HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Рая Чичильницкая

А у нас во дворе

Обсудить

Сборник рассказов

 

Рассказы-зарисовки из «мемуарной» серии: мои рассказы-зарисовки, рассказы-воспоминания, рассказы автобиографические и полубиографические, а то и наполовину придуманные… о детстве и юности, об эмиграции и прочем… своего рода продолжение (второй том) сборника рассказов «Уроки музыки», опубликованного в журнале «Новая Литература» 12 марта, 2014.

 

На чтение потребуется два с половиной часа | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 30.05.2014
Оглавление

2. Божья коровка, полети на небко
3. Ягнята и Наполеоны
4. Изгнание из рая

Ягнята и Наполеоны


 

 

 

Иллюстрация. Автор коллажа: Рая Чичильницкая. Источник: http://newlit.ru/

 

 

 

Я была способным ребёнком, можно сказать, даже одарённым, но пользы мне от этого никакой не было, а даже наоборот…

Помню, выходила к доске, отвечала отлично, не к чему придраться, а потом слышала: «Другому бы я за такое поставил пять, но с твоими способностями тебе, чтобы заработать пятёрку, надо ответить на шестёрку!» – и… получала четвёрку. Так говорил мой преподаватель теории музыки по фамилии Бухгалтер. Ему подпевали и другие преподаватели по музыкальным и гуманитарным предметам – боже упаси, не по точным – по тем я еле вытягивала, да и то с помощью бабушки-математички, на редкие четвёрки, искренне радуясь каждой, но по музыкально-гуманитарным я блистала, и бухгалтерская четвёрка ощущалась несправедливой и обидной, как пощёчина. Впоследствии, помудрев от жизни, я догадалась, что это был такой тонкий педагогический приём, для того чтобы стимулировать во мне жажду двигаться к большему, но тогда мне это представлялось обыкновенным садизмом…

Вообще, в моей школе садизма было предостаточно. Казалось, что заведение для избранных, музыкально одарённых детей, могло бы быть помягче, почеловечней, покультурней: у них, одарённых, ведь, небось, впечатлительные, легкоранимые души, к ним же особый подход нужен. Но нет, души в расчёт не брались – хотя впечатлительность и лёгкая ранимость допускались при исполнении романтиков – и муштровали нас, одарённых, как в монастырских католических школах, разве что только по пальцам линейкой не лупили за непослушание…

 

Пальцы нам приказано было беречь… а потому домашним хозяйством мне заниматься строго-настрого воспрещалось, хотя заниматься им мне тогда хотелось намного больше, чем упражняться на рояле. То есть, рояля у нас не было, а даже если бы и был, то куда было его поставить – размеры нашей хрущобы не были приспособлены под рояль. А было у нас обыкновенное пианино. Сначала старое чёрное Blűtner, купленное бабушкой (она всегда дарила мне только серьёзные подарки, которые меня в том возрасте совсем не радовали). А потом новое орехово-блестящее Röesler, тоже купленное бабушкой по случаю, чтобы сохранить хоть какие-то деньги от послереформенного превращения «в пух и прах», и тоже с металлической доской. Хороший концертный инструмент, который нам пришлось впоследствии продать перед отъездом: из иномарок вывозить тогда можно было только миниатюрно-никудышное Zimmerman. Однако хозяйствовать мне не разрешали.

Не разрешали до тех пор, как в одно прекрасное лето не разразилась эпидемия холеры. Впрочем, эпидемией это назвать можно было с натяжкой – так, отдельные случаи в Астрахани и Одессе, – но паники было много. Носились страшные слухи, а по домам ходили строгие медработники, задавали разные въедливые вопросы, пытаясь выловить потенциально заражённых, и раздавали листовки с правилами мытья рук, перечислением симптомов и с изображением гигантских, тысячекратно увеличенных мух – разносчиков болезни.

И надо было же случиться, чтобы вдруг маму схватил понос. Она всегда страдала желудком, и это было делом обычным. Всегда... но не во время ЭПИДЕМИИ холеры! Во время эпидемии предписывалось выполнять гражданский долг и поносных отдавать в руки властей, то есть в больницу под карантин. Мама была в ужасе от такой перспективы, и мы, вместо исполнения своего гражданского долга, семейным советом постановили её от рук властей скрывать, но в то же время посадить на наш домашний пятидневный карантин, а это значит, полностью отстранить её от кухни. Забегая вперёд, скажу, что холеры у мамы, конечно, не оказалось, а пятидневный отдых от хозяйствования пошёл ей на пользу.

