Рая Чичильницкая
Сборник рассказов
Рассказы-зарисовки из «мемуарной» серии: мои рассказы-зарисовки, рассказы-воспоминания, рассказы автобиографические и полубиографические, а то и наполовину придуманные… о детстве и юности, об эмиграции и прочем… своего рода продолжение (второй том) сборника рассказов «Уроки музыки», опубликованного в журнале «Новая Литература» 12 марта, 2014. На чтение потребуется два с половиной часа | Скачать: Оглавление 2. Божья коровка, полети на небко 3. Ягнята и Наполеоны 4. Изгнание из рая Ягнята и Наполеоны
Я была способным ребёнком, можно сказать, даже одарённым, но пользы мне от этого никакой не было, а даже наоборот… Помню, выходила к доске, отвечала отлично, не к чему придраться, а потом слышала: «Другому бы я за такое поставил пять, но с твоими способностями тебе, чтобы заработать пятёрку, надо ответить на шестёрку!» – и… получала четвёрку. Так говорил мой преподаватель теории музыки по фамилии Бухгалтер. Ему подпевали и другие преподаватели по музыкальным и гуманитарным предметам – боже упаси, не по точным – по тем я еле вытягивала, да и то с помощью бабушки-математички, на редкие четвёрки, искренне радуясь каждой, но по музыкально-гуманитарным я блистала, и бухгалтерская четвёрка ощущалась несправедливой и обидной, как пощёчина. Впоследствии, помудрев от жизни, я догадалась, что это был такой тонкий педагогический приём, для того чтобы стимулировать во мне жажду двигаться к большему, но тогда мне это представлялось обыкновенным садизмом… Вообще, в моей школе садизма было предостаточно. Казалось, что заведение для избранных, музыкально одарённых детей, могло бы быть помягче, почеловечней, покультурней: у них, одарённых, ведь, небось, впечатлительные, легкоранимые души, к ним же особый подход нужен. Но нет, души в расчёт не брались – хотя впечатлительность и лёгкая ранимость допускались при исполнении романтиков – и муштровали нас, одарённых, как в монастырских католических школах, разве что только по пальцам линейкой не лупили за непослушание…
Пальцы нам приказано было беречь… а потому домашним хозяйством мне заниматься строго-настрого воспрещалось, хотя заниматься им мне тогда хотелось намного больше, чем упражняться на рояле. То есть, рояля у нас не было, а даже если бы и был, то куда было его поставить – размеры нашей хрущобы не были приспособлены под рояль. А было у нас обыкновенное пианино. Сначала старое чёрное Blűtner, купленное бабушкой (она всегда дарила мне только серьёзные подарки, которые меня в том возрасте совсем не радовали). А потом новое орехово-блестящее Röesler, тоже купленное бабушкой по случаю, чтобы сохранить хоть какие-то деньги от послереформенного превращения «в пух и прах», и тоже с металлической доской. Хороший концертный инструмент, который нам пришлось впоследствии продать перед отъездом: из иномарок вывозить тогда можно было только миниатюрно-никудышное Zimmerman. Однако хозяйствовать мне не разрешали. Не разрешали до тех пор, как в одно прекрасное лето не разразилась эпидемия холеры. Впрочем, эпидемией это назвать можно было с натяжкой – так, отдельные случаи в Астрахани и Одессе, – но паники было много. Носились страшные слухи, а по домам ходили строгие медработники, задавали разные въедливые вопросы, пытаясь выловить потенциально заражённых, и раздавали листовки с правилами мытья рук, перечислением симптомов и с изображением гигантских, тысячекратно увеличенных мух – разносчиков болезни. И надо было же случиться, чтобы вдруг маму схватил понос. Она всегда страдала желудком, и это было делом обычным. Всегда... но не во время ЭПИДЕМИИ холеры! Во время эпидемии предписывалось выполнять гражданский долг и поносных отдавать в руки властей, то есть в больницу под карантин. Мама была в ужасе от такой перспективы, и мы, вместо исполнения своего гражданского долга, семейным советом постановили её от рук властей скрывать, но в то же время посадить на наш домашний пятидневный карантин, а это значит, полностью отстранить её от кухни. Забегая вперёд, скажу, что холеры у мамы, конечно, не оказалось, а пятидневный отдых от хозяйствования пошёл ей на пользу.
