HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Кирилл Азёрный

Провинциальные жители

Обсудить

Рассказ

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 25.10.2012
Оглавление

5. Часть 5
6. Часть 6


Часть 6


 

 

 

Шутки в сторону, впрочем. Не к лицу тратить на глупости последние несколько часов своей жизни, правда? Впрочем, я не уверен, что есть какой-либо законный смысл в отпущенном мне ничтожном сроке, я не вижу никаких причин, объективных или субъективных, для того, чтобы умирать строго на следующие сутки после тебя, Маргарет. Хотя факт остаётся фактом, и я понимаю, что каждое моё суждение теперь обязано быть на вес золота, что надобно думать более о цельности и непротиворечивости позиции, нежели о всестороннем охвате истины, от которой я всегда был и остаюсь безмерно далёк. Да, у меня, как у студента в ночь перед экзаменом, по-прежнему куда больше вопросов, чем ответов.

Что у меня точно никогда не вызывало вопросов, так это личности твоих текущих любовников. Ты запомнила день, когда я, скуля, пришёл домой с кистью, распоротой до кости, и долго-долго стоял, держа кисть под струёй холодной воды – для меня до сих пор загадка, что же в мягком на вид, желевидном розовеньком личике моего бывшего босса могло быть такого острого, чтобы так пораниться (возможно, впрочем, то была лишь кость сломанной переносицы). Я обмотал руку и прошёл в спальню – ты сидела там, лохматая, седеющая – моя худенькая, стремительно стареющая малышка. Что за лицо у тебя было тогда! Обвиняющий волчонок, чувствующий вину. Я обнял тебя, и мы посидели так немного, а потом легли спать. Это было через пару недель после смерти нашего последнего ребёнка.

То был не первый и не последний твой любовник. Ко мне же ты, увы, потеряла почти уже всякий интерес – не раз и не два, лёжа рядом с тобой, мне приходилось вызывать твой дополнительный образ в своём воображении. Этот образ всегда, без единого исключения, был твоим. Но что за образ жил в твоём воображении, Маргарет?

Чем я был для тебя все эти десятилетия? Кем я был? Был ли я побегом или попыткой побега, был ли поиском, судорожным поиском утраченного или замены ему – был ли я тебе хотя бы на четверть тем, чем была для меня ты? Любила ли ты меня когда-нибудь, Маргарет?

 

Я очень хорошо помню одну нашу поездку на море, прошло где-то с полгода после смерти Майкла. Как-то пасмурным утром я проснулся в номере один (не впервой, конечно), отправился искать тебя на берег – и нашёл: ты стояла в своем чёрном одеянии, щурясь от ветра и являя взору недавно появившиеся новые морщины, на фоне серого неба, туманного моря, серой гальки, дул пронизывающий ветер (будет неделя сладкого чая с малиновым вареньем), я шёл к тебе, щурясь, и в какую-то секунду ощутил, что всё наше зыбкое единство, вся наша жизнь, вся общая земная судьба напоминает лягушатник в сравнении с этим морем страха, одиночества, любви – всегда одинокой, всегда...

Я подошёл, обнял тебя как можно крепче, и мы поцеловались – опять с первого раза. Мы решили пройтись по пирсу.

– Смотри! – сказала ты, указывая с пирса на камушек на дне. – Видишь камушек на дне? До него, может, двести-триста метров, а кажется – протяни руку, и достанешь! Правда, удивительно?

И впрямь удивительно, любовь моя.

И вот скажите мне (всё равно, кто из вас двух), скажите – разве в тех идеально прозрачных, кристально ясных снах моей юности, в тех глубоководных образах, безо всякого труда извлекаемых на поверхность земной жизни – разве там не было всего этого опыта, всех этих мучительно добываемых ответов, всего этого немыслимого капитала для жизни иной – счастливой, полной смысла, без поисков и мучительных разоблачений? Всё там было, дорогие мои, всё. Я всё знал, но любовь ослепила меня. Всё пошло по новой – новый чудесный сон под названием жизнь, новое пробуждение под названием смерть. Поневоле начнёшь видеть логику.

Узнал ли я в этой жизни разделенную любовь? Глупый вопрос, провоцирующий суетливые спекуляции, на которые у меня больше нет времени. В любви, как и в смерти, есть, право, что-то по определению неразделимое. И если моя любовь к тебе была безответной, то я не жалею, что взаимной не узнал. И если моя любовь к жизни была безответной – пусть! Ведь, в конечном счете, остаюсь только я и моя любовь.

 

Читатель мой, единственное второе лицо моего повествования – прости меня! Прости, что был груб с тобой, что был слишком занят разговором с человеком, который не слышит меня, не отвечал, не отвечает и не ответит мне. Маргарет была, без преувеличения, всей моей жизнью. Но теперь, и я абсолютно чётко осознаю этот факт, она умерла. Я же жив, буду жить ещё несколько часов, и это значит, что ты, мой неведомый читатель, которого я не знал до сегодняшнего дня, мне ближе, чем она. Я любил её, и мне надо двигаться дальше.

Пусть дальше – смерть. Это будет моя смерть и только моя. Я больше никуда не пойду за этим сумасбродным, скрытным созданием, и я не могу серьёзно относиться к идее, что где-то кропотливо следят за тем, чтобы каждый умерший заносился в соответствующий список, где уже выведены аккуратным курсивчиком имена его ушедших ранее родственников. Я вполне допускаю, что в нашем с Маргарет случае сказочный канон был вполне осуществим, и я сам в некотором удивлении от этого. И всё же клянусь, что финал со смертью в один день подразумевает в нашей относительно реальной жизни двойное самоубийство в духе Генриха фон Клейста. А разница в один день – колоссальная разница: день без Маргарет похож для меня на день в джунглях Амазонки. А день в джунглях Амазонки, поверь мне, равен целой жизни.

Мой проницательный читатель, я почти уже забыл прямое значение моего имени. Меня лишь немного смущает судьба примерного язычника, обнаруживающего себя в унынии первого круга – но не настолько, чтобы бояться смерти. С Богом у меня, конечно, не лучшие отношения, и мой читатель давно понял, что стабильно третье лицо нашей беседы имело бы род исключительно средний. Что же касается всей той мерзости, о которой говорил рыжий коп и о которой без конца талдычит телевизор в твоей гостиной, то я объявляю её несостоятельной с полным на то основанием. Крохотная провинция нашей жизни на поверку оказалась открытой всем ветрам тайн твоей яви. Я утверждаю, что всё зло – от двери, прищемившей палец девочке, до педофила, изнасиловавшего её – в этом мире случайно. Давай по всем правилам: в день смерти моей жены, за несколько часов до своей собственной, властью, которой никто не в состоянии отнять у меня живого, я объявляю нашу провинцию центром мира.

Что мне ещё рассказать тебе перед сном? Об её молочно-медовом запахе, о том, как впервые во время поцелуя лизнул её губы и получил пощёчину (скомпенсированную, впрочем, позже поцелуем), о том, как пытался гладить её живот так, чтоб ей не было щекотно. Пожалуй, хватит.

Дорогой читатель, не морщись. Завтра я умру на рассвете, и это будет последняя пошлость, что я совершу в своей жизни.

 

 

 


Оглавление

5. Часть 5
6. Часть 6

503 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 27.03.2024, 19:43 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!