HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Евгений Даниленко

Кипяток

Обсудить

Сборник прозы

 

...Действительность нашу можно сравнить порой с кипятком, в котором мы совершаем заплывы…

 

Купить в журнале за июнь 2017 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2017 года

 

На чтение потребуется 4 часа 30 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Елена Астахова, 17.07.2017
Оглавление

29. Прореха (рассказ театрального гардеробщика)
30. Розыгрыш (рассказ)
31. Прокуроры (рассказ)

Розыгрыш (рассказ)


 

 

 

Алексей Яковлевич Иванов ныне живёт в нашем городе на улице Сунь Ят-Сена, в квартире на уровне верхушек тополей.

А было время, когда он жил в Глазове, том самом, где всё устроено таким образом, что люди, обретавшиеся на одной стороне улицы, получали северные надбавки к зарплате, а коптившие небо на противоположной стороне её, – уже нет…

Когда в возглавляемое им учреждение прибывал очередной этап, Алексей Яковлевич, надев перед зеркалом фуражку, по обыкновению слегка набекрень, оправив китель, неторопливо выходил из кабинета.

И, разбрызгивая солнечных зайчиков с сапог, проходил перед строем людей, измотанных многочасовой тряской в вагонах. Неожиданно остановившись, вдруг спрашивал, слегка поворотившись к чёрно-бушлатной шеренге полным станом:

– Воры в законе есть?

– Есть, – бывало, отвечали из шеренги.

– Шаг вперёд!

Выходил и смотрел на начальника скрюченными заржавленными гвоздями, которые были у него вместо глаз, какой-нибудь Петя-Монгол-из-Воркуты.

Алексей Яковлевич, усмехнувшись, ронял:

– Ну, ладно, ПОКАЖИ УДОСТОВЕРЕНИЕ.

Петя таращился на «хозяина», мусоля в голове одну и ту же, дурацкую в общем-то, мысль: «Это – тот самый Иванов, у которого шёлком вышиты майорские звёздочки на погонах…»

– Какое… удостоверение?..

– Что ты – вор в законе, – ласково улыбаясь, объяснял Алексей Яковлевич. – Вот, к примеру, я – начальник колонии майор Иванов, и вот моё удостоверение, – достав из внутреннего кармана ладного своего кителя книжечку в красном переплёте, начальник демонстрировал её истомленной шеренге. – Видите, тут и подпись вышестоящего командования, и гербовая печать!

– Нет! Нет у меня удостоверения, – с отвращением отвернувшись, сипел Монгол.

– Не-ет?! – весело изумлялся Алексей Яковлевич. – Ну, значит, никакой не ты вор в законе… Стать в строй!

Но это, так сказать, присказка. А сказка впереди.

…Ранним утром 19 октября Надежда Каблукова, проснувшись, набросила на плечи фуфайку, взяла из кухонного стола нож и, зевая, вышла во двор. По нему, недоумённо квохча и пробуя клевать покрывшуюся за ночь снегом землю, разгуливали выродившиеся совхозные леггорны – десять штук из тридцати четырёх, полученных месяца два назад вместо зарплаты. Наконец, загнав трёх леггорнов в угольный сарай, Надежда, тяжело дыша, закрыла дверь, накинула самодельный крючок и обернулась к мечущимся в угольной пыли белым птицам.

Пока курица варилась, Каблукова вымыла руки и сполоснула лицо под умывальником. Надела выходную юбку, малиновую кофту, новые зимние сапоги. Затем уселась перед трельяжем и, задерживая от старания дыхание, пустила в дело помаду и тушь.

Облачившись в пальто с песцовым воротником, Надежда обмотала голову чёрным в алых маках платком – свадебным подарком Вениамина. Затем достала из кастрюли курицу, посолила её крупной серой солью и, завернув тушку в чистое холщовое полотенце, сунула её в «аллу пугачёву», уже набитую приготовленными гостинцами.

Взглянув на часы, Надежда охнула, заторопилась. Запнувшись о порог, выскочила из дома, застучала каблуками по дощатым ступеням, на ходу крича вошедшей в калитку свекрови – высокой старухе в бурой шали:

– Мам, я печь затопить не успела!.. Манка и гречка в шкафу!.. Да Вовку не будите, у него сегодня первых двух уроков нет!.. – и скрылась, сбежав по косогору к реке.

