HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Рая Чичильницкая

Уроки музыки

Обсудить

Сборник рассказов

 

Мои рассказы-зарисовки из «мемуарной» серии: рассказы-эскизы, рассказы-воспоминания, рассказы автобиографические и полубиографические… о детстве и юности, об эмиграции и прочем…

 

На чтение потребуется 3 часа | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 12.03.2014
Оглавление

11. Дырки в ушах
12. Неотразимо красивый Вася
13. Выродок

Неотразимо красивый Вася


 

 

 

Неотразимо красивый Вася. Автор: Рая Чичильницкая. Источник: http://newlit.ru/

 

 

 

 

Май в разгаре. Дни теплеют и удлиняются, а воздух пропитан разными запахами, от которых приятно кружится голова и не хочется быть в помещении. За окнами нарождающиеся листочки, чирикающие птички, кричащие дети, стучащие о стенку мячи. Усидеть на одном месте очень трудно, а учиться почти невозможно. Всё отвлекает, в голову лезет всякая чепуха, а рука машинально вырисовывает сердечки со стрелами и прочие романтические загогулины, вместо того чтобы концентрироваться на «том, что важно». Подобно растению, все мое существо тянется туда: на солнце, на воздух, наружу, во двор...

– Мам, я сделаю маленький перерыв, можно? – кричу я. – Всё равно, это не занятия.

– Ты же только недавно... – доносится из кухни мамин голос.

– Мам, ну я потом дозанимаюсь. Я ненадолго…

– Ну ладно, иди, погуляй часок, но не...

Я не дослушиваю до конца и вылетаю за дверь.

 

Мои дворовые подружки ждут меня на лавочке под деревянным грибком. Мы там обычно встречаемся.

Люда живёт в соседнем доме. В меру упитанная, курносенькая, лучисто-шоколадные глаза, ямочки на щеках, коротко подстриженная челка, открытое лицо пионерки с плаката. Она «очень хорошо воспитана», потому что у неё «приличная семья», где никогда не ссорятся, и все (родители-педагоги и старшая сестра) тоже очень хорошо воспитаны.

– Бери пример с Люды, – часто говорит мама. – Она круглая отличница, слушает родителей и очень аккуратная: на ней всё блестит.

А я не круглая и слушаю не всегда, и совсем на мне ничего не блестит, а наоборот, пальцы в чернилах и в тетрадках кляксы, хотя и стараюсь... но несмотря на это, Люда мне всё равно нравится: она никогда не задаётся, и с ней можно дружить.

А Ева из соседнего подъезда – тощая, потому что ничего не кушает, и её обзывают дистрофиком. У неё большие глаза, синеватые круги под ними, маленькая сестричка, Фирочка, с которой надо всё время сидеть дома или гулять на улице, и «партийные» родители, которые «вечно на работе и за детьми не смотрят». Наверное, поэтому Ева просто ударница и не так хорошо воспитана, как Люда. Ева почти всё время молчит и умеет держать секреты, а поэтому дружить с ней тоже можно.

 

Люда носит лифчик второго размера, я – первого, а Ева – «плоская, как доска» – нулевого. Но разницы от этого никакой: мальчишки ни на кого из нас всё равно не смотрят. Впрочем, мы – серьёзные, и они нас совсем не интересуют: интересы у нас другие.

Люда и Ева – одноклассницы с самого начала школы, а я в том же классе, но в другой школе, для музыкально талантливых. Мы любим долго стоять в подъезде и разговаривать о том, что мы проходим и что нам задают по разным предметам, потому что я и они учат почти тоже самое, кроме музыкального, конечно. У них в школе из музыкальных предметов только урок пения в хоре, а в моей – наоборот, их очень много, но я об этом редко рассказываю. Больше всего мне хочется быть, как все. Поэтому обсуждаем мы уроки истории, алгебры или литературы.

Люда и Ева видят друг друга каждый день и дружат круглый год, а я их вижу раз в неделю во время учебного года, а дружу с ними летом, во время каникул, когда не надо столько упражняться на пианино. Часть лета уходит на поездку к морю, в Одессу, и на другое, и конечно, на дружбу остаётся не так уж много времени. Но летом зато тепло и можно играть на улице допоздна, потому что дни длинные и много цветов, из которых мы делаем куколок, или гербарий, или собираем коллекции камней, или ещё чего-то...

Недавно мы откопали возле детской площадки какие-то кости, и Люда, которая, когда вырастет, хочет быть археологом, думает, что это может быть какое-то древнее захоронение. И Ева, которая ей во всём подражает и поэтому тоже хочет быть археологом, согласилась и сказала, что там должны быть ещё разные черепки, остатки культурного слоя.А  мне кажется, что это просто кости из борща, которые специально закопали там мальчишки, чтобы мы их нашли и подумали, что они древние. Но я ничего не сказала, потому что археологом стать не мечтаю. Мне полагается мечтать о преподавании музыки или аккомпаниаторстве, хотя я больше люблю рисовать или просто думать о разном.

В общем, продолжаем копать…

 

Вот и сегодня, мы опять возимся с нашей коллекцией: раскладываем, рассматриваем, пересчитываем. Незаметно подкрадывается закат. Начинают возвращаться с работы соседи. Скамеечки у подъездов заполняются. Матери зовут детей ужинать. Из беседки доносятся первые гитарные аккорды.

Мне пора домой: мой перерыв «на часок» уже, наверное, давно кончился, но как я могу, ведь сейчас как раз начинается самое главное... Мы отправляемся ждать Васю Силаева, которого любим втроём.

Вася живёт в Евином подъезде на последнем, пятом, этаже. Когда он спускается по лестнице, мы узнаём его шаги. Вася уже в десятом классе и почти совсем взрослый, и поэтому мы с ним лично незнакомы. У него во дворе репутация «хулигана, из которого ничего хорошего не выйдет», отец-пьяница, мама «непонятно, где пропадает» и младший братик, Валерик, за которым «никто не следит», а также друзья, с которыми он «на свою голову связался». Они собираются в нашей беседке, громко дрынчат на гитарах, танцуют твист, что-то насвистывают и часто отплёвываются. Изредка из беседки доносится женский смех. Это «бесстыжая» Клавка – продавщица из овощного на углу. После работы она «вместо того, чтобы идти домой кормить своего ребенка», заходит в нашу беседку и иногда задерживается там надолго. Клавке «плевать на то, что о ней думают люди»: она ярко красит глаза, курит дефицитные сигареты с фильтром, носит «конский хвост» и короткую юбку-колокол и любит, чтобы звали её Клэр. Все соседи за глаза зовут её «королева шантеклера» и считают, что она «лёгкого поведения».

Интересно, что делает поведение лёгким? А бывает ли тяжелое поведение?

А у Васи поведение не лёгкое и не тяжёлое, а «хулиганское». У него длинные, спущенные на лоб под Битлов, волосы-чёлка. Мама говорит, что он «типичный шейгец», а я, Люда и Ева считаем, что он неотразимо красивый.

Мне в Васе нравится всё, кроме его имени. Лучше бы его, а не его братика, звали Валерой, но это вряд ли произойдёт. Однако фамилия у него, хоть и не самая идеальная (мне больше нравится, когда оканчивается на «ская», и я уже себе придумала имя – Виктория Пашковская), но вполне подходящая, и если мы когда-нибудь поженимся, то будет хорошо сочетаться с моим именем – Раиса Силаева... по-моему, звучит неплохо. Людмила, по правде говоря, тоже подходит, но Ева Силаева – совсем не сочетается: в этом Еве не повезло.

 

В общем, на закате мы стоим в подъезде и ждём Васю. Иногда напрасно, а иногда нам везет: он спускается и проходит мимо. Бывает, что на нас смотрит, а один раз даже кивнул, и потом мы это долго обсуждали, и каждая из нас была уверена, что кивал он именно ей. Мы с Людой считаем, что Еве хоть в этом повезло: Вася живёт в её подъезде, и у неё больше шансов его увидеть. Мы ей завидуем, но не ревнуем.

Сегодня в подъезде душно, чем-то противно воняет, и мы располагаемся у открытой двери. Постепенно темнеет.

– Приветик! – мимо проходит Надька, ещё одна моя подружка по двору.

Надька учится в классе с Людой и Евой и живёт с Людой на одной лестничной площадке, но дружит только со мной. В классе Надьку почему-то не любят, а я её люблю. Она же любит музыку и может часами сидеть рядом со мной, пока я разучиваю что-то, и подпевать, хотя слуха у неё никакого. Она – одна из тех, кому «медведь на ухо наступил», и у меня от её пения по спине дрожь, как бывает, если гвоздём провести по стеклу или мелом по доске, но об этом я ей, конечно, не говорю, потому что не хочу обидеть. И Надька, ни о чём не подозревая, продолжает громко подпевать, а я продолжаю молча содрогаться.

Надьке дома плохо. Там её почему-то не любят, также, как и в школе. Скорее всего, в этом виновата её сестра Вера, которая, хоть и близнец, но полная противоположность. Вера – блондинка и отличница, а Надька – наоборот. Вера подлизывается к учителям и к родителям и ябедничает на свою сестру, а Надьке приходится всё время оправдываться и что-то придумывать. Это помогло развить её воображение, и поэтому ей очень легко писать длинные сочинения по литературе на темы, которые никому в классе не пришли бы в голову: например, о важности эпизодических персонажей «Евгения Онегина», упомянутых в романе по одному разу. Это её способ выделиться. У меня воображение тоже хорошее, и мы с ней часто фантазируем о разном.

Мама считает, что «Надька всем постоянно врёт» и что «надо быть совсем слепым, чтобы этого не заметить». «Совсем слепым» – это про меня. Что ж, Надька, конечно, врёт много и, может быть, всем, но не мне, своей лучшей подруге. Она говорит, что я единственная, кто её понимает. Так зачем же ей мне врать?

А дома у неё папа-военный, который всю жизнь прослужил на границе и поэтому он очень строгий, педантичный, малоразговорчивый и его все дома боятся. У него есть именное оружие, и Надька думает, что он, если когда-нибудь очень рассердится на неё, то, наверное, застрелит. А Вера похожа на него и поэтому он верит всему, что она говорит. И мама его тоже боится, и потому Надьку не защищает. Да и вообще, мама больше любит старшего сына, Жорика, который уже с ними не живёт. Жорика в детстве учили играть на аккордеоне. И Веру тоже учили, а её, Надьку, – нет, хотя она долго просила и очень любит музыку.

Надька, как всегда, тащит с собой тяжёлую сумку с книгами: наверное, была в библиотеке. Надька близорука, плохо видит в темноте и меня не замечает, а я её не останавливаю. С Людой и Евой у нее взаимная нелюбовь, а Вася ей не нравится: Надька готовится быть литератором и нравятся ей только герои из русской литературы.

Впрочем, Вася не спускается, а дольше задерживаться я не могу. Пора: хочу не хочу, а готовиться к экзамену надо. Хорошо Люде с Евой. У них уже последняя неделя перед каникулами, а мне ещё целый месяц упражняться. Прощаюсь с девочками и бегу домой отрабатывать пассажи.

 

Пролетают недели. Экзамен приближается, и мне уже не до перерывов. Тем более что на улице слишком жарко и почти все разъехались: ничего интересного во дворе не происходит.

И вдруг...

По двору разносится жуткая новость. Прошлой ночью произошло почти что ограбление: с руки проходящей мимо беседки девушки пытались снять часы, и Вася с дружками в этом замешаны. Девушка закричала, прибежали дружинники, приехала милиция, и теперь должен быть суд.

Я чувствую, что Васю надо спасать. По крайней мере, проявить солидарность. Но Люда с родителями в Крыму, Ева – на Бугазе и в роли спасательницы осталась только я, а тут, как назло, надо целыми днями упражняться на пианино и бегать в школу на репетиции: через несколько дней переходные экзамены, и это серьёзно.

Васина дальнейшая судьба в моих руках, и я раздираюсь от внутреннего конфликта между любовью и долгом: суд и экзамен назначены на одно и то же утро.

Представляю себя сидящей в зале суда, взглядом посылающей Васе моральную поддержку, в которой он, конечно, сейчас нуждается, и вспоминаю жён декабристов.

Потом представляю лица моих родителей после мною проваленного экзамена и всё, что за этим провалом последует. Начинаю лучше понимать мучения классических героев литературы девятнадцатого века. Внутренне борюсь и раздираюсь, но всё же побеждает чувство долга. Перевесить чашу весов помогает то, что я не знаю, где находится здание суда и мои одногодки тоже не знают, а спрашивать у взрослых – вызовет вопросы, подозрения и публичное обнародование нашей к Васе любви. Глупая, тривиальная мелочь, одна из тех, из которых состоит жизнь...

 

В общем пошла я сдавать экзамен и сыграла на редкость хорошо, но, тем не менее, моя связь с муз. десятилеткой на этом оборвалась. А суд состоялся без меня, и Васю отправили на три года в исправительную колонию.

Люда и Ева вернулись после каникул, обе выросшие и загоревшие: Люда – ровно-шоколадная, а Ева – тёмно-обугленная. Я за лето поступила в музыкальное училище на теоретический, тоже выросла, но ни чуточки не загорела. К началу учебного года о Васе мы больше не вспоминали. Забыли и про раскопки.

Люда увлеклась математикой, а Ева, которой математика не давалась, решила стать врачом и начала налегать на химию и биологию. И только Надька осталась верной своей любви к русской литературе.

Через года два, досрочно освобождённый, Вася вернулся домой. Похудевший и коротко остриженный, он сразу по приезду женился на Клавке, усыновив её ребёнка. Она же вскоре родила двойню, растолстела, перестала носить конский хвост и юбку-колокол и больше не звала себя Клэр. Теперь Вася подолгу гулял с коляской, а она таскала домой тяжёлые авоськи и, проходя мимо, они вежливо со всеми здоровались. А в беседке дрынчали на гитарах уже другие ребята и вместо твиста танцевали шейк.

 

Неотразимо красивым Вася нам больше не казался...

 

 

 

Роджер Желязны. Имя мне – легион (цикл повестей). Купить или скачать аудиокнигу бесплатно   Лев Толстой. Война и мир (роман-эпопея). Купить или скачать аудиокнигу бесплатно   Следствие ведут колобки. Преступление века (музыкальный спектакль, аудиосказка). Купить или скачать аудиокнигу бесплатно

 

 

 


Оглавление

11. Дырки в ушах
12. Неотразимо красивый Вася
13. Выродок
435 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 18.04.2024, 15:20 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!