Цитата из критической статьи Соломона Воложина «Мы сами себе диверсанты» в рубрике «Художественный смысл»:

Читал-читал с упоением, и вдруг захотелось начать об этой книге писать – «Город Брежнев» (2017) Шамиля Идиатуллина. Строго говоря, не писать пока захотелось, а процитировать:

«На площади уже грохотали «Бони М» и полыхала цветомузыка, склёпанная Петровичем из прожектора, нескольких настольных ламп и вымазанных гуашью стёкол. Народ прыгал и дёргался…».

Из-за этих «прыгал и дёргался» захотелось.

Пишется с точки зрения тринадцатилетнего пацана 80-х годов, Артура, как-то всё-таки устойчивого к влиянию западной молодёжной контркультуры.

Я вспомнил себя. Я как-то тоже стихийно проявлял устойчивость. Только на 20-25 лет раньше времени действия романа: так и не научился дёргаться. Было так стыдно, что не мог себя заставить.

А год назад меня разыскал однокурсник (он с какого-то недавнего времени стал верующим)  и сказал такие слова: «У меня сохранились фотографии наших, на какой-то документ, наверно, фотографировались. Не помню, как ко мне попали. И я тогда написал на обороте как бы на память на будущее. И твоя фотка есть. И написано мною: хороший человек». А что меня тогда чуть из комсомола не исключили (я выступал против вранья) и из института соответственно чуть не выгнали – он не помнит.

Я ко всему теперь безучастен. Но сейчас к слову вспомнилось…

И ещё вспомнились давние слова сослуживца, когда я раз затащил его домой. Он стал смотреть, что за книги у меня стоят на полке. Одна называлась «Искусство нравственное и безнравственное» (я занимался эстетическим самообразованием тогда и покупал соответствующие книги). 1969 года издания. Против молодёжной контркультуры написана. А он, хоть вчуже, но понимал тогдашнюю молодёжь, падкую на так называемый западный образ жизни – раскованность, скажем так. И вот, глядя на ту книгу мою, полистав её, он вдруг говорит: «Как ты сумел сохраниться?». А я был ой с какой грязнотцой, только он не знал… И всё же он был прав по большому счёту.

Менталитет чудесным образом самосохраняется веками… Запад – цивилизация, СССР – культура, – так тогда писали в «моих» книгах. Теперь это называют противостоянием цивилизаций. А я силу капитализма вижу в обращении к человеческому низу, а Россию вижу стихийно сопротивляющейся капитализму, пусть и привычной расхлябанности ради...