 

Встал вопрос: но кто же будет кормить папу?

Невзирая на мамины протесты и клятвенно обещая беречь руки, я попёрлась на маленький Ильинский базарчик неподалёку, на котором удачно и отоварилась, чем ужасно гордилась. В числе моих первых добыч: маленький освежёванный ягнёнок с остатками серого каракуля и копытцами на тонких ножках, которого надо было превратить в какое-нибудь съедобное блюдо. Смотря на него теперь, я бы вряд ли собой гордилась, но тогда многое, включая этого невинного ягнёнка, воспринималось иначе.

Пригодилась библия кулинарии сталинских времён, «Книга о вкусной и здоровой пище», изданная в начале пятидесятых. Ах, как я обожала эту книгу! Как я её разрисовывала своими детскими каракулями! Какие там были картинки! Яства, о которых мы не имели понятия, продукты питания, которые мы в глаза не видели, названия блюд, о которых мы никогда не слышали. Изобилие из какой-то другой, параллельной реальности, о котором можно было только мечтать. Икра, сёмга, миноги, форель, артишоки и тому подобное – откуда это, когда в магазинах пустые полки с редкими «выбросами» синюшных курей, мороженного палтуса или ещё какой-то малопитательной гадости?! Такое можно было найти только в этом толстом, волшебном, обтянутом серым тиснёным кожимитом фолианте. Ах, какие там были рецепты!

В общем, с поставленной задачей я справилась «на ура»: папа был успешно накормлен рагу из ягнёнка, моим первым блюдом, а я научилась готовить. То есть, конечно, не в один день, но начало было положено именно тогда. Это о руках, которые надо было беречь. Кстати, ничего с ними не случилось и не играю я совсем не потому, что научилась кашеварить.

 

А теперь вернёмся к школьному садизму. Вспоминается классическая сценка из моей школьной жизни тех времён.

Утренняя линейка. Все классы выстроены в каре, как на концлагерном плацу, и наш завуч, вышагивающий с линейкой в руках мимо рядов, этакий Наполеон перед решающей битвой. Вышагивает всего несколько минут, но нам они кажутся вечностью. Молчание угнетает своей неизвестностью, и ряды нетерпеливо переминаются в ожидании худшего. Наконец, он останавливается перед группкой одиннадцатиклассников, раздувает ноздри и начинает шумно сопеть: ничего хорошего это сопение не предвещает.

– Что это ещё за такое безобразие?! – гремит наполеоновский глас. – Кто разрешил тебе делать начёc?!

Начёс, который был тогда в моде, на территории школы был нам строго-настрого запрещён, как было запрещено и ношение тонких синтетических чулок-колготок, подолов выше колена, макияжа, ручных часов, авторучек и какой-либо одежды, кроме школьной формы.

– А ну сейчас же марш расчёсываться! – рука с линейкой взлетает вверх.

Противозаконный начёс резко разворашивается, приобретая очертания раздутого ветром стога сена.

Под гогот школьных клоунов опозоренная носительница запретного начёса с плачем несётся в школьный туалет причёсываться. А между прочим, носительнице уже 18 лет, вполне совершеннолетняя: могли бы с ней и потактичней…

– Ну вот, то-то же, – довольный собой завуч-Наполеон продолжает осмотр своего войска.

Ряды молча переминаются, отводя глаза. Надеются, авось пронесёт, радуясь, что зацепило кого-то другого. Ведь что ему стоит пустить стрелку по дефицитному чулку или надорвать подол, или содрать с запястья часы, или…

В общем, жалко мне того ягнёнка… и не только его…

 

 

 

Фёдор Достоевский. Братья Карамазовы (роман). Купить или скачать аудиокнигу бесплатно   Макс Фрай. Чуб земли (повесть). Купить или скачать аудиокнигу бесплатно   Джек Лондон. Рассказы рыбачьего патруля (сборник рассказов). Купить или скачать аудиокнигу бесплатно

 

 

 


Оглавление

2. Божья коровка, полети на небко
3. Ягнята и Наполеоны
4. Изгнание из рая
508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!