё творчество точно соответствует его предпочтениям. Даже если это творчество ещё только «в процессе».

 

 

Автор: Андрей Ларин

 

Дата публикации: 23.10.2018

 

 

 

Пользовательский поиск

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

07.11: Виталий Семёнов. На разломе (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2018 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2018 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!