HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Виктория Алейникова

Арлет

Обсудить

Рассказ

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 29.11.2012
Оглавление

1. Часть 1
2. Часть 2
3. Часть 3

Часть 2


 

 

 

Жена военного. Перелётная птица… Осенний лист без приюта, выстуженный зимою дом, затянутый болотной ряской пруд. Но взаимно любили друг друга он и она, и оттого отчаянно и легко расставалась Арлет с насиженными, обжитыми местами. Привыкла бросать дом, не зависеть от вещей, уезжать в неизвестность, безжалостно обрывая нити неокрепших привычек, не успевшей начаться дружбы, незаконченных планов.

Ведь настоящий дом всегда оставался с ней: муж, а вскоре ребёнок, затем второй – синеокая, как мама, малышка, лучик весенний, и тихоня-сын, с белым высоким лбом, смешной шляпкой носа и глазами цвета звонкой морской волны.

Она привыкла терять: всё ненужное, незначительное, мелкое – и только трое дорогих ей людей были рядом. Об удивительную скалу семейного счастья разбивались невзгоды и заботы, съёживалась разлука с домом, уползала печаль. Муж, нечуткий, но добрый, с грубо и неудобно сколоченными, чересчур очевидными, но, впрочем, вполне обыкновенными, надёжными даже, взглядами на жизнь, был заботлив и нежен, потому что ответно любил мать своих замечательных, необыкновенных детей. И пуще их двоих обожали друг друга дети: куда сестра, туда брат, как он, так и она. Не капризничали, не роптали на постоянные переезды и занятого военной жизнью отца – этому просто не оставалось места в детских радостях, размышлениях, мечтах, совместных играх. Он – на службе, в наряде, спящий или болеющий; она – в поисках работы, друзей, среди нескончаемых домашних забот; и дети – где бы и в каком состоянии они ни находились, всегда были вместе эти четверо, спаянные крепко, на века, неразлучные и верные.

 

…А потом стало тяжело. Она так и не устроилась на работу после очередного переезда, хотя исправно ходила на собеседования, доказывала и объясняла, забыв про томительную застенчивость, так мешавшую ей всегда. Дома по-прежнему было чисто, убрано, нарядно даже; муж гордился Арлет, хотя и не показывал виду – чтобы не расслаблялась, ему ведь тоже непросто. Денег теперь не платят, не разживёшься, как раньше, и скоро застоится воздух в казённой квартире, скоро появятся первые заплаты на привычной, немодной совсем, но крепкой и удобной одежде. Скоро…

Муж заболел; со службой было покончено надолго. «Внеплановый отпуск», – шутил он и оставался внешне спокоен и нетороплив, а Арлет эта ровность настроений злила: она-то ни на миг не расслаблялась, нервничала-переживала, как дальше жить. И начальство злое, твердолобое, заскорузлое какое-то; и другим худо не меньше нашего. Она любила живопись и книги, музыку и готовить – но не военных; сама не знала, как так случилось с ней это бескрайнее чувство к мужу, другому совсем, ничуть не похожему на её и на их детей. Туманной оставалась для неё военная карьера мужа; Арлет только радовалась его успехам, хвалила, поддерживала неустанно, утешала, молчала с ним, смеялась беззаботно – любила. И как данность приняла отсутствие денег в семье – ничего, перебьёмся, всякое бывало, главное, чтобы ты поправился…

Денег на операцию она достала. Написала родным, друзьям, ещё не забывшим, на работу свою – первую самую, самую долгую. Теперь её не брали – чёрная яма неудач – ни на какую: ни в магазин, ни на стройку, ни уборщицей – городок маленький, все места уже заняты, а умная голова, набитая непонятными и не нужными здесь знаниями, пугала и отворачивала людей. Скоро Арлет сама забыла, кто она по профессии: не отреклась, но отодвинула в глубину души, до наступления весны. А потом…

 

Никто уже не мог помочь. Или не хотел. Это было необъяснимо, непонятно, непоправимо; военный же, на государственной службе, больной… Однажды Арлет ввалилась домой, худая, с запавшими глазами и острыми скулами, и раскинула руки-крылья: обнять любимых детей.

