HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Игорь Белисов

Осколки. О Бытии и Ничто литературного творчества

Обсудить

Философское эссе

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 5.06.2012
Оглавление

45. Часть третья. Трансгрессия. Между Трагедией и Комедией
46. Часть третья. Трансгрессия. От профанности к сакральности
47. Часть третья. Трансгрессия. Сизиф возвращается

Часть третья. Трансгрессия. От профанности к сакральности


 

 

 

Две последние рассмотренные мной оппозиции – «Добро и Зло», «Трагедия и Комедия» – я привел для того, чтобы еще раз напомнить: все эти категории естественным образом присутствуют в душе человека. Они присутствуют в неразрывном единстве, и, стало быть, говоря о литературе, выносить оценку произведению лишь на основании ведущей в нем доминанты – установка плоская и эстетически, и этически. Душа человека – это опрокинутая внутрь вселенная, и в этой вселенной субъективного существования найдется все то же, что и в окружающем Бытии. Значит, и литература не может избегать чего бы то ни было. Когда нам проповедуют о желательном и нежелательном, о предпочтительном и предосудительном в литературе – нам либо невольно, либо намеренно морочат мозги, пытаясь воспитать, направить сознательный интерес на те ориентиры, которые проповеднику в данном случае выгодны. Такова истинная цель любого морализаторства. 

Однако Настоящая литература, в принципе, а-моральна. Что не то же самое, будто она безнравственна. Высшая нравственность литературы состоит именно в том, чтобы изображать картину жизни во всей полноте, не уклоняясь от тех ракурсов, которые для Обывателя неуютны. Это требует мужества. Быть Художником – дело бесстрашных. Если писатель действительно – Художник, он неизбежно совершает трансгрессию, он заведомо преступает запрет, внедряясь в пределы, где обнажается душа человека, и читатель, с восторгом и ужасом отразившись в произведении, познает в себе бездну и через катарсис нравственно очищается.

Цель, казалось бы, довольно благая. Не так ли? Но почему же, в общей массе литературы, столь немного произведений, которые несут в себе эту трудную миссию?

Да потому что есть литература профанная – и есть сакральная.  

Профанная литература служит извлечению пользы и поддержанию сложившегося порядка вещей. Сакральная литература – по ту сторону пользы, она вырывает человека из мира вещей, возвышая его к осознанию в-себе не вещи, но личности.

Я думаю, это многое объясняет. И почему книжные магазины завалены массовым чтивом. И почему издатели сторонятся рискованных авторов. И почему книготорговля сегодня нацелена на потребителя печатной продукции, а вдумчивый читатель как класс – вымирает. И почему государственная идеология, во все времена, независимо от политического устройства, привечала литературу, формирующую нужного ей гражданина, и пресекала неподконтрольные ментальные вольности. И почему писатели, писавшее Настоящее, всегда находились в опале, и проживали жизнь, как правило,   полную муки, и большинство кончали, с точки зрения Обывателя, весьма незавидно. И почему настоящий Художник – явление исключительно редкое.

Сакральная литература не преследует выгоды. Это поэзия в наиболее чистом виде. Поэзия не в смысле стихосложения, и даже не в смысле словесной живописи, а, главным образом, в том необузданном смысле, где зависимость от полезного результата становится несущественной, и на первое место выходит человеческая суверенность. Но суверенность плохо сочетается с миром профанного, которое требует интеграции в порядок вещей. Как Праздник Жизни не может быть вечным, так и сакральная литература не может быть основанием долговременной материальной стабильности.

И вот тут всякий пишущий становится перед выбором. Что писать? То ли то, что будет востребовано, исходя из маркетинговой ситуации, понимания массовых вкусов, нынешней моды и политического момента? То ли то, что родилось из жизни, независимо и спонтанно, как нарыв, как беда, как любовь?

Этот выбор каждый делает сам. Но какой выбор ни сделай, так или иначе, чем-то в-себе придется расплачиваться.

Выбирая суверенную искренность, писатель резко себе осложняет личную жизнь и карьерную перспективу. Выбирая циничное ремесло, он набрасывает удавку на душу, жадно дышащую творением Настоящего.  

Впрочем, эта альтернатива – слишком грубое упрощение. Как и всякая попытка делить мир на Черное и Белое. Все сложнее – и в жизни каждого отдельного человека, и в литературе как способе отражения. Писатель, работающий в рамках узкого жанра, формально служащий профанному книгоизданию, порой может создать безусловный шедевр, исполненный мысли, чувства и сущностной глубины. Или наоборот, автор суверенный, ничем не стесненный, презирающий рамки и живущий на всю катушку, может выдавать сочинения броские и лихие, но, по сути, мелкие, пошлые и, на свой безыскусный лад, профанные. Бывает и так, что известный писатель, методично написавший с десяток романов, своим творчеством не сказал ничего такого значительного, что могло бы оставить в литературе хоть малый след. А бывает и так, что никому не известный автор публикует единственную в жизни книгу, после чего опять растворяется в неизвестности, – но эта книга взрывает сознание современников. По-разному бывает...

Только каким бы способом писатель не реализовывался, однажды к нему приходит беспощадное осознание: не существует такой профанной оплаты, которая компенсирует затраченную на творчество душу. Даже книга, прославившая его имя, не возвращается к нему в виде жизненной пользы. Даже изданное полное собрание сочинений не дает надежной материальной опоры. Что уж говорить об огромном количестве пишущих, чья судьба – просто сгинуть без денег и славы. Эта драма незримо была во все времена, но особенно остро ощущается в наши дни, когда масса талантливых, образованных, умных людей пытаются творчески реализоваться в литературе, если не в книгоиздании, то хотя бы в журнальных страницах, если не в магазинах, то хотя бы в Сети. Но профанный окружающий мир игнорирует их голоса. Говоря откровенно, они не нужны профанному миру. Да и литература вообще, как одно из явлений культуры, в жизни потребителя занимает все меньшее место, последовательно вытесняемая совершенно другими продуктами высокотехнологичного современного бизнеса. 

Литература – это избыток мысли, сверх необходимого для обывательской жизни. Литература – это роскошь сознания, не применяемая для экономической пользы. Литература – это накопленное богатство души, которое на известном этапе неизбежно уничтожается. Литература – это «прóклятая часть».

Путь Литератора, Путь Художника, Путь Любви и Путь Воина – одно и то же.

Сакральная его сущность – Путь Жертвы.

 

 

 


Оглавление

45. Часть третья. Трансгрессия. Между Трагедией и Комедией
46. Часть третья. Трансгрессия. От профанности к сакральности
47. Часть третья. Трансгрессия. Сизиф возвращается
508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!