HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Виталий анКо

Откровенный разговор

Обсудить

Повесть


«Самый откровенный разговор – это разговор с самим собой. Может быть, не каждый такой... но последний?»

На чтение потребуется 37 минут | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 11.07.2013
Оглавление

1. Часть 1
2. Часть 2
3. Часть 3

Часть 2


 

 

 

...Люба сидела и смотрела с беспокойством. Он, поглядывая на неё, старался понять, может ли она уловить его состояние – так, чтобы увидеть отчётливо, как и он: «уже близко…»? Нет, судя по её нерешительному беспокойству, по порывам то одно сделать, то другое… – ничего она не видит. Просто слабый он для неё и больной; а мысли о смерти – это уж законно для их возрастов, тут и без всякого повода, в здоровии сущем подумаешь, а слёг, они так толпой в голову и лезут... Ты, конечно, сопротивляешься – что тоже естественно, – отодвигаешь их: ну, пошли прочь! Вот какая интересная штука – и не думать нельзя (какая-то доля разума есть ведь у каждого человека – а разум не может отворачиваться от того, что разумеется), и думать – тоже.. ведь житья тогда никакого не будет! Тогда уж лучше сразу руки скрестить, лечь куда полагается и... Тьфу, гадость!

И, конечно, они знают, что делать, – хоть беспокойно (ибо неизвестно!), но всё ж: научились, ещё с детства – видели, что другие делают, как ведут себя.. Иные, жаждущие побыстрее взрослыми стать детские умы, впитывают всё до малейших деталей – один из ритуалов этого притягательного (своей важностью, настоящей значимостью; уверенность – что бы они ни делали) мира больших людей, просто ритуал. И беспокойство полагается, и слова, и даже слёзы – всё это включается, срабатывает в соответствующий момент, затмевая что-либо, что может прорезаться само собой… Они до сих пор дети, но теперь они играют во взрослость на «законных» основаниях – они чувствуют своё взрослое тело, из зеркала на них глядит взрослый, да и другие (такие же играющие, корчащие из себя) – как со взрослым обращаются; и иногда такая важная у них роль – ты в центре внимания… давай, теперь от тебя ждут твоего верного участия, теперь твой выход, точно, как в театре, только важнее! – и ты не подводишь: вспоминая всё знакомое тебе об этом испокон веков, ты столько раз представлял это, тайно в мыслях репетировал, и теперь, вспоминая – подспудно и мгновенно, – выдаёшь... Волнуешься – хорошо ль сыграл? Но обычно все довольны, тут не особо взыскательная публика… – хотя, с другой стороны, малейший промах сшибает слово – оно ещё не произнесено, но после, когда актёра или актрисы не будет рядом, и останутся одни критики – эти всё выскажут.. А тебе среди них ещё жи... пардон, ещё играть и играть, – так что в такие моменты нужно постараться, не сплоховать; так что и бояться их.

 

В данном случае публики ещё не было. Парная сцена: умирающий муж... да нет, нет! Просто больной (но слова и все жесты наготове), беспокойная жена при нём... Нет, не знала она ещё, что он умирает; смотрела тревожно, смущалась, когда он отвечал ей взглядом, отворачивалась, начинала с тем самым беспокойством оглядывать комнату – будто в комнате причина, будто к комнате оно направлено, а не к живому человеку (вот ещё глупая застенчивость!), – потом смотрела опять… и всё-таки маялась: что-то надо сделать, что ж мы сидим-то?..

Ну а что ещё делать? Он понимал её волнение, но уже оно его не трогало совсем, то есть, почти – раньше бы он поговорил с ней: слово-другое (она бы унялась, хоть немного, – как по команде), но теперь и это было бессмысленно. Ничего теперь не имело значения – он знал. Оставалось только жить и ждать... чего-то. То есть, просто жить.

