Цитата из рассказа Андрея Ямшанова «Участь»:

Полк попал в окружение сразу же после того, как попытался с ходу выбить немцев из деревушки в нескольких километрах от Клина. Попытался – и был буквально размолот пулемётами с отлично оборудованных позиций. И отступил, бросив большую часть оружия и тела погибших товарищей.

Это была наступательная операция советских войск под Москвой в декабре 1941 года, первый серьёзный контрудар постепенно приходящей в себя после сокрушительных поражений начального периода Великой Отечественной Красной Армии. И кургузый, устало плетущийся в промёрзшей шинели в последних рядах отступающих рядовой Пётр Фертиков был маленьким винтиком в этой операции.

Более небоевого солдата, чем подносчик патронов рядовой Фертиков, представить себе было трудно. Колхозник из крестьян-середняков из богом забытой деревни северных земель Перми, он имел два класса образования и фактически был неграмотным. В лагерях, где после призыва в армию он проходил курс обучения военному делу, из Фертикова поначалу пытались отковать первый номер пулемётного расчёта, потом, помучившись, отступились и поставили на подноску патронов. Тем более что, как выяснилось, серьёзное дело этому красноармейцу доверять было и нельзя, поскольку он однажды был судим за попытку в голодную осень украсть с колхозного поля неубранные колоски. На судебном разбирательстве преступник молчал и сгибался как криво пошедший гвоздь, вбиваемый до конца, поскольку вытаскивать лень. Годом наказания по месту работы суд пожалел не убогого, а его шестерых детей, младшей из которых исполнилось месяцев пять...