Старуха молча посмотрела Надежде вслед, затем взяла стоявшее у крыльца ведро, направилась с ним в сарай. Насыпая в ведро совком окровавленный уголь, старуха думала о сыне. Семь месяцев назад, вьюжным февральским вечером, он сбил своим молоковозом мать и дочь, возвращавшихся с вечерней дойки…

По подвесному качающемуся мостку перейдя через речку, на дне которой извивались водоросли, Надежда, запыхавшись, выбежала на дорогу прямо навстречу автобусу, и водитель, узнав женщину, затормозил.

– А Каблукову нынче передача не положена, – объявил молоденький белобрысый прапорщик, отодвигая с «прилавка» пакет с гостинцами, и равнодушно скомандовал: – Следующий…

Уже по опыту зная, что возмущаться бесполезно, Надежда молча взяла свой пакет и вышла из помещения для свиданий.

Свернув за угол пятиметрового, окружающего зону забора, женщина заняла позицию напротив плахи с цифрой «365», намалёванной чёрной краской на красном кружочке. Ждать пришлось долго. Наконец, когда молодуха окончательно застыла на ветру и начала потихоньку подвывать, из-за забора послышалось глухо, как из-под земли:

– Надежда!..

Каблукова подхватила «аллу пугачёву» и, больно ударившись коленом о торчащий из земли бетонный столбик, полетела к забору, путаясь в сухих бурьянах, крича на бегу:

– Веня!.. Венька!.. Я зде-е-есь!..

Прильнув к щели между занозистыми плахами, она едва успела разглядеть стоявшего в каких-нибудь десяти шагах от неё, перекрещенного колючей проволокой, родного до последней чёрточки Вениамина, как раздался громкий, с характерным акцентом окрик:

– Эй, там! Нэльзя! Пшла, пшла отсюда!..

Надежда повернула голову. Справа, высунувшись из окна своей конурки, на неё сверху вниз смотрел с вышки узкоглазый часовой…

 

Но вернёмся к Алексею Яковлевичу. Однажды грузовики ГАЗ-53, оборудованные железными будками, опять привезли со станции пополнение. Пассажирский поезд, к которому был прицеплен вагонзак, задержался в пути из-за снежных заносов. И водители с конвоирами вынуждены были ночь напролёт ждать вагонзак, набившись в тесные кабины специальных машин. Набазарившись до хрипоты, накурившись, угорев от беспрестанно работавших автомобильных печек, все осточертели друг другу донельзя. Наконец пришел вагонзак. Бессонный конвой пересчитал заключённых, разделил их на партии, погрузил в машины и повёз.

Денёк заваривался весёлый, солнечный. Обледенелый мартовский снег сверканием резал глаза как бритвой.

Минут через сорок добрались до места.

– Этап прибыл, – безрадостно доложил пожилой старшина.

Но Иванов и сам знал, что прибыл. Иначе зачем так лаяли собаки, скрипели отворяемые ворота, пронеслись перед окном кабинета вспугнутые вороны...

Алексей Яковлевич, надев перед зеркалом шапку, оправив китель, вышел из кабинета и, как-то загадочно взглянув на стоящего перед крыльцом руки по швам старшину, неторопливо направился к строю хмурых бледных приезжих.

– Воры в законе есть? – прозвучал всегдашний вопрос.

Прохаживаясь вдоль зековской шеренги, Иванов добродушно осклабился.

Вениамин стоял третьим слева. Ещё в пересыльной тюрьме он наслушался рассказов про Иванова и кое-как подготовился к встрече. Дождавшись, когда «хозяин» поравняется с ним, Вениамин, набрав воздуха в грудь, гаркнул что было мочи:

– Есть!!!

Алексей Яковлевич, слегка отпрянув от неожиданности, затем поворотился к рослому парню.

– Гм… Шаг вперёд!

Вдоволь наглядевшись на новенького, Иванов усмехнувшись, промолвил:

– Что ж, ПОКАЖИ МНЕ СВОЁ УДОСТОВЕРЕНИЕ…

Вениамин сунул руку за отворот телогрейки, достал оттуда и протянул начальнику «ксиву». Иванов, машинально приняв «документ», прочитал тиснённую золотом надпись на чёрной дерматиновой обложке: «Воровское удостоверение № 1» и, раскрыв его, увидел фотографию Вениамина, печать – скрещенные вилы и топор, опоясанные кандальной цепью. И даже подпись внизу стояла: «пахан Корыто».

