HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Сергей Бойко

Жаркое лето 2010-го, или Цитаты из лекций для дураков

Обсудить

Литературный сценарий

(на чтение потребуется 2 часа 12 минут)
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 10.05.2013
Оглавление

10. Часть 10
11. Часть 11
12. Часть 12

Часть 11


 

 

 

Цитата дня №3: «Музыка – это голос Бога!»

Лето 2010 года, день, Москва, старое здание МГУ, аудитория

 

Лавров в своём спортивном наряде – на кафедре. Перед ним уже совсем немного слушателей.

– Что же такое, в конце концов, человеческие истины? – задаёт свой вопрос аудитории Лавров и сам же на него отвечает: – Это – неопровержимые! человеческие! заблуждения!

И бодро продолжает:

– Видимо, на самом деле существует НЕЧТО, что простые люди определяют именем «бог», а сильно умные – своими учёными категориями. Но все они так же далеки от истины, как далеки от неё все науки и религии вообще. Это видно хотя бы из того, что каждая религия представляет себе данный предмет по-своему и при этом претендует на знание «истины в последней инстанции». Я скажу так: Бога нельзя видеть, зато можно слышать его голос. Голос Бога – это музыка. Божественная музыка, которая настолько потрясает, что вынуждена рядиться в покровы гармонии, чтобы её можно было выдержать без ущерба для рассудка и жизни.

Рядом с Юрой в первом ряду сидит его родная дочка, юница Марина – достойная дочь своей мстительной мамаши Эллы. Элла забралась на галёрку и оттуда втихаря фотографирует папу и дочку длиннофокусной оптикой. Сейчас Марину украшает «мокрая» причёска – белобрысая солома завита в кудряшки, взбита кверху и закреплена в живописном беспорядке. У Марины боевой раскрас женщины, вышедшей на охоту или на войну, и соответствующий наряд – облегающее декольтированное со всех сторон чёрное платье и красные босоножки на высокой платформе. На коленях она держит красно-чёрную сумочку. Юра не сводит с девушки восхищённых глаз. Лавров продолжает:

– Однажды, когда я был ребёнком, мне довелось услышать эту музыку без всяких покровов…

Лавровский соглядатай, стоящий в дверях, усмехается, качает головой и подносит ко лбу край полотенца.

– Это было откровение, которое потрясло меня, но которое я, будучи еще маленьким дурачком, сумел пережить. Было так: я увидел Землю из космоса. Это был голубой шар, укрытый белыми облаками. Но и через облака я видел, что там есть люди. Я стал различать звуки их жизни. Это было ужасно! Шла беспрерывная война, драка и убийство за лучшее место. Звуки их жизни сливались в отчаянный и вместе с тем грозный марш. Страх и радость преобладали над всеми эмоциями. Ужас побеждённых и восторг победителей. Но они так часто менялись местами, что уже невозможно было понять, кто из них победил, а кто потерпел поражение… И тут я – закричал! «Зачем? – кричал я. – Почему так? Ради чего всё это?» Но никто не услышал меня, никто мне не ответил. Да и мог ли кто-нибудь ответить? Ведь они просто жили. Воевали за своё место, за своих детей, зная о жизни лишь то, что её надо прожить как можно лучше. Но – зачем? Да и – надо ли? Куда неслась эта копошащаяся в крови выгребная яма? И я решил: ВСЕ ЛЮДИ ИЛИ ДУРАКИ, ИЛИ ВРУТ И ПРИТВОРЯЮТСЯ, будто ничего не знают обо всей этой бессмыслице, иначе давно уже поубивали бы сами себя и своих детей, чтобы не жить. Итак… Все люди – дураки или притворяются!

Юная «охотница» Марина достаёт из своей сумочки снайперский прицел и начинает через него в упор разглядывать Лаврова. Юра с обожанием глядит на её профиль. Он решается – и кладет руку ей за спину, на спинку сидения, и слегка дотрагивается пальцами до обнажённого места на спине. «Охотница» отстраняется. Юра с извинениями убирает руку.

Лавров продолжает:

– …Когда всё исчезло, и я очутился у себя дома, в обычном мире… так мне стало всё… Короче, мне вдруг открылся смысл жизни. Он оказался элементарным, этот смысл. Он выражался просто: СМЫСЛА ЖИЗНИ НЕТ! Я это не головой понял, не мозгами, – кожей я это ощутил! Всеми клетками своего тела! Я ничуть не опечалился по этому поводу. Нет – и нет. Значит, и жить не надо. Опыт жизни не тяготил. Не было ещё никакого опыта. Памяти чего-то пережитого, дорогого – тоже. Ничто не держало меня на этой земле. Я без всякого страха принял этот свой смысл и решил не жить. Я помню, что решил повеситься. Видимо, потому, что в нашем доме недавно повесился один мужик, дядя Коля из четвёртого подъезда. Говорили, что он свихнулся от водки. Но я-то сразу догадался, что он и пить-то начал, чтобы спастись, потому что он, как и я, узнал всё про смысл. Этот способ ухода показался мне наиболее достойным – взял и сам себя повесил! Во-первых, не страшно, не то, что прыгать с парашютной вышки. Во-вторых, не больно. А в-третьих – самое главное! – тихо и надёжно. Но я не повесился. Другие детские впечатления отвлекли меня от самоубийства, и я на долгое время позабыл об этом случае…

«Охотница» одаривает Юру поощряющей улыбкой – и снова глядит на Лаврова через снайперский прицел как в подзорную трубу. Юра кладёт руку ей на плечо. На этот раз девушка не отстраняется.

