Цитата из критической статьи Соломона Воложина «Поражение, почти равное победе» в рубрике «Художественный смысл»:

...Предлагается ввести в научный оборот понятие «подсознательный идеал художника» и соответственно ввести в практику оценки произведений искусства иную иерархию прикладного и неприкладного искусства.

Новизна решения состоит в привлечении и развитии практически не применяемой теории художественности по Выготскому, а именно через акцентирование подсознательности катарсиса при восприятии через зеркальность процессов восприятия и творчества на авторскую цельноустроенность в виде подсознательного идеала автора.

Методы первой части исследования, эмпирической: 1) пробуждение воспоминаний коллег о явлениях необъяснимых, пока длится акт восприятия искусства, когда причина слёз, мурашек и т. п. переживающему не ясна, – воспоминаний путём демонстрации примеров говорения искусствоведами вскользь и оговорками о первоисточнике вдохновения – подсознательном идеале художника и 2) подведение базы под теоретическое во второй части исследования отделение искусства прикладного (о знаемом) от неприкладного (о незнаемом).

Метод второй части исследования – теоретических допущений: 1) логическое построение иерархии прикладного и неприкладного искусства относительно главного допущения: отсутствия в одном и наличия в другом подсознательного идеала художника, обнаруживаемого (или нет) по его следам в «тексте» произведения и 2) логическое выведение качества следа как именно следа подсознательного идеала.

Результаты. Демонстрация эффективности принятых теоретических допущений на живом примере изменения отношения испытуемого в картине Самохвалова, сперва о них не осведомлённого, потом осведомлённого...