Он не боялся смерти, просто потому, что это выдумка. Наверно так он бы и объяснил, если бы чаще смотрел на свои понимания и пытался их при помощи слов выразить. Но самого понимания ему было достаточно, а толковать некому; это как лёгкое, но чрезвычайно действенное лекарство... Вот «смерть» – приходит одна мысль… – и тут этот пузырёк... они на самом деле очень похожи – может, в том и секрет: это как лекарство от вирусов, о котором однажды рассказывал доктор, с которым они ехали целых сорок минут в автобусе до города: лекарство против вируса делается из самого вируса. Непонятно, как и что там работает, но одно справляется с другим и оба исчезают. Вот так и мысли от смерти – кто-то чихнул этим, упомнил, а то сама жизнь подталкивает – но тут… другая мысль – они словно стоят рядом, смотрят друг на друга... та вторая мысль будто бы говорит: «Ну что, видишь, ты такая же, как и я, – просто мысль! А, значит, ничего важного» – и обе они утекают туда, где пропадают и все остальные, и всё... – есть ли такое место или они просто растворяются, как дым на ветру, неизвестно.

 

Таким образом, он не боялся никогда; теперь же, когда всё подошло так близко – то, о чём ты много слышал, видел издали несколько раз (не саму, а уже результат!), то, чего все почти боятся... что ты чувствуешь?

Фёдор чувствовал спокойствие. Некуда больше спешить, делать нечего... Последнее, конечно, беспокоило: даже невообразимо – как так, делать нечего?!! Но он сразу же смирился – откуда-то приобретается такая мудрость, которая, может, и не пригодится никогда, а то действует, в критических ситуациях... Но всё-таки зудело безделие, и было ещё осознанье (тоже практически бессловесное), что как-никак это особый момент (хотя бы этим вынужденным и неразрешимым безделием), и надо его провести по-особому. Что же ты будешь делать, ха-ха? Фёдор уже решил – через несколько минут после того, как проснулся и понял (по ощущению), и немного полежал, побыл с этим, когда утихомирились лёгкие волны души, вздетые предчувствием, как ветерком… Он просто посмотрит на свою жизнь, на эту жизнь, которую прожил, – просто оглянется, чтобы понять: верно ли, так ли, была ли в ней суть?.. Посмотрит, поговорит с собой об этом – единый раз (больше и не надо).

Это его очень заинтриговало, даже развеселило, эта пришедшая сама собой идея... – быть может (странно сказать!), как никакая работа, и будто открылось, запахло сразу то тем, то тем, прежними событиями, чувствами, думами, о чём раньше некогда было думать, – атмосфера прожитого, ещё без деталей, засочилась уже, стала доступной – надо было только погружаться теперь... Но тут вошла Люба, и пока нельзя было. Он не мог при ней совсем уйти в себя (а это и требовалось), она бы забеспокоилась ещё больше... – нет, нет (достанет сил ещё…): вот уйдёт, тогда, – пока уж полежим при ней спокойно. А это так хорошо, оказывается, – просто спокойно лежать... Он и болел-то в жизни всего наверно пару раз – некогда, ну некогда было болеть! Иные любят вылёживаться неделями – Фёдор, если бы о людях говорил, сказал бы, что им либо делать нечего, либо слишком они жалеют себя: ах, какой я несчастный – вот лежу тут, ненужный никому, бессильный, как бревно... То и правда – об этом он совсем никому не говорил (не хотел он ссориться с людьми, просто не хотел), но теперь, как и во всём другом, можно признаться себе: правда, что не нужен. Ну что за чушь? Это тоже попахивает пустословными романами со всеми их напыщенными речами – многие, видать, в это поверили: гуманизм да идеалы... Родился и живи – вот что. Живи как знаешь; делай, что видишь нужным, – у каждого здесь своя работа, кому дрова рубить, а кому, может, и романы эти писать… всякое бывает. А иному, может, и совсем ничего делать не надо – но это нужно уметь (не работать и не превратиться в скотину, а то в вещь!), Фёдору это, честно сказать, плохо представлялось... Хотя теперь – вот он лежит, и всё хорошо; ничего его не ждёт, всё в прошлом, кажись, завершено – что-то там выплывает иногда, но это мелочи, они его уже не задевают, – и ничего не ждёт: просто будь себе и всё – просто будь...

 

 

 


Оглавление

1. Часть 1
2. Часть 2
3. Часть 3
462 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 23.04.2024, 10:24 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

22.04.2024
Вы единственный мне известный ресурс сети, что публикует сборники стихов целиком.
Михаил Князев

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!