– …Повторяю: теперь я уверен, что это и была ничем не прикрытая настоящая музыка – голос Бога, музыка сфер. Тут заключена величайшая опасность для воли, которая угрожает привести человека к самоуничтожению. Но теперь я не боюсь этого и даже готов сформулировать несколько опровержимых истин. Первая: музыка – это голос Бога. Вторая: все люди дураки или притворяются. И третья: дурак никого не обманет и никогда не повесится. Полагают, искусство спасает человека, острый взгляд которого проник в странное дело самоуничтожения. Искусство спасает человека. А через искусство его для себя спасает – жизнь! Так что, не всё тут просто, в смысле искусства как забавы…

 

 

Лето 2010 года, вечер, Москва, Исторический Центр

 

Юра идёт под ручку со своей дочкой – «охотницей» Мариной. Он всё ещё не в курсе, что стал объектом интриги, и что Марина – его родная дочь. Он вдохновенно вещает о чём-то, она – внимает ему, иногда оглядывается. Юра тогда сбивается, тоже начинает оглядываться, но потом снова продолжает увлечённо о чём-то рассказывать Марине. Они прогуливаются в историческом центре – Манеж, Александровский сад, Охотный ряд, Красная площадь…

За ними, на достаточном удалении, следуют Полковник в своих неизменных дымчатых очках, Лавров и Причуда. Девушка двумя руками обнимает Лаврова за плечо и заглядывает ему в глаза. Полковник смотрит на них и улыбается.

Следом за ними осторожно передвигается соглядатай Лаврова в своём светлом мятом костюме.

Вокруг всей этой компании «нарезает круги» мстительная мамаша Марины Элла, обвешанная фото- и видеоаппаратурой. Она вдохновенно снимает то на одну, то на другую камеру, забегает вперёд, обходит то слева, то справа, снимает якобы достопримечательности родной столицы, а на самом деле ловит в перекрестье объективов и запечатлевает свою несовершеннолетнюю дочку и «отца-подлеца», «совратителя-кровосмесителя»…

Юра вдохновенно продолжает свою мысль:

– …По этому поводу существует одно стародавнее предание. Царь Мидас долгое время гонялся за мудрым Силеном, спутником бога Диониса, и не мог его изловить. Когда тот, наконец, попал к нему в руки, царь спросил его: «Что для человека самое лучшее, а что второе по предпочтению?»

Юра начинает изображать царя и демона «в лицах».

– В ответ демон разразился такими словами: «Злополучный и однодневный род! Дети случая и нужды! Для чего ты заставляешь меня сказать то, что полезнее было бы тебе не знать совсем?» «Говори!» – настаивает могущественный царь. Демон разражается демоническим хохотом: «Ха-ха-ха!» Царь Мидас в ярости швыряет в демона кубок с вином. Гости царя тоже настаивают: «Говори, нетопырь!» Демон перестаёт хохотать и произносит: «Ну, слушай! Ты этого хотел!» «Говори!» – кричат все. И царь тоже кричит: «Говори правду! И я отпущу тебя. Если не скажешь, будешь вечно моим пленником!» Демон ещё раз разражается демоническим хохотом: «Ха-ха-ха!» и произносит: «Самое лучшее для тебя уже абсолютно недостижимо. Это – никогда не родиться! Не быть вовсе! Быть ничем! А второе по достоинству для тебя – скоро умереть!» И Силен исчезает, потому что сказал правду, а царь и его гости остаются переваривать это своё новое знание.

Девушка с интересом смотрит на Юру. Тот приводит в порядок свой костюм после лицедейства – поправляет неизменный галстук, перекидывает блайзер через плечо. Берёт девушку под руку. Говорит, заглядывая ей в глаза:

– Представляете, что должен ощутить человек, чувствам которого вдруг открывается подобная истина? После такого откровения наша повседневная действительность ощущается как таковая с отвращением. Безутешное отчаяние отравляет сознание! Существование отрицается во всей своей полноте – вместе с богами и бессмертием! В осознании раз явившейся взорам истины мы видим теперь везде лишь ужас и нелепость бытия. Мы познали мудрость лесного бога Силена. И нас тошнит от этого!

Девушка и Юра смотрят друг другу в глаза. Юра обнимает девушку, роняет на асфальт свой блайзер, но не обращает на это внимания. Юра наклоняется и целует девушку в губы. Та обнимает его за шею. Потом резко отталкивает и идёт прочь. Юра делает движение догнать, но спотыкается на своём костюме и чуть не падает. Девушка возвращается обратно. Поднимает его «блайзер». Извиняется. Берёт Юру под руку, и они продолжают прогулку. На приличном расстоянии движутся следом Лавров с Причудой и Полковник. За ними – соглядатай Лаврова. Из-за тумбы с объявлениями за всей честной процессией наблюдает мамаша девушки. Она с азартом фотографирует Юру и Марину. Бормочет себе под нос:

– Ай да Маринка! Ай да молодчинка!

 

 

 


Оглавление

10. Часть 10
11. Часть 11
12. Часть 12
508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!