Цитата из очерка Акбара Мирзо «Урок вчерашнего дня или ответственность сегодняшнего» в переводе c узбекского Лиры Пиржановой:

Когда речь идёт о восточном этикете или взаимоуважении, в некоторых странах почему-то не придают особого значения демократическим принципам, но если говорят о западном поведении, общении, бесцеремонности, неподчинении взрослым или же руководителю, то восторженно восклицают во весь голос: «Вот она, настоящая демократия!» – и не устают её нахваливать. Известно, что у нас на Востоке почитают родителей. Есть даже поговорки по этому поводу: «Не смотри прямо в глаза отцу», «Никогда не взбирайся на крышу дома, где сидит твой отец, не перечь ему и берегись его проклятий». Эти наставления мы применяем не только в отношении родителей, но и старейшин и даже руководителей. Но это, видите ли, не демократия.

Теперь скажите, когда Восток и Запад приходили к единому мнению по этому поводу? Да никогда! Но если демократией называют своеволие, болтовню, которую выдают за истину, жизнь вне семьи, неподчинение руководителю и критика его деятельности, и тем самым выставление себя, то зачем нам она нужна и в чём её смысл? В конце концов, мы разве сможем уместить такое поведение в обществе в своём представлении? А если даже уместим, к чему хорошему это приведёт?

Что касается руководителя… Почему в процессе работы мы подчиняемся ему? А ведь ещё Аллах в своём священном Коране говорил: «Подчиняйтесь Аллаху, его посланнику и руководителям среди вас» (сура «Нисо» 59-й аят). По этому поводу у пророка Мухаммеда (салаллаху алейхи ва саллам) тоже есть несколько хадисов. Но тут мои западные коллеги сразу же бросят реплику: «А если руководитель неправ?». Вспоминаю слова, когда-то прочитанные в книгах или услышанные в сказках: тот, кто хотел возразить правителю, независимо от того, кто он, простой гражданин или придворный чиновник, прежде всего произносил: «Не вели казнить, вели миловать! Позволь изложить своё мнение». И если правитель разрешал, то только после этого он говорил, потому что слово или жест правителя означали, что он прощает и не наказывает говорящего. Независимо от того, нравятся правителю слова говорящего или не нравятся, его не трогали. Потому что правитель оставался верен своему слову. Справедливость, уважение, любовь к народу. Таковы критерии, определяющие правителя...