Цитата из критической статьи Соломона Воложина «Оп-пу-петь!» в рубрике «Художественный смысл»:

Вы как хотите, а мне было, фигурально говоря, больно читать, что Рафаэль поместил в «Афинской школе» своей Платона и Аристотеля в «точку» перспективного схождения всего, что тут изображено.

Это ж свидетельствовало не только об обращении художника к подсознанию своих зрителей (те, наивные, никак не могли сами додуматься об этом факте)… Но и это ж свидетельствовало о хитроумии Рафаэля. Которое не оставляло места моей идее-фикс, что неприкладное искусство – это общение подсознаний автора и его восприемников, что художественность – это след подсознательного идеала автора. – Какой, к чёрту, подсознательный идеал, когда такое хитроумие?!

У меня откуда это подсознательное? Из «Психологии искусства» Выготского. Тот, не акцентируя, это написал: «…зритель воспринимает не только то, что герой, но ещё нечто сверх этого… Когда зритель слышит [в финале] в рассказе Горацио краткое перечисление тех ужасных событий и смертей, которые только что пронеслись перед ним, он как бы видит второй раз ту же самую трагедию, но только лишённую своего жала и яда, и эта разрядка даёт ему время и повод для осознания своего катарсиса». То есть до того катарсис был подсознательный! И ещё: «Через сознание мы проникаем в бессознательное… Было бы ложно думать, что последующие бессознательные процессы не зависят от того направления, какое мы дадим процессам сознательным». Комментарий это закрепил и расширил: «Проблема соотношения сознательного и бессознательного применительно к искусству и другим видам творческой деятельности человека в настоящее время особенно внимательно изучается в связи с первыми опытами кибернетического исследования художественного творчества (ср. примеч. 21). В работах самого Выготского, написанных после данной монографии, этот же вопрос изучался на материале естественного языка и других высших форм психической деятельности, которые на определённом этапе автоматизируются (становятся бессознательными), а затем могут быть осознаны (то есть создаётся возможность управления этими бессознательными программами поведения), см.: Выготский Л. С. Развитие высших психических функций».

Впрочем, это – слова. А делом – было показывание, как из двух противочувствий получается третье переживание (катарсисом Выготский его назвал), которое уж совсем никак нельзя процитировать (если считать, что сочувствие процитировать можно – указав на образ, это сочувствие вызвавший)...