Цитата из рубрики "Цитаты и классики" «Латинские пословицы из Соболевского»:

В данной подборке представлены афоризмы на латинском языке, сгруппированные по тематическим признакам. Указывать авторов цитат составитель посчитал излишним. Во-первых, потому что большинство из этих цитат взято из учебников латинского языка, где, как правило (для западных учебников), авторы не указываются. Во-вторых, проблема авторства для латинской литературы не стоит так остро, как для современной. Антики особенно не озадачивались проблемой творческой индивидуальности. Если хотите, называйте это недоразвитостью. Их главной заботой было высказать ясно и точно мысль. А сформулирована она ли тобой лично, или где услышана – это вопрос десятый.

Вообще читая античную литературу, практически невозможно обнаружить эту самую творческую индивидуальность. Более или менее осязаемо она начинает проявляться лишь в позднеантичные времена. Сенека, ещё более Тертуллиан, еще более Августин уже практически подходят под планку современного представления об авторстве. Можно смело говорить, что такая-то такая мысль могла быть высказана только Августином, а такая-то не могла. Но это касается в основном высоколобых интеллектуалов. Массовая же литература как была, так и оставалась даже в позднеантичные времена коллективной и безличной. Это относится прежде всего к такому мощному источнику латинских цитат как Библия, а также к (псевдо) Катону (имеются в виду не сочинения самого Катона, а прославленные двустишия), «Дела замечательных людей» (Gesta [virorum] romanorum) и др.

Основной же поставщик латинских цитат Цицерон был замечательным мастером коротких и хлёстких высказываний (как и пространных рассуждений, впрочем), точных, красиво упакованных, что и заслужило ему справедливую славу в потомстве. Однако никаких оригинальных мыслей он на свет не произвёл. Его трактаты – это сплошная компиляция. Так что прицеплять к цитате, почерпнутой из его сочинений, его имя – это всё равно, что народным пословицам приписывать тех авторов, в чьих произведениях они встречаются: «Ум хорошо, а два лучше» (Л. Толстой).

И всё же по происхождению бытующие ныне латинские (как и древнегреческие) мудрые мысли можно чётко разделить на три источника и три составляющие части, родственные между собой...