HTM
Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2017 г.

Евгений Даниленко

Лёд

Обсудить

Роман

 

Купить в журнале за декабрь 2017 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2017 года

 

На чтение потребуется 3 часа | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 16.12.2017
Оглавление

10. Часть 10
11. Часть 11


Часть 11


 

 

 

Промёл позёмкой февраль. Наступил март, начали вытаивать из-под снега «карлики». Об этом трубили по телеку, который я, закутавшись во всё ту же шубу, всё с той же белой кошкой на коленях, смотрел с утра до вечера. Я немного одичал и передвигался по дому с туристским топориком в руке, напрягаясь и вздрагивая от любого постороннего шума. Неля и Коля приезжали на субботу и воскресенье. Тогда я уединялся у себя наверху и затаивался, прислушиваясь к голосам и шагам хозяев. «Может быть, – думал я, – их зарубить, а трупы закопать в саду? По крайней мере, тогда прекратится скрип половиц, хлопанье дверцами кухонного шкафа, и телевизор, включённый на полную громкость, заткнётся». За время моего отсутствия мыши прогрызли дырку в деревянном ящике, стоявшем в углу между стеной и шифоньером, и слопали два килограмма сахара-песку, который я хранил там. Таким образом, мыши нанесли немалый урон, если учесть, что с сахаром в стране была напряжёнка. Однажды, ветреным вечером, когда по телеку муссировался очередной репортаж о происшествии, случившемся в центре столицы: известный маньяк Бошняк, распиливший двенадцать своих жертв лобзиком, был, под влиянием последних веяний, выпущен из клиники и незамедлительно устроил побоище возле гостиницы «Интурист», в запертую входную дверь постучали. Я невольно вздрогнул. Затем поднялся, решительно сбросил с плеч шубу и взял топор. Однако Дуська молчала. Значит, тот, кто стоял сейчас с обратной стороны двери, был собаке знаком. Я подумал о том, что, возможно, Неля, которой пришла в голову фантазия пересчитать корни георгинов, хранящиеся в верхней кладовке, этим мартовским ненастным вечером взяла такси и, заплатив огромные деньги, примчалась от «Текстильщиков» сюда, в дом, где я из последних сил хранил свой неверный и шаткий покой. Поколебавшись, откладываю топор на тумбочку в прихожей, накрываю его какой-то висевшей на вешалке тряпкой и, трижды повернув грубый самодельный ключ в тугом замке, распахиваю дверь. На пороге стояла невысокая девушка, одетая довольно легко – в обтягивающие бриджи, сапоги до колена, кожаную коротенькую курточку. В чёрных распущенных по плечам волосах незнакомки блестели водяные капли. «Здрасте! С первым вас весенним дождичком! Будем знакомы? Я – Лена, живу в той самой пятиэтажке, мимо которой вы каждое утро пробегаете по железному мостику. Кстати, я была лучшей подругой Нелиной племянницы Веры! В этом доме, считайте, прошло всё моё детство. Разумеется, не обошлось без того, чтоб не гнуть спину на здешних плантациях! О, Неля – это какой-то рабовладелец… Не люблю её! И не была в этом доме с тех пор, как Вера вышла замуж за Зденека и уехала в Краков». Я понятия не имел ни о Вере, ни о Зденеке. Мы выпили с новой знакомой чаю. Потом она переключила телевизор на какой-то музыкальный канал, сделала звук громче и начала раздеваться. На следующий день, выйдя из дома, чтоб позвонить по телефону-автомату, я вновь увидел Лену. Она шла мне навстречу под руку с рыжеусым мужчиной. Я посмотрел на Лену. Она отвела глаза.

 

Затея с постановкой фильма по сценарию о расколе лопнула. «Никто не хочет давать денег под ваш сценарий, – с каким-то странным облегчением сообщил Валерий Венгеров, когда я нагрянул к нему в офис. – Дело не в сценарии. Будь он написан самим солнцем, боюсь, результат оказался бы тем же самым. Вы видите, что творится. Всё удивительно унизилось и приглупело. Бог с ними, с деньгами, но кто будