HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Марат Аваз-Нурзеф

Открытые мысли

Обсудить

Критический обзор

 

 


о стихии стихов,
новом журнале,
девяти стихотворцах с "нашей улицы"
и кое о чем другом




Аксиома-1: Сочинения, претендующие на то, чтобы называться стихами, создаются не только поэтами, но и другими людьми.

Аксиома-2: Произведения поэтов по форме могут быть совершенными или нести в себе шероховатости – относительные и субъективные. Либо намеренные. Но, так или иначе, творения ума, сердца и души поэта есть молекулы беспредельного образования. Эфемерного. Парящего. В сознании и воображении читателя. Но и существующего объективно. Реально. Независимо. И вне времени. Сие образование называют по имени творцов или творений. В русском – Поэзия. В английском – Poetry и Poesy. В узбекском – Шеърият, буквально – Стихия (шеър – стих). Мир поэтических произведений. Стихия стихов.

Аксиома-3: Стихи во всем их многообразии, сочиненные "другими людьми", непоэтами, внешне могут быть очень гладкими, правильными, нередко по воле обстоятельств и предприимчивости своих творцов залетают довольно высоко, но, не имея, собственных крыльев, рано или поздно, падают, часто втихомолку, неприметно для нового поколения читателей, разбиваются, исчезают.

Разъяснение-1 к аксиомам-1, 2, 3: Стихи бывают гармонические и негармонические, рифмованные и нерифмованные. Последние в настоящее время весьма разнообразны – от белых стихов до стихов в прозе, а также авангардных и экспериментальных. Белые стихи, написанные со строгой периодичностью метрики строк, – явление гармоническое.

Теорема: Все авторы раздела "Поэзия" первого выпуска нового философско-литературного журнала "Открытая мысль" (Москва, 2005 г., февраль), пожалуй, поэты.

Разъяснение к теореме: В литературе, в отличие от математики, скорее всего, уместно говорить не о строгих доказательствах, а об обсуждениях, утверждениях, симпатиях и неприятии, любые из которых, в свою очередь, могут быть приняты на веру, или частично подвергнуты сомнению, или отвергнуты с порога, или даже разбиты в пух и прах.

Все зависит от точки отсчета, системы координат, угла зрения, самого зрения, задач, целей.

 

 

Опубликовано редактором: , 8.09.2008
Оглавление

5. 5
6. 6
7. 7

6


 

 

 

А вот другой автор. Другая натура. Но тоже, без сомнений, "мучаемая раздираемыми противоречиями", как она характеризует себя во вступительном обращении к читателям – умном, искреннем ...

Стиль у Марины Лизогуб насквозь негармонический. Нарочито? Творчество? Впрочем, это – не главное. В конце концов, ведь есть немеркнущие образцы стихов в прозе: "Как хороши, как свежи были розы..." (Иван Сергеевич Тургенев). Правда, у Лизогуб – иное. В котором местами встречаются (очень редко, не подумайте) даже геометрические и алгебраические знаки. Но, как говорится, было бы ЧТО, а КАК – не столь суть...

Сочинение Лизогуб "Причина". 11 строк, чуть ли не все совершенно разные по количеству и букв, и слогов, и слов. Вот избранные места из этого произведения.

 

 


Бывают и в 15 закоренелые стервы, и в 45, и в 82; в 15 и в 82 –
лапочки и душки, и в 45.
........................................................
Боже мой, звезд здесь только не хватало!
Да-да, осталось – во всем обвинить погоду!
Как ты любишь искать причину снаружи!
Не удивительно, что у тебя больные зубы!

 

 

Как говорится, конец цитаты. И произведения – тоже.

Хочется как-то, чтобы ей, Марине Лизогуб, еще не было и 15-ти. Еще мягкий пластилин. Тогда "лепила" бы себя, быть может, найдя в моих словах свой ответ на вопрос: что для поэтессы иметь важнее – твердые, острые коготки или же нечто другое? Однако, мне все-таки кажется, что 15 ей уже стукнуло... Но делать и переделывать себя никогда не поздно. Было бы желание. В данном случае надо всерьез задуматься над тем, что люди не всегда на все "сто" повинны в своих физических недостатках, что подлецы встречаются и среди писаных красавчиков, что гнилые зубы отнюдь не предполагают гнилостности души и что ставить знак равенства – это и есть типичное проявление женской стервозности. Но одно дело в быту, другое – в интимных отношениях, третье – в поэзии. Поэзия и стервозность – особы, в общем-то, взаимно несовместимые.

Так что, с моей, литературной точки зрения, выбор женщины в этой жизни ограничивается вершинами одной и той же пятиконечной звезды (именно звезды-то здесь и не хватает! без нее никак не обойтись!): поэт, прозаик, стервозная литераторша, просто стерва, другая судьба.

И еще две важные, на мой взгляд, характеристики этого очень тонкого, хрупкого и чуткого инструмента – слова.

Вступительное обращение М.Лизогуб к читателям. Умное, искреннее. Но и, простите, несколько фамильярное. А ведь среди них, читателей, наверняка будут и те, кто такого обращения не поймет или не примет. Впрочем, "ты" для слуха пусть и щепетильного, да умного, – мелочи. Но!

Но автор под своим обращением подписывается: "С уважением, Лизогуб Марина, в народе просто Марго". В каком "народе"? Не в том ли, который на narod.ru? Или не в том ли, который составляет ближайшее окружение "просто Марго" и насчитывает пусть и десятка три-четыре, пусть и очень достойных личностей? И так, и сяк это – не народ. В народе просто Пушкин – это понятно. Дарвин, Ленин, Чайковский – тоже понятно. Просто Мастер – при подобающем контексте и это понятно. Но в народе просто Марго... Не смешно ли? Нет, нет, замахиваться – не запретишь. Я всего лишь хочу обратить внимание "просто Марго" на то, какой это коварный инструмент – слово: замахиваешься на одно, а выходит – другое...