– Всё хорошо, мои солнышки, всё хорошо… Операцию папке сделали, жив, родной, любимый, неповторимый мой, и вернётся, завтра или через неделю, но навсегда… – Арлет шептала слова для себя, чтобы успокоиться, не замечая вцепившихся в неё детей, но крепко сжимая их в объятиях, словно боясь потерять.

Она наконец посмотрела на них… Знала ли она до того, что такое безысходность? Они улыбались и молчали совсем по-детски, мудро: синеокая и зеленоглазый; но глаза их были голодными. Её дети были голодными.

 

Арлет ничего не сказала; бессилию уже не было места в её душе, и решение пришло мгновенно. Как в страшной сказке, в этом маленьком, грязном, захолустном городке оставалась беспроигрышная в своём успехе профессия – единственная оставшаяся возможность достать денег… и еды.

Она поцеловала детей и отпустила. Взявшись за руки, они отправились в комнату. «Совсем как взрослые; и без единой жалобы», – со страхом подумала Арлет.

Муж у Арлет был первым; и единственным – оттого чисты и непорочны были черты её лица, оттого не расплылась после родов фигура, и нельзя было дать этой девочке её материнского, молодой женщины, настоящего возраста.

Решение, принятое ею, было для неё смертельным; она не продалась бы и самому богу, но с какой-то тупой покорностью вспоминала неохотные рассказы бабушки о войне: мать убила своего ребёнка, потому что не могла накормить, а другая съела, потому что не могла накормиться. Маленькую бабушку и её сестёр с братом прабабка Арлет отдала в детский дом – там всё-таки давали еду; а сама умерла, от голода ли, от отчаянья, от невозможности найти выход?

Лихорадочно одевала Арлет своё лучшее платье – вульгарных у неё не было; красилась торопливо, пытаясь сделать порочным выражение лица; каблуки, кольца, но обручального не оставила дома – надела на цепочку и спрятала на шее, среди густых медовых прядей волос, падавших отчаянно на плечи, спину, грудь.

 

…И с тех пор не помнила ничего. На эту работу её взяли сразу: клиент был удивлён и доволен неожиданно злой, исступлённой, отчаянно-страстной партнёршей. Он смотрел на неё, но лица не видел; и незамеченными остались дорожки беззвучных слёз, вмиг постаревшие глаза, сжатые до боли губы.

Он заплатил щедро – у таких в любом уголке мира в достатке, и она купила целую гору еды: заварной хлеб, батон, крупы, овощи, сахар, мука. Сладкие булочки, два вида колбасы, копчёный лосось, горка конфет, чай, кофе. Два персика, шесть яблок, четыре банана – и много-много тетрадей, ручей, блокнотов, карандашей. Они будут есть, рисовать и ждать папу…

 

Но как ей пережить это? Как остаться, как вернуться, как посмотреть в глаза детям и взять за руки мужа? Как увидеть себя в зеркале?

Арлет не думала об этом. Разум отупел и остановился, словно сломанные неосторожной рукой часы, хрустальная статуэтка балерины с отломанной рукой, разбитая тарелка. Это было кончено, это было позади, но душа, выпотрошенная и вымазанная грязью, осталась, и никуда было от неё не деться, не спрятаться – виноватая, невиновная, обесчещенная, отдавшаяся…

А дома были дети. Они несмело трогали персики, такие спелые, такие ароматные; катали по столу конфеты в цветных обёртках; резали хлеб и колбасу; и ждали папу с мамой…

 

 

 


Оглавление

1. Часть 1
2. Часть 2
3. Часть 3
435 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 18.04.2024, 15:20 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!