Цитата из эссе Виктора Сбитнева «Синдром Чапая. К чему приводит художника заигрывание с властью»:

...Когда анонсировали его последний «Бесогон», я даже хотел пересмотреть свой подход к нему как к «образцовой конъюнктуре», но, слава богу, успел его посмотреть днём четвёртого мая! «Слава богу», потому что пятого и шестого мая его, как было ранее обещано, не повторили. И у так и не посмотревших может сложиться впечатление, что в режиссёре наконец-то восторжествовал художник и правдолюб. Однако это не так! Не повторили его не поэтому, а, полагаю, в полном соответствии с моралью одного простецкого анекдота про Василия Ивановича Чапаева, которого природная изворотливость скрутила столь хитро, что он в результате укусил собственную, извиняюсь, задницу. Вот и здесь, та же «неслыханная простота»! Сначала, как было заявлено, Никита Сергеевич с пафосом и свойственной крупному таланту проникновенностью читает эмоциональные отклики на свою передачу о причинах кемеровской трагедии. Откликов, по его словам, пришло что-то около трёх тысяч, и практически все они были в поддержку позиции автора, который одной из причин случившегося обозначил ненадлежащее состояние МЧС и, если угодно, непрофессионализм и безответственность главы министерства генерала Пучкова. На вопрос корреспондента «Бесогона», станет ли министр подавать на передачу и её создателей в суд, Пучков ответил, что ему не досуг, поскольку он-де смотрит с маленьким ещё сыном «Гарри Поттера», которого многие дети считают чуть ли не своим соседом. Почему? Очень сильная режиссура, – делится своим впечатлением генерал с режиссёром Михалковым, – и, между прочим, небольшой бюджет. Кстати, намёк весьма неглупый и вполне справедливый. Но создатель «Бесогона» слышит ровно то, что ему необходимо для стройности своей вдруг озарившей его концепции: «Синдром Гарри Поттера»! И вот тут пошли наводки теней на плетень. Суть их проста и агрессивна: министру МЧС говорят о сгоревших людях, десятках в муках умерших детей, а он – на это – про какого-то там придуманного Западом придурка! В самом деле, об этом можно лишь мечтать! Ведь теперь позволительно и не искать истинных, глубинных причин произошедшей трагедии, которые, безусловно, лежат в самих основах российской системы правления. Тем более что и пожар этот далеко не первый, и даже не второй, и не третий. А были ещё многочисленные системные трагедии на воде и в воздухе! Но мостик перекинут, и Никита Сергеевич, буквально захлёбываясь от энтузиазма, начинает прилаживать этот самый «синдром» к мотивам происков западных лидеров: Мэй, Макрона, Трампа. Оказывается, они буквально как две капли воды похожи на российского министра Пучкова, который в ответ на конкретные вопросы несёт какую-то необъяснимую элементарной логикой околесину. Терезу Мэй спрашивают о наличии российского следа в деле отравления Скрипалей, а в ответ – нечто невразумительное про советские разработки тридцатилетней давности, то есть элементарный «Гарри Поттер»! Трампа пытают на предмет конкретных доказательств вмешательства России в американские выборы, а он мямлит нечто малопонятное про смену госсекретаря и необходимость увеличения ассигнований Пентагона. «Опять Гарри Поттер!» – констатирует вдохновлённый чужими нестыковками режиссёр. Что уж тут говорить про суетливого мальчишку Макрона, которому при встрече американский президент указывает на непозволительную перхоть на пиджаке?! Этот об антироссийских санкциях рассуждает, как о нарядах в парижском магазине. А его предшественник Николя Саркози вообще… вместо того, чтобы отдать взятые у президента Ливии под выборы миллионы, начинает последнюю бомбить… То есть в Западной Европе мы имеем «синдром Гарри Поттера» в квадрате! Никаких конкретных объяснений ни Пучков, ни лидеры западных стран в равной степени так и не дали. И невольно (а может быть, специально, преднамеренно?) своего весьма доверчивого зрителя «Бесогон» подводит к поистине бесовскому выводу: в бездействии пучковского ведомства повинны лидеры западных стран, а вовсе не непосредственные начальники министра!..