Игорь Белисов
Философское эссеОпубликовано редактором: Андрей Ларин, 5.06.2012Оглавление 30. Часть третья. Трансгрессия. Суверенность 31. Часть третья. Трансгрессия. Праздник жизни 32. Часть третья. Трансгрессия. Табу Часть третья. Трансгрессия. Праздник жизни
Чем более суверенно существование человека, тем больше он сам себе имманентен, тем дальше от положения вещи и, соответственно, ближе к божественной первозданности. Для массы людей эта радость недостижима. Люди, включенные в цепь полезных деяний, порабощенные сложившимся порядком вещей, не живут жизнью, а терпят жизнь. Такая ситуация копит в людях негативный заряд, который в наше время называется словом «стресс». Впрочем, во все времена, начиная с примитивных сообществ, человек социальный испытывал это гнетущее накопление, которое требовало разрядки, отдушины. Такой отдушиной стало явление праздника.
«Божественной мир заразителен, и его заразительность опасна... Неотвязная проблема, обусловленная невозможностью быть человеком, не становясь вещью, или же желание вырваться за пределы вещей, не вернувшись в животный сон, находит себе ограниченное разрешение в празднестве», – пишет Батай.
Ключевая идея здесь – «вырваться за пределы вещей». Временно сбросить свою социальную оболочку и с головой окунуться в утраченную свободу. Таким образом, празднество – это акт трансгрессии... Однако в данном случае трансгрессия контролируема:
«...в празднестве прорывается тяга к разрушению, но она регулируется и ограничивается консервативным благоразумием... Празднество терпят поскольку, поскольку оно оставляет неприкосновенными закономерности профанного мира». «Празднество – слияние жизни всех людей. Для вещей и индивидов оно служит тиглем, где все различия расплавляются в жизненном жаре сокровенности. Но его сокровенность разрешается в реально-индивидуальном полагании той целостности, чья судьба разыгрывается в обрядах. Празднество ограничено именно тем, что совершается для некоторого реального сообщества, для некоторой социальной данности, наличествующей как вещь, – для некоторой совместной операции, нацеленной на будущее время; празднество само включается в цепь полезных деяний... Празднество – это не настоящий возврат к имманентности, а дружественное (или полное тревоги) примирение двух несовместимых необходимостей». «Празднество происходит для того, чтобы вернуть человека к имманентности, но условием этого возврата является помрачение сознания. Таким образом, к имманентности возвращается не человечность человека – поскольку именно ясностью сознания она противостоит животному началу. Собственно праздничное начало не включено в природу сознания, и, обратно, праздничный разгул оказался возможен лишь благодаря неспособности сознания принять его таким, как он есть. В этом фатальном непонимании празднества заключена основная проблема религии. Человек есть существо, утратившее и даже отбросившее то, чем оно является втайне – неразличимую сокровенность».
Получается, празднество в основе религиозно. Оно восходит к тому первобытному состоянию, когда человек пребывал в лоне природы, в ее непрерывности, как зверь, как вода в воде. На протяжении всей истории человечества, собственно, празднества и находились под эгидой религий. Светские праздники в последнюю сотню-другую лет – лишь бледный отблеск иссякающей эманации. Все более рассудочные требования цивилизованного социума все менее приемлют неистовый, стихийный разгул. И в тем большей степени делают праздник трансгрессией. Можно даже сказать, праздник тем больше – праздник, чем в большей степени он – трансгрессия. Суть трансгрессии раскрывается в утренней фразе, знакомой каждому цивилизованному человеку, произносимой с иронией вопреки головной боли и тягостным фактам: «Праздник удался».
Оглавление 30. Часть третья. Трансгрессия. Суверенность 31. Часть третья. Трансгрессия. Праздник жизни 32. Часть третья. Трансгрессия. Табу |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске 08.03.2024 С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив. Евгений Петрович Парамонов
|
||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|