Цитата из критической статьи Соломона Воложина «Сено-солома!» в рубрике «Художественный смысл»:

Я в смущении, читатель.

Я вдруг ощутил себя в западне.

Она заключается в следствии из теоретического заявления, что произведение неприкладного искусства существует только в двух головах, точнее – в подсознаниях: автора и его восприемника. А не в виде «текста» произведения.

Это – дальнее следствие из теории художественности по Выготскому. По его теории главный акт восприятия искусства есть катарсис от столкновения противочувствий, осознаваемых, которые сами происходят от противоречивых деталей «текста». И этот катарсис – неосознаваем восприемником. Осознавание не обязательно случается. Если позволить себе пофантазировать, то «текст» у автора получается в результате обратного процесса. Духовные явления в обществе в подсознании автора формируют подсознательный идеал, который требует самовыражения. Это вдохновение. Под его влиянием происходят пробы порождения «текста», один из вариантов которого – противоречивый – даёт ощущение удачи. Подсознательному идеалу автора соответствует подсознательный катарсис у восприемника. – Вот и получается, что главные акты такого искусства находятся в двух подсознаниях.

Толкователю приходится извлекать это главное из своего подсознания больше, чем из «текста» произведения. «Текст» просто не даёт толкователю сбиться.

А это в некотором роде западня: я должен описывать свои душевные движения. Начинаются они со смуты какой-то, недопонятной мне самому.

Вот я перед такой смутой относительно картин Соломина и нахожусь. Беру первую же попавшуюся репродукцию...