HTM
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2018 г.

Екатерина Бернацкая

Лимонная роща Орландо

Обсудить

Повесть

 

Купить в журнале за январь 2016 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2016 года

 

На чтение краткой версии потребуется полтора часа, полной – 1 час 40 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 20.01.2016
Оглавление

2. 1 глава
3. 2 глава
4. 3 глава

2 глава


 

 

 

Люди раньше беспокоились о том, что будет в наступающем десятилетии или максимум о будущем поколении: о том, что придётся на долю их детям и внукам. Теперь, когда время шагает неумолимо-размашистыми шагами, и люди должны думать на сотни десятилетий вперёд, о будущем нации, они не просто уткнулись в свой воротник (что ещё не самое страшное), они в душе глубоко наплевали на будущее, которое случится после них. В итоге, им всё равно, что они творят сейчас, что может откликнуться через век, тем более века, катастрофой. О невозобновляемых ресурсах вообще все молчат, стоит ли тогда по этому поводу издавать истошный писк! Природный газ, сырая нефть, полезные ископаемые, да, да, да, вы уже об этом слышали. И все слышали об энтропии

Но если увеличивается энтропия (и она только увеличивается), и нет антонимов к этому хаосу, то, как ещё правильно скажет Орландо, мир не удержится, перевёрнутый вверх дном, да ещё на одной руке. Так вот, эта энтропия полностью захватила поэзию и литературу в целом. Люди, здесь имеются в виду алчные издательства, смотрели на это не только сквозь пальцы, но и хлопали в ладоши тому, кто изобретёт сюжет примитивнее, кто напишет книгу глупее. Но они ли виноваты, если безудержное потребление вертится только вокруг этой книги?

Хотя если вы думаете, что после того, как погасло искусство, все продолжали жить как бездушные истуканы, то это зря – творческий потенциал всегда в каждом человеке. И если из подручных материалов у него только пустота, то он и из неё выдумает что-нибудь интересное. И если нет ничего, что можно было бы приблизить к совершенству, то он приблизит к совершенству пустоту. И такие совершенно гениальные пустоты красовались в выставочных залах, прекрасную тишину музицировали в оркестровых ямах. Самое интересное, что «картины» были так называемыми ретроспективами, в них было какое-то развитие, из одной пустоты в другую, более совершенную. Но получался в свою очередь абсурд: пытаясь достичь совершенства, люди пятились от него всё дальше и дальше, до чистого альбомного листа, пятясь по пути прогресса, подгоняемые ветрами энтропии. В выставочных залах можно было понять, что там проходит выставка, только по тому, что под пустотами висели таблички с именами и названиями работ. Только так можно было выявить на стене картину и восхититься ею. Или в филармоническом зале только афиша и брошюра с программой музыкальной оперы могли свидетельствовать о подразумеваемом музыкальном звуке.

Хотя энтропию всегда можно остановить, если постоянно двигаться против её ветра. Если же попадаешь в её струю, и тебя уносит благополучно попутным ветром, то вряд ли уже захочется обернуться назад. И вот на какой точке застыло развитие – унесённые энтропией и уже без точки возврата.

В такое время мечта, выпущенная в мир, была бы самой благословенной, была бы самым невозможным из всех деяний. Кто бы мог подумать, что первый порыв создания нового мира, который должен породить цветущую жизнь, который должен породить поэзию и возродить старые забытые письмена в новые, был мечтой!

Магистр Поэзии был первым, кто задумался, а как быть дальше. В этом неясном вопросе он не нашёл ответа, но в этом неполученном ответе он нашёл некий смысл, смысл жизни, смысл, который дал бы жизни её истинное понятие, как жизни одного человека, так и целой необъятной вселенной.