Алексей Яковлевич, растерянно взглянув на Вениамина, сунул «удостоверение» в свой карман, пробормотав:

– В награду за остроумие отправляйся, Каблуков, в медсанчасть… Полежи там денька три, отдохни с дороги.

Лицо, впрочем, у Иванова было хмуро. И не диво. Впервые за много лет забавный розыгрыш не удался. Более того, «начальничка» самого разыграли. Да еще как!

Каблукова он запомнил. На каждом разводе, помимо воли, находил его взглядом, отмечая про себя, что сегодня Каблуков что-то хмур, сегодня – угрюм, а через несколько дней почти весел…

Накануне Надеждиного приезда 19 октября Вениамин, поссорившись в жилой зоне с соседом по бараку Малофеевым, ударил его кулаком и сломал ему нос. Об этом немедленно было доложено Алексею Яковлевичу.

– Осужденного Каблукова – на десять суток в ШИЗО, – распорядился начальник, – и на месяц без передач. А Малофеева… Малофееву пусть полечат нос. Всё.

– Есть, – сказал старый капитан Чебыкин – ревнивый заместитель ровесника своего Иванова – и отправился исполнять.

…Вениамин вышел из ШИЗО отощавший, смиренный, большой и, поминая добрым словом тамошние один кусок хлеба, один стакан чая через день, брёл в свой барак, когда осуждённого нагнал капитан Чебыкин и сообщил:

– Там приехала ваша жена, Каблуков! Привезла вам продукты да своё роскошное, прямо скажем, тело. Так что же вы думаете? Иванов дал ей от ворот поворот! Свидания и передачи вам таперича запрещены! Да-а… Вот такие у нас порядки при Иванове. Подумать только! Он – майор! А ведь моложе меня почти на полгода.

Старый капитан вздохнул и, задевая о сугробы полами затрапезной своей шинели, посеменил прочь.

Вениамин сжал кулаки и изо всей силы топнул ногой. Давясь злыми слезами, побежал – тут, недалеко, в одно условленное местечко, метрах в тридцати от которого находилась караульная вышка… Итак, мы опять возвратились к ней.

На вышке дежурил в тот день рядовой Болтаев. И вот, увидев, что к охраняемому объекту приближается неизвестная, невольно любуясь ею, вернее, злясь на неё за стать, красоту, очевидную совершенную недоступность, Болтаев завопил:

– Пшла отсюда! Нэльзя!..

Не обращая внимания на окрики часового, русская дева, выбежавшая из сверкания гигантских снегов, выхватила из пакета и, широко размахнувшись, перекинула через внешний забор…

– Нэльзя-а-а!!!

Но было уже поздно. Выскочивший из-за бараков парень с безумным взглядом бросился к варёной курице, лежавшей на утоптанной валенками конвоиров тропе между забором и внутренней изгородью из колючей проволоки.

Трясущимися руками Болтаев сдёрнул с плеча автомат. Это был, разумеется, «калашников», исцарапанный и безотказный, как бабушкина швейная машинка. Визжа от страха и злобы (а потому что неугомонный зек, натягивая и волнуя проволоку, продолжал неистово рваться к «перекиду»), часовой кое-как сдвинул предохранитель, оттянул затвор и пальцем, скользким от лежавшего в кармане болтаевской шинели куска сушёной конины, нашёл лёгкий на диво спуск…

Пять пуль, выпущенные из автомата одной очередью, ушли в белый свет как в копеечку. Шестая, пронзив нарушителя, прошла сквозь его сердце и, разворотив берцовую кость, застряла в подошве сапога.

Таким образом, застреленный Вениамин повис на проволоке. Надежда, страшно крича, билась о дощатый забор. Рядовой Болтаев вскоре уехал в отпуск в Бурятию. А варёную курицу – виновницу всех треволнений – съели молодые солдаты Тимофеев и Сверчков, как только начинающие службу, страдавшие приступами зверского аппетита.

А что же Алексей Яковлевич? Он ныне живёт в нашем городе на улице Сунь Ят-Сена.

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за июнь 2017 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению июня 2017 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

29. Прореха (рассказ театрального гардеробщика)
30. Розыгрыш (рассказ)
31. Прокуроры (рассказ)
508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!