HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Игорь Белисов

Осколки. О Бытии и Ничто литературного творчества

Обсудить

Философское эссе

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 5.06.2012
Оглавление

41. Часть третья. Трансгрессия. Трансгрессия и литература
42. Часть третья. Трансгрессия. Трансгрессия ложная и подлинная
43. Часть третья. Трансгрессия. Что такое «Настоящая литература»?

Часть третья. Трансгрессия. Трансгрессия ложная и подлинная


 

 

 

 

Как мы уже выяснили, литература сама по себе – трансгрессия. Однако литература литературе – рознь, и коль скоро разные книги производят разное впечатление, то и переживаемая через эти книги трансгрессия разнится весьма.

Взять повествование, выполненное в традиции реализма. По сути, это простое отражение жизни в самых естественных ее проявлениях: обычное зеркало, направленное на окружающий мир. Когда реализм впервые возник литературе, где-то в начале XIX века, это было настоящим открытием: оказалось, можно писать «как в жизни»! Это было трансгрессией... Спустя всего какую-то сотню лет, простое отражение действительности перестало «цеплять». Начались затейливые модернистские поиски, и каждое из направлений ощутимо несло трансгрессию. Во второй половине ХХ века модернизм переродился в постмодернизм, который поначалу очаровывал своей необычностью, но к XXI веку тоже как-то забуксовал...

Тем не менее, каждая из этих эпох явила миру значительные произведения, некоторые из которых стали классикой на все времена, но бóльшая часть канула в Лету; хотя формально все эти книги – фикция (fiction).

В недрах фикции родилась метафикция. Это уже фикция, повествующая о фикции. Говоря яснее – заведомая фикция. В ней предполагается исчезновение иллюзии реализма. Даже если повествование ведется в реалистичной канве, читатель все равно не сомневается ни на миг, что читаемая им история выдумана, представляет умозрительное построение. Такова вся жанровая литература: любовные романы, детективы, боевики, авантюрные, приключенческие, мистические, магические – и прочие поделки той или иной степени не-реальности. Дальше всего от реальности уходит фантастика и, особенно, последнее изобретение – фэнтези. Здесь героями все больше работают киборги, монстры или какие-нибудь виртуальные зверушки. Такое вытеснение реального человека через пропагандируемую литературную моду уже воспринимается практически как реальность нашего современного, виртуализованного Бытия.

Вдумчивый читатель отворачивается от такой литературы. Читатель массовый – то есть, потребитель печатной продукции, – заглатывает, не жуя, этот конвейерный ширпотреб и, похоже, вполне сыт и доволен.

И тем не менее, в каждом из метафиктивных жанров и вдумчивый читатель, и потребитель печатной продукции, время от времени находят произведения, которые воспринимаются как неподдельно достойные. 

Правда, положение осложняется еще тем, что на читателя давит авторитет популярности автора или хорошо раскрученной, с финансовыми вливаниями, книги. Скажем прямо – прессинг рекламы. Вообще, в наше высокотехнологичное время все больше происходит подмена понятий: выдающимся произведением называют рентабельный книжный продукт, шлепнув на обложку «Во всем мире продано 5000000 экземпляров!». Есть и другая подмена: какое-нибудь бредовое словоплетство нарекают знáковым культурным явлением, подкрепив его отзывами влиятельных критиков и протащив в финал престижной литературной премии.

Но почему-то эти красочные изделия, в целом неплохо, наверное, продаваемые, далеко не всегда оправдывают ожиданий даже вполне благожелательного и непридирчивого читателя. Почему?  

Да потому что читатель не находит в предлагаемых произведениях той самой вожделенной духовной отдушины, ради которой покупается книга, и глаза погружаются в текст. Литература становится все более развлекательной, и все меньше дает что-то важное для души. Вот и говорят, что литература вырождается.

Она все реже предлагает читателю подлинную трансгрессию. 

Развлекательные бестселлеры, адресуемые массовому читателю, на время заполняют его душевную пустоту. Так и бредовое словоплетство, преподносимое как тексты элитные, по сути, являются тем же развлечением для эстетов. И то, и другое бывает довольно забавно. Особенно, если облачено в необычную, новую форму.

Но по убеждению скульптора Эрнста Неизвестного:

 

 «Форма – это не то, что снаружи. Форма – это то, что выпирает изнутри»...

 

Ну в самом деле, что с того, что у виртуальных зверушек возникают коллизии такие же, «как у людей»? Или что с того, что какой-нибудь «мастер слова» способен неординарно живописать ординарнейшую банальность? И то, и другое, на свой лад совершают трансгрессию, помогая читателю отвлечься от привычной унылости жизни. Но вот книжка прочитана, не оставив в душе и следа. Под зевок навалившейся скуки она прямиком отправляется в макулатуру.

Выходит, сказать что-то новое в литературе – еще не значит, сказать что-то новое людям. Какие угодно эксперименты с новыми формами, какое угодно «искусство для искусства», не прибавляют ничего к уже сказанному, если не открывают нового содержания. Новых граней, пластов, параллелей. Принципиально новой, еще не явленной жизненной глубины.

Вот и получается, что подлинная трансгрессия, – как ни тяжело это признавать, – главным образом, трансгрессия содержания.

Это трудно. Порой, кажется, невозможно. Но на то и трансгрессия, чтобы преодолеть предел невозможного. И на то и литература – я имею в виду, литература всерьез, – чтобы через нее не только развлекаться, но – думать.

К счастью, люди, идущие Путем Мысли, неистребимы. В любую эпоху, в любом жанре и стиле, как случайные цветы среди массового посева, появляются Книги, способные изумить. Они могут выделяться самобытной инаковостью, а могут маскироваться под традиционное или модное. Но в не зависимости от формы подачи, эти Книги несут глубинное содержание, которое затрагивает что-то важное в душе человека, неподдельно волнует, берет «за живое», а по прочтении – долго не отпускает.

Читатель ставит книгу на полку и говорит: это – Настоящее.    

 

 

 


Оглавление

41. Часть третья. Трансгрессия. Трансгрессия и литература
42. Часть третья. Трансгрессия. Трансгрессия ложная и подлинная
43. Часть третья. Трансгрессия. Что такое «Настоящая литература»?
434 читателя получил ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 18.04.2024, 10:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!