Цитата из трилогии Лачина «Три стилизации под старинную романскую прозу»:

«Погляди, вот девять копий, отнятых мною у мавров, все длиннее моего, но меня не устрашали. Каждый раз, перекрестившись, я восклицал: «Святой Иаков!», бросаясь в бой, и с божьей помощью умерщвлял нечестивых. Но даже бог не заступится, коль в сердце заползает страх. Не страшась ничего, бросайся в самое пекло, и удача пребудет с тобой».

Отпущенный отцом, мальчик убегал к матери, твердившей, осыпая его поцелуями: «Добрый ангел не даст тебя в обиду. Убоявшись смерти, не терзайся – ты всё же избежишь позора. Почаще взывай к небесам, и ангел пребудет с тобой».

Отцовский наказ более приличествовал воину, и возмужавший Эстебан вполне достойно вёл себя при взятии последней из мусульманских крепостей. Но в окрестностях Гранады некий противник, богатырского сложения и на отличном скакуне, кричал ему, потрясая копьём: «Собака, сын собаки! Почему не подъедешь ко мне, чтобы я размозжил тебе голову?!», и убоявшийся юноша озирался, не видал ли кто его позора. Несомненно, уберёг его ангел-хранитель – боевые товарищи отворотились кто куда, не приметив случившегося. Но, снедаем стыдом, ещё долгие годы не мог забыть свою слабость...