Так же, как греки верили в существование Елисейских полей, как христиане верят в Царство Божье, как в Индии кришнаиты верили в планету Голоку, как последователь Веданты пел гимны Солнцу, а для буддиста мечтой и идеалом была «светоносная пустота, когда нигде нет привязанностей», таким же был и Орландо для Магистра Поэзии. В этом юном поэте были спасение и рай, которые означали спасение и рай для поэзии. Многие списывали такие отчаянные мысли Магистра о мечте – а точнее, мечта, как сама возникшая, уже облачилась в форму мысли – на старость. Многие уговаривали его успокоиться, тогда, может быть, и орёл потеряет интерес к его печени, и избавится он от мук, им же на себя навлекаемых. А Вторая симфония Малера с загадочным дирижёром Гильбертом Капланом – не то ли это, что бывает раз в тысячу лет?

Но Магистр не желал становиться одним из актёров «Театра абсурда», которые гордились заслуженными мозолями от котурн, и мрачно сидел в тёмной глубине зала, в собственной пещере своих представлений, уже даже не созерцая спектакль, а печально опустив глаза. От этого, наверное, у актёров создалось впечатление, что эти два века Магистр Поэзии просто глубоко спал.

Что породило в нём эту мечту? Могла ли эта мечта перечеркнуть все ошибки, помочь напрочь забыть о них и начать новую эпоху, которой было бы подчинено и духовное, и материальное? Стать завершающим и начинающим? Вопрос первичности тогда был бы разом перечёркнут. И Кьеркегор, и Камю, и Сартр быстро бы захлопнули рты, а они в принципе и сейчас молчали. Возможно, здесь бы восторжествовал Мартин Хайдеггер. Конечно, тут не повезло бы постмодернистам Бодрийяру, Деррида, Гуссерлю, Соссюру, потому все их происки в языке с целью познать мир повергли бы их в состояние молчаливого уныния, ибо язык, который изменился за пару веков, уже слабо отражал великое предназначение мечты, мир блекнул, лингвистике пришел конец, последние кафедры были закрыты.

Удивительно, как это удалось почти отчаявшемуся Магистру. Всё, что у него было – это огромное, бесконечное отчаянье и капля надежды. Вот что порождает мечту! Конечно, какая польза, какой интерес от безумно извивающегося океана? Страшна ли его бездна, шипучая пучина, если с этой морской бездной, неукротимой стихией не сражается маленький кораблик? Так же и бурно-мрачная, но в то же время однообразная картина мира не была удивительна, страшна, пока на этом фоне не начал белеть одинокий парус. Но удивительно, какой смелой мечтой обладал этот хрупкий кораблик, чтобы пуститься в изголодавшиеся волны! Странна мать, которая не разломала этот игрушечный кораблик прежде, чем он пустился в далёкое плаванье.

И теперь Магистр, капитан на берегу, трепетал, потому что его жизнь целиком и полностью зависела от его мечты. Он сидел и нервно шептал бледными губами: «Если ты чего-то искренне хочешь, то вся Вселенная будет способствовать, чтобы твоя Мечта сбылась», но как бы эта Вселенная своей тяжестью не навалилась на эту мысль и не раздавила. Как бы она, страдающая по стихам, трагедиям, балладам, гимнам, не набросилась на неё и не раздавила её в своих объятьях, а между тем, кто был бы против!

Но разве не мечтала прежде Вселенная о своём существовании, чтобы существовать? И наверняка тот цветок, который растёт у его нищего пристанища, тоже, прежде чем вырасти, мечтал об этом. И даже море мечтало о том, чтобы научиться играть волнами, прежде чем коснулось берега. И облака над ним мечтали плыть, прежде чем воспарить вверх. И звёзды ни за что на свете не мерцали бы на небе, если бы однажды одной звезде не вздумалось помечтать о ярком свете. Какая-то необъяснимая, прозрачная грань между мечтой и действительностью навела Магистра на мечту об Орландо. Орландо – мечта и одновременно становится прозрачной гранью между действительностью и мечтой. Да что тут говорить – весь наш мир – мечта одного глубоко замечтавшегося Бога. Так способен ли Орландо создать новый мир? Магистр Поэзии уставился на гуляющие волны. Нужно ждать ответа, нужно ждать ответа.

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за январь 2016 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение января 2016 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

2. 1 глава
3. 2 глава
4. 3 глава
Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

06.07: Алексей Филиппов. Дядя Ваня (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2018 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2018 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!