 

Следующий "домик" – маленький (всего две страницы), но зато двухэтажный (стихи даны в две колонки), единственный в таком роде в нашей "махалле" (поверьте, не от желания "выделиться") занимает ваш покорный слуга.

Не знаю, как там в запредельных странах, тем более цивилизованных, но в пределах СНГ, как и прежде в СССР, к себе принято относиться... даже не как к покойнику. "Либо хорошее, либо ничего", – это о тех, кого уж нет. Но хвалить себя у нас не принято. Значит, умолчать о себе? Как о покойнике, который при жизни был не очень достойным человеком? Ну, уж нет! Тем более, что есть народная мудрость. Куда более древняя, чем стереотипы СССР и СНГ. Проверенная. Пережившая супердержаву. Да и нынешний конгломерат корыстей и амбиций президентов и их команд, она, мудрость, не преминет пережить. Если и оно, СНГ, однажды развалится

"Себя не похвалишь – в грязь лицом ударишь", – гласит мудрость...

Впрочем, есть и сулейманово решение (Сулейман – так мусульмане называют иудейского царя Соломона, жившего в X в. до н.э.): хвалить устами других. Но "уста" эти, то бишь мой Compaq, старый, верный компьютер, в котором хранятся весьма лестные письма, в данный момент, когда пишутся эти строки (по старинке, ручкой по бумаге), находятся в 550 км от меня, в Ташкенте, дома. А я позавчера, 7 марта, с другим моим близким другом, мобильным и надежным Tico, прибыл в родной Карши. Чтобы поздравить с женским праздником маму. По-прежнему живущую в этом административном центре Кашкадарьинской области. А посему "соломонову хвалу" отложим до возвращения к компьютеру. Что произойдет послезавтра, а может, и чуть позже.

Раз уж Compaq, пока недоступен, так заполним "свято место" – чтобы не пустовало! – замечаниями технического рода. Дело в том, что мой "двухэтажный коттедж" имеет изъяны по части, скажем так, наружных малярных работ.

Возьмем первое стихотворение "Гадания на струнах души". Шесть шестистрочных строф. Из них правильно сверстаны первая и четвертая, остальные – неверно. А именно: по одному слову из предпоследней строки попало в строку последнюю. По законам стихотворчества, такое недопустимо. Теперь каждый, кому не лень, может ткнуть в автора произведения пальцем: неуч!

А произошло это нарушение закона только потому, что верстальщик почему-то увеличил размер шрифта в 5-6 строках в сравнении со строками 1-4. Технический же редактор "ломки" стиха просто-напросто не заметила. Иначе нарушение тут же и было бы устранено: для этого достаточно 5-6 строки во всех строфах давать не увеличенным, а тем же кеглем, что и строки 1-4. Это – очень просто. Намного проще даже попытки свалить изъян на меня самого: мол, кто вас просил строиться в два этажа...

Стихотворение "Прости" состоит из 15 четверостиший, которые должны быть четко отделены друг от друга межстрочным интервалом. Но ошибки верстальщика и технического редактора "прилепили" друг к другу некоторые четверостишия. В результате 2 и 3 строфы, а также 4 и 5, превратились в восьмистишия, нарушив тем самым как гармоничность композиции произведения, так и стройность верстки. Обиднее всего то, что и здесь ошибка легко исправима: мeста в образовавшемся перекосе для "разгона" строф и восстановления симметрии как раз тютелька в тютельку...

Коли уж речь сама по себе зашла о технических изъянах первого выпуска "Открытой мысли", тут же скажу еще о нескольких.

Откроем страницу 3 журнала. "Содержание". Раздел "Художественная проза". Наталия Мицкевич. После имени автора даны заголовки ее произведений, причем первая строка "забита" до конца, захвачена и колонка, в которой стоят цифровые указатели страниц, а на вторую строку перенесено только одно маленькое слово, потом идут многоточия, и цифровой указатель. А по законам полиграфии и эстетики было бы правильнее перенести на вторую строчку весь второй заголовок целиком, а затем давать многоточия и указатель. Такая же промашка имеется и в разделе "Миниатюры".

Кстати, в содержании раздела "Поэзия" вполне можно было обойтись без повторения в каждой строке фразы "Сборник стихотворений", просто упразднив ее: имя автора, страница – и всё! А название конкретного сборника, если таковое имеется, давать "на месте", на авторской странице.

Орфографические ошибки – еще один технический изъян первого выпуска "Открытой мысли". В "Поэзии" их нет, но в других разделах, к сожалению, достаточно для тревоги. Да, опечатки. Да, недосмотр. Но если такого рода небрежности можно простить в приватной переписке, понять в интернет-публикациях, то для печатного издания, попавшего во все главные библиотеки Москвы, они просто-напросто недопустимы. Для нового же журнала, которому еще предстоит завоевать свое место под солнцем, вдвойне недопустимо делать "подставки", предоставляя "доброжелателям" (без них ведь никакое дело не обходится) дармовую возможность из "мухи" раздуть "слона".

Следовательно, профессиональную корректуру материалов отменять, упразднять или заменять "технической редактурой" никак не можно. Она, технический редактор, как было показано выше, проглядела изъяны, которые профессионалам сразу же бросаются в глаза. Стоит ли удивляться тому, что ошибки, требующие для своего "отлова" кропотливой корректорской работы, а не поверхностного чтения, благополучно просочились в конечную продукцию!

 

 

 


Оглавление

5. 5
6. 6
7. 7
435 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 18.04.2024, 15:20 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!