Игорь Белисов
Философское эссеОпубликовано редактором: Андрей Ларин, 5.06.2012Оглавление 36. Часть третья. Трансгрессия. Жертва 37. Часть третья. Трансгрессия. Трансгрессия в мифологии 38. Часть третья. Трансгрессия. Трансгрессия в истории Часть третья. Трансгрессия. Трансгрессия в мифологии
Самая первая книга «Библии» – «Бытие» – начинается с мифа о создании Богом мира и человека. Поначалу человек существовал в Эдемском саду, который представлял собой абсолютный земной рай. Принципиально важен следующий фрагмент этой идиллии:
«И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла»... «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедовал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь»...
Итак, в раю было все, что нужно для Бытия. Между прочим – отдельно растущее «дерево жизни». Но, кроме того – и «дерево добра и зла»: это был первый в предыстории человека запрет. Дальнейшее известно: змей соблазнил Еву попробовать, та попробовала, затем соблазнила Адама. «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги». Так история человека началась с акта трансгрессии.
«И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы он не простер руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт 2-3).
Ключевые слова гнева Господня: «Адам стал как один из Нас, зная добро и зло». То есть, человек ступил на путь знания, мысли – в этом была трансгрессия. Вся последующая история человечества – каторжный труд на фоне мыслительного процесса. Человек никогда не вернется в райскую непрерывность, где он жил как зверь, как вода в воде, не осознавая собственной смерти, и любые попытки приблизиться к имманентности будут пресекаться «пламенным мечом обращающимся».
Надо заметить, что Бог, обозначив запрет, тем самым уже акцентировал внимание на трансгрессии. Поскольку Бог сотворил все существующее без исключений, значит, и змей-искуситель был одним из его творений. Да не оскорбятся люди, истинно верующие, но я выскажу то, что мне представляется несомненным: первым – и вовеки веков – искусителем является не кто иной как сам Господь Бог. Это Он пробудил в человеке пытливость мысли. Это Он «поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его». Это Он выдворил человека за пределы сакрального мира и пустил судьбу его по пути неизбежной профанной деятельности. Стоит ли удивляться, что человек начал забывать своего Бога?
«И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце своем».
Да что человек!
«И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт 6)...
Чтобы исправить ошибку, потребовался великий потоп. Преодолеть его суждено только Ною и иже с ним – очередная трансгрессия, осуществленная с верховного дозволения Господа. С чудесным спасением Ноя связано и первое упоминание о жертвоприношении.
«И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике». «И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (Быт 8).
Однако и этот этап продлился, по божественной мерке, недолго. Уже в поколении Авраама расцвели Содом и Гоморра, чьи жители дошли, помимо прочих трансгрессий, до гомосексуализма. «Вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их тяжел он весьма»... «И пролил Господь на Содом и Гоморру серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и все произрастения земли» (Быт 18-19).
Но и сам Авраам, которого Бог решил сделать отцом избранного народа, нет-нет, да и сомневался во всемогуществе Бога. Одним словом, думал. Вместо того чтобы слепо верить. Такая трансгрессия не могла не вызывать божественного недовольства, и Господь затеял испытать Авраама на верность. Иначе говоря – искусить. И довольно жестоко.
«И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе. Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собой двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и, встав, пошел на место, о котором сказал ему Бог. На третий день Авраам возвел очи свои и увидел то место издалека. И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам. И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе. И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего, Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою, и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай с ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. И возвел Авраам очи свои, и увидел: и вот, позади, овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего» (Быт 22).
Я привел этот миф без сокращений, во-первых, потому что он завораживает. Лапидарность изложения только усиливает содержательный драматизм. Через чтение этих строк мы зримо причащаемся к сакральному действу. Вот, что значит гипноз Настоящей литературы... А во-вторых, я хочу обратить внимание на тот факт, что Господь, карая грешников с самой яростной радикальностью, для праведников допустил вариант заместительной жертвы: объектом приношения может быть и животное. А человек – пусть живет. Обряд заклания агнца сохранился поныне – и у иудеев, и у мусульман. Правда, сакральность его перестала быть идеальной: вместо сожжения, баран зажаривается и съедается, то есть, служит не столько Богу, сколько профанной пользе. Что до христиан, этот обычай утрачен в непосредственном виде, но зато трансформировался в центральный образ христианской идеи. Христианская идея потому и возникла на заре Новой эры, что две тысячи лет назад, в Иерусалиме, при огромном стечении народа, в один из сакральных праздников, в оцеплении войска и при содействии священнослужителей – в жертву Богу был принесен не баран, а Сын Человеческий.
История Иисуса Христа, осмысленная в той или иной степени, известна каждому культурному человеку. Поэтому, вопреки стилизованной практике компиляций, примененной мною в данном эссе, я не стану пересказывать миф через цитаты. Слишком много пришлось бы цитировать, и слишком ущербным вышел бы пересказ. Замечу лишь, что эта история изначально компилятивна. Только в канон включены четыре «Евангелия». Причем, три первых – от Матфея, Марка и Луки – считаются синоптическими (греч. συνοπτικός, букв. «со-наблюдающий»), плюс четвертое, от Иоанна, который, по мнению экспертов, жил несколько позже описываемых событий. Мало кто знает, по крайней мере те, кто не углублялся в вопрос, что еще имеются «Евангелия» апокрифические, не включенные в библейский канон – и таких изложений насчитывается порядка пятидесяти. Это ли не лучшая иллюстрация «Бытия и Ничто литературного творчества»? Заранее извиняюсь перед людьми истинно верующими, которым мое рассуждение может показаться кощунственным, но я хочу рассмотреть историю Христа в трезвом ракурсе атеиста: как так получилось, что земной человек превратился в Бога? Меня не интересует, рожден он порочно или непорочно, творил или не творил чудеса исцеления, усмирял ли бурю на море, ходил ли по воде аки посуху, кормил ли толпу двумя рыбами и пятью хлебами... Я хочу сконцентрировать мысль на принципиальном моменте, который проясняется из внехристианских традиций. Я иду на эту трансгрессию, чтобы из мифа вычленить главное: Жертва – и есть бог... Я уважаю Русскую Православную Церковь по факту моего рождения в этой земле. Но я также уважаю и все другие конфессии, как христианские, так и иных мировых религий. Когда я позиционирую себя атеистом, то лишь дистанцируюсь от политической партии, которой, по сути, является любая конфессия. Церковь – это партия-лидер. Партии-аутсайдеры называются сектами... Но для меня не подлежит никакому сомнению божественная, сакральная сущность Христа. Через Страсти Христовы я причащаюсь к непрерывности мироздания, к жизни вечной, сокровенно сияющей в окровавленной жертве. Каждый человек несет в себе бога. Это известно. Бог есть любовь. Это тоже известно. Обожествление отдельного человека происходит тогда, когда толпы людей обращают к нему свои взгляды. Так невольно обожествляются цари, императоры, духовные лидеры, звезды теле-кино-эстрадной фабрики грез, президенты, спортсмены, финансовые магнаты – и так далее, по нисходящей, в сумрак профанного... Профанные боги могут внушать людям почитание, зависть, преклонение, страх, восторг, фанатизм... Но к сакральному обожествлению возносится только тот, кто казним за идею. Только в нем – сокровенность. Толпа любит жертву.
Оглавление 36. Часть третья. Трансгрессия. Жертва 37. Часть третья. Трансгрессия. Трансгрессия в мифологии 38. Часть третья. Трансгрессия. Трансгрессия в истории |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске 08.03.2024 С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив. Евгений Петрович Парамонов
|
||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|