Цитата из критической статьи Соломона Воложина «Серюзье» в рубрике «Художественный смысл»:

Диву даюсь на самого себя… Неужели можно переживать что-то положительное при рассматривании такой вот мазни?

А не исключено, что я себя накачаю рассуждениями и непритворно признаю, что это не мазня… Рассуждение же – очень простое: вчувствоваться, от чего отталкивались такие художники.

Начать надо с академизма. Тот возник ещё в барокко, которое поначалу было очень волнующим и волнующимся, так как всем надоела долгая-предолгая религиозная война. И выражало барокко это волнение световым контрастом (в смысле – соединение несоединимого: помиритесь!). Но всё приедается. И это стало шаблоном. Пока не вдохновились – при классицизме – новым временем, отказавшимся от дикого, мол, средневековья. Монархизм его взял на вооружение, довёл до лоска иллюзорность изображения. Потом иллюзорность взяла революция. Потом Реставрация. И всё это как-то не прямо выражало то, что вдохновляло так рисовать. Разочарование в Просвещении дало бурный романтизм. А реакция на него – отрезвление, реализм – тоже стала неким академизмом. «В XIX веке академизм стал включать в себя элементы романтизма и реализма». И тут, в реализме, потерялось это «не-прямо-выражение». Последним вздохом этого «не прямо», были «социально-критическая и сатирическая составляющие» (уже почти прямо выражавшие «фэ»). А по мере их ослабления красота, в общем, изображения стала выражать ценность абы какой жизни. И это уже называлось сперва натурализмом, а потом – от изобразительного настаивания (из-за трагичности от убыстрившейся жизни) – импрессионизмом. Сам академизм при внешнем блеске и лоске, обслуживая богатых и счастливых, стал пустым, ибо почти прямо этот блеск и лоск выражал радость богатства и материальность, так сказать, счастья. И всё это вместе стало кое-кому очень скучно из-за приземлённости по большому счёту. И понадобилось перенести внимание «с материального начала на царство духа… с порядка на хаотичность, случайность, свободу… с правдоподобия на неправдоподобное, невыразимое, с иллюзионизма на иллюзорное, воображаемое, дематериализованно-абстрактное… [на умение] представить непредставимое, увидеть невидимое, ощутить неощутимоесверхсознательное, [на общение] с высшей реальностью»...