Цитата из критической статьи Соломона Воложина «Почему от меня бегут читатели» в рубрике «Художественный смысл»:

...стоит не поверить концовке в такой цитате:

«Ролан Быков, который играл Скомороха, рассказывал, как снимали сцену в сарае с его участием. Быков полностью сочинил своего персонажа, сидел в архивах, сам себе поставил скомороший танец, много репетировал и всегда был готов к съёмкам. В сарае все сидели уже долго, а Тарковский на площадке не появлялся, и в чём дело никто не знал… Потом оказалось, что режиссёру не понравился кусочек поля, который виднелся из окна сарая, и он искал технику, чтобы поле красиво перепахали. Только после этого прозвучала команда «мотор!»».

Вряд ли в этом кадре вы увидите перепаханное поле (там видны монахи, перед этим побежавшие под начавшимся дождём с луга со скирдами прятаться под какую-нибудь крышу поблизости). А других кадров, в которых было б что-то видно в окно за стеной дождя, нет. То есть причина задержки выдумана.

А я в связи с текстом Сурковой смею предположить, что у Тарковского просто сердце не лежало снимать то, что – он знал – заготовил очень уважаемый Быков (в двух десятках фильмов уже снявшийся и побывавший главным режиссёром Ленинградского театра им. Ленинского комсомола).

Быков своей заготовкой выражал идеал трагического героизма, чуждый Тарковскому. Тарковский не чувствовал в себе того «хочется», той авторской правоты, которую он сознанием своим считал чистым искусством. Вот он и медлил. Не мог переступить через себя.

Переступил всё-таки. Зато высказал своё «фэ» позже. Разрядился.

Чистое искусство в сознании – это и есть косвенный идеал отсутствия в сознании идеала благого для индивидуалистов сверхбудущего...