Встал вопрос: но кто же будет кормить папу? Невзирая на мамины протесты и клятвенно обещая беречь руки, я попёрлась на маленький Ильинский базарчик неподалёку, на котором удачно и отоварилась, чем ужасно гордилась. В числе моих первых добыч: маленький освежёванный ягнёнок с остатками серого каракуля и копытцами на тонких ножках, которого надо было превратить в какое-нибудь съедобное блюдо. Смотря на него теперь, я бы вряд ли собой гордилась, но тогда многое, включая этого невинного ягнёнка, воспринималось иначе. Пригодилась библия кулинарии сталинских времён, «Книга о вкусной и здоровой пище», изданная в начале пятидесятых. Ах, как я обожала эту книгу! Как я её разрисовывала своими детскими каракулями! Какие там были картинки! Яства, о которых мы не имели понятия, продукты питания, которые мы в глаза не видели, названия блюд, о которых мы никогда не слышали. Изобилие из какой-то другой, параллельной реальности, о котором можно было только мечтать. Икра, сёмга, миноги, форель, артишоки и тому подобное – откуда это, когда в магазинах пустые полки с редкими «выбросами» синюшных курей, мороженного палтуса или ещё какой-то малопитательной гадости?! Такое можно было найти только в этом толстом, волшебном, обтянутом серым тиснёным кожимитом фолианте. Ах, какие там были рецепты! В общем, с поставленной задачей я справилась «на ура»: папа был успешно накормлен рагу из ягнёнка, моим первым блюдом, а я научилась готовить. То есть, конечно, не в один день, но начало было положено именно тогда. Это о руках, которые надо было беречь. Кстати, ничего с ними не случилось и не играю я совсем не потому, что научилась кашеварить.
А теперь вернёмся к школьному садизму. Вспоминается классическая сценка из моей школьной жизни тех времён. Утренняя линейка. Все классы выстроены в каре, как на концлагерном плацу, и наш завуч, вышагивающий с линейкой в руках мимо рядов, этакий Наполеон перед решающей битвой. Вышагивает всего несколько минут, но нам они кажутся вечностью. Молчание угнетает своей неизвестностью, и ряды нетерпеливо переминаются в ожидании худшего. Наконец, он останавливается перед группкой одиннадцатиклассников, раздувает ноздри и начинает шумно сопеть: ничего хорошего это сопение не предвещает. – Что это ещё за такое безобразие?! – гремит наполеоновский глас. – Кто разрешил тебе делать начёc?! Начёс, который был тогда в моде, на территории школы был нам строго-настрого запрещён, как было запрещено и ношение тонких синтетических чулок-колготок, подолов выше колена, макияжа, ручных часов, авторучек и какой-либо одежды, кроме школьной формы. – А ну сейчас же марш расчёсываться! – рука с линейкой взлетает вверх. Противозаконный начёс резко разворашивается, приобретая очертания раздутого ветром стога сена. Под гогот школьных клоунов опозоренная носительница запретного начёса с плачем несётся в школьный туалет причёсываться. А между прочим, носительнице уже 18 лет, вполне совершеннолетняя: могли бы с ней и потактичней… – Ну вот, то-то же, – довольный собой завуч-Наполеон продолжает осмотр своего войска. Ряды молча переминаются, отводя глаза. Надеются, авось пронесёт, радуясь, что зацепило кого-то другого. Ведь что ему стоит пустить стрелку по дефицитному чулку или надорвать подол, или содрать с запястья часы, или… В общем, жалко мне того ягнёнка… и не только его…
Оглавление 2. Божья коровка, полети на небко 3. Ягнята и Наполеоны 4. Изгнание из рая |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске 08.03.2024 С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив. Евгений Петрович Парамонов
|
||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|