HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Владимир Бреднев

Годины

Обсудить

Повесть

На чтение потребуется 1 час 45 минут | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 17.02.2014
Оглавление

11. Часть 10
12. Часть 11
13. Часть 12

Часть 11


 

 

 

Поезд остановился на какой-то станции. Люди прильнули к щелям между досками, чтобы хоть что-то разглядеть и подышать воздухом. В теплушке стояла невозможная духота. Но тут дверь со скрипом и скрежетом отползла назад. В полумрак вагона заглянул лейтенант НКВД.

– Бежать не вздумайте, из пулеметов всех покромсают, – сказал он ни весело, ни зло, обычно сказал, как будто так и надо.

– Начальник, а чо кипеш такой? Гляди, сколько вертухаев понагнали, али мы в почет вышли?

– Откуда? – подняв глаза на вышедшего к двери парня, спросил энкаведешник.

– Я-то, гражданин начальник, родом из славного города Киева, матери городов русских, с улицы великого кобзаря Тараса Шевченко, за глумление над двенадцатой статьей, за систематическое уклонение от социалистического строительства.

– Разбомбили матерь городов русских, десять дней назад.

 

Гринька прислушался к разговору. Сделал несколько шагов к двери. Да и все зеки придвинулись.

– Чего разбомбили?

– Город Киев разбомбили. Подвергся массированной бомбардировке. Война началась, больше недели уже.

Вагон загомонил.

Гринька шагнул вперёд.

– Гражданин начальник, а можно мне на войну? Я кровью искуплю. Я казак.

– Без вас, паразитов, обойдёмся. Еще день, два, и погонит Красная армия гитлеровцев.

 

– Это как же так? А? – осужденный тунеядец развернулся лицом к вагону. – Замирялись мы с этими падлами, замирялись. А они нам вот такой фортель выкинули? А? И кто же они опосля этого? Да штопанные они опосля этого. Гражданин начальник, и меня пиши в войско.

– Сейчас я вас, паскуд, в поле выгоню и кончу из пулемёта, чтобы хлебальниками своими зазря не гавкали, – ни с того ни с сего обозлился на осуждённых лейтенант.

Он резко дёрнул вагонную дверь, и та с лязгом захлопнулась.

 

– А ты чо, Казачок, и правду за краснопёрых воевать собрался?

Уголовники обступили Гриньку.

– Я не за них, я за Родину.

– О, какой. Идейный! А Родина-то у нас где? Где она, эта Родина? Она вся под этими и ходит. И ты захотел?

– Зачистить его надо, а то больно правильный. И дерётся больно, – подал голос из угла уголовничек с тонкой длинной мордочкой.

– Предъяву парню бросьте, – с верхних нар на пол вагона спрыгнул крепкий мужчина лет пятидесяти, – а если нету, брысь под лавку, пока хребты через колено не погнул.

– А ты, дядя, кто такой? – тунеядец, сунув руки в карманы брюк, сделал пару шагов навстречу здоровяку.

– Я кто? Большевик.

 

Часть уголовного вагонного мирка зашушукалась. Потом из самых тёмных недр раздался несильный голос.

– Извини, Павел Васильевич. Шантропа ещё мало знает, вот понт свой и показывает. Безавторитетно живут, вот и творят беззаконие. Мальчонка-то за тобой будет?

– По голосу, вроде Сидор? Покажись.

– Не могу, Павел Васильевич. На последнюю ходку получил пятьдесят восьмую, так сам понимаешь, как спрашивали.

– Ты же вор.

– Советскую сберегательную кассу подломить хотел, а промахнулся и попал в какую-то контору. Мне с той конторы никакого навару не вышло, но на третий день взяли и предъявили шпионаж в пользу Японии.

– Тогда ты из угла своего в наш перебирайся, – усмехнулся Большевик. – Политическим станешь.

– А тебя за что? Помню, ты при Николашке ещё пацаном за правое дело сидел, а теперь за что?

– И теперь за правое. Разберутся. Давай, Сидор, в договор. Не бузим пока.

 

Поезд дёрнулся, тронулся и пополз куда-то дальше. Но скорости так и не набрал. Через полчаса сбавил ход, а потом и вовсе встал. Ещё через час двери вагонов распахнули. Люди в полувоенных френчах без знаков различия с папками под мышками быстро шли вдоль насыпи. И как только они проходили мимо вагона, к дверям подбегал солдат и заставлял всех из вагона выходить. В поле, под насыпью, стояла длинная цепь красноармейцев, державших винтовки наперевес. Кончики штыков иногда зловеще поблескивали в предвечернем солнце.

Осуждённых выстроили в три шеренги.

И теперь уже с головы поезда вновь шли люди во френчах, выкрикивали фамилии заключённых, и шли дальше. Тех, кто выходил из строя, принимали солдаты и уводили в сторону.

 

Дошла очередь до вагона, где везли Гриньку.

Фамилии перечисляли долго. Гринька и тунеядец уже были за цепью солдат, сидели на корточках ждали своей участи, когда к ним подошёл пожилой военный.

– Востряков Павел Васильевич, – громко позвал военный и, не услышав ответа, ещё громче крикнул: – Большевик!

От урок ответили, что Большевика оставили у насыпи. Военный поправил фуражку и быстро пошёл к цепи. У насыпи оставшихся заключенных сбили в кучу.

Гринька слышал, как военный громко скомандовал и также громко позвал Вострякова. Через минут двадцать начальник с Большевиком подошли к арестантам.

– И ничего, Павел, не говори, не рассуждай. Я тебя не на именины из могилы выдернул, – проговорил военный.

Остальные слова, которые выкрикнул Востряков, заглушил стройный винтовочный залп. Потом последовали ещё и ещё. Зеки замолчали. Самые отчаянные и отъявленные потянули с голов шапки. Старые начали креститься. Все живые стояли и смотрели в сторону насыпи, где молодые офицеры в фуражках с синими околышами из револьверов добивали тех, кто подавал признаки жизни.

 

– Сми-и-ирна!

Зеки обернулись. И увидели фигуру человека. Он стоял так, что опускающееся солнце било в глаза зекам, и ни лица этого человека, ни звания рассмотреть было невозможно.

– Я должен был вас привезти в Кареллаг, чтобы вы могли честным напряжённым трудом искупить свои провинности перед советским государством. Но сегодня я должен сказать вам: Отечество в опасности! И у вас есть возможность заслужить честь и уважение своего народа. На данном направлении нет регулярных частей Красной армии, но нам стало известно, что гитлеровцы выбросили несколько десантных групп, чтобы взорвать железнодорожный мост. Поэтому я предлагаю получить строительный инструмент и вступить в бой с противником.

– Начальник, убей меня на месте. Я с лопатой против немца не пойду.

Выступающий замолчал, расстегнул кобуру, достал револьвер и выстрелил.

– Кто еще хочет найти для себя столь же бесславный конец?

Зеки молчали.

– Настала лихая година войны, граждане заключенные. И у каждого из вас есть шанс вернуть себе доброе и честное имя. Я буду командовать вами, моим заместителем будет Павел Васильевич Востряков, командиров взводов и отделений назначим тогда, когда разобьём немецкий десант. Бегать не советую, до места предполагаемой высадки десанта нас сопроводят военнослужащие части особого назначения. Вопросы есть?

Вопросов не было.

 

Гринька получил в руки лопату. Он шёл в колонне, как все остальные. Был молчалив. Он думал о предстоящей встрече с врагом. И от этого с одной стороны было радостно – он не подведёт, он же русский казак, исконный, до седьмого колена. С другой – было страшно: а вдруг немцы окажутся сильнее?

Немецкие десантники были на насыпи. Их заметили, не дойдя до них метров двести. Только вывернули из леска, и тут увидели. Немцы не сразу поняли, что в колонне людей с ломами, кирками, лопатами есть вооруженные, одетые в форму Красной армии.

Военный, шедший вместе с Большевиком впереди колонны, выхватил оружие и зычно крикнул:

– В цепь, и бегом вперёд!

Строй качнулся. И молча побежал, рассыпаясь в цепь по всему пространству придорожной поляны.

 

Немцы спохватились. Ударило сразу несколько автоматов, в ответ послышался одиночный револьверный выстрел, потом грохнул винтовочный. Все увидели, как вскинулся немецкий автоматчик и рухнул между рельсов.

Кто-то крикнул «Ура!»

И над полотном железной дороги, над поляной, над лесом покатилось «Ура!»

Гринька орал что было мочи. Когда орал, было не так страшно слышать, как шлепает пуля в бегущее рядом тело, рвёт его мгновенно. А человек натыкается на невидимое препятствие, вскидывает руки, выпускает из них, что держал: лом, кирку, лопату – и падает. Гринька не оглядывался. Он бежал вперёд. Он хотел добежать до насыпи, как будто там было его спасение. И добежал, перепрыгивая через тела сбитых немецкими пулями. Добежал и остановился. Как остановились другие.

 

Зеки тяжело дышали, садились на рельсы, бросали инструмент. Тут же, в колее, валялись трупы немецких солдат. У всех были раскроены черепа. Кто-то сдирал с трупов сапоги, кто-то подбирал оружие, кто-то потрошил вещевые мешки. Гринька оглянулся туда, откуда он прибежал. И увидел, что часть поляны перед подъемом на насыпь и сам подъём густо усеяны телами в чёрных робах. Командир и Востряков были живы. Они шли между людьми, уже взявшими в руки чужие автоматы, шли и не опасались, что в спину могут выстрелить. Или опасались, но не показывали виду. Гринька не понял.

Востряков приказал всем построиться. Зеки, полдня назад готовые растерзать любого красноперого и бежать куда глаза глядят, построились.

– Товарищ Востряков будет командовать вооруженной группой нашего отряда, я же пока возглавлю тех, кто не приобрел оружия в бою.

– Возглавляй, – послышалось из строя. – Ты, кум, не фраер, не очковал и за спиной не прятался, уважаем.

– Мне на твое уважение, сам понимаешь, но за то, что и ты по кустам не ошивался, спасибо, – ответил командир. – А теперь знайте, у нас где-то рядом ещё две десантных группы. И мы должны их найти и уничтожить.

– Сами говорили, мост взорвать хотят. Вот на мост и айда.

И колонна, в которой не доставало больше сотни человек, двинулась на запад.

Гринька снова шёл среди зеков, снова нёс на плече лопату. Напряжение боя спало, и тело немного потряхивала дрожь, но Гринька уже знал, что он не боится войны.

 

 

 

Детские рассказы для внеклассного чтения (аудиокнига). Купить или скачать аудиокнигу бесплатно   Николай Лесков. Очарованный странник (повесть). Купить или скачать аудиокнигу бесплатно   Владимир Набоков. Дар (роман). Купить или скачать аудиокнигу бесплатно

 

 

 


Оглавление

11. Часть 10
12. Часть 11
13. Часть 12
441 читатель получил ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 20.04.2024, 07:39 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!