Первая мировая в культуреИстория отражается в искусстве как в зеркале, но это зеркало всегда «кривое». Но с течением времени еще и изменяется характер того, как формируется отражение исторических событий в искусстве. И дело не только в новых выразительных возможностях, которые появляются с развитием искусства, но и в характере отражения (в эмоциональной окраске, настрое, выделяемых и скрадываемых деталях). Вот и Первая мировая война отразилась в искусстве весьма непривычным для современников образом. Но нас такое отображение уже совсем не удивляет. За сотню лет для нас стало привычным именно такое отображение трагических событий. Первое что бросилось бы в глаза людям начала 20-го века, если бы они перенеслись лет на 25 вперед, это почти полное отсутствие отражения ПМВ в официальном искусстве. Да, было много мемориальных памятников, но не было официального монументального искусства, прославляющего победу в величайшей на тот момент войне. Не было ни новых триумфальных арок, ни портретных галерей героев, ни роскошных изданий о полководцах, ни даже официальных кинофильмов о великих битвах. Разумеется, в новом искусстве кинематографа Первая мировая война нашла достаточно широкое отражение. И кстати, до сих пор находит. Но в межвоенный период в Европе фильмы о завершившейся войне почти не снимались. А Америка снимала достаточно пустые приключенческие фильмы. В литературе впервые появились книги об «окопной правде», которые писали рядовые участники войны. Впервые большая часть авторов была именно из простых солдат, а не из офицеров и генералов. Это было простым следствием повышения общего образовательного уровня населения, но было необычно и сильно повлияло на восприятие войны всей публикой. Речь даже зашла о целом «потерянном поколении», имеющем совершенно особое, травмированное войной, мировосприятие. Ярчайшими представителями этого антивоенного направления стали Э. Хемингуэй и Э. М. Ремарк. Но совсем нетипично отразился в искусстве Восточный фронт Первой мировой. До нас дошло небольшое количество произведений, относящихся к самой войне. Но после нее события Мировой войны воспринимались только через призму Революции, Гражданской войны и распада Российской Империи. Для всех – «красных», «белых», нейтральных свидетелей, получивших независимость жителей окраин – Первая мировая война стала лишь подготовительным этапом к чему-то более важному для страны и для них самих. Рефлексировать по поводу ПМВ как-то не имело особого смысла. То ли дело рассуждать о последующих событиях, даже забывая, с чего все началось. В русской литературе много больших произведений, в которых Первая мировая упоминается, или в которых события сюжета разворачиваются на ее фоне, но кульминация всегда наступает позже (у М. Шолохова, хоть у А. Толстого, хоть у других). А исключительно про Первую мировую произведений очень мало, и назвать их художественной литературой сложно. Предыдущая статья Следущая статья Вернуться |
Пользовательский поиск
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персон |
При перепечатке ссылайтесь на NewLit.ru Copyright © 2001—2015 «Новая Литература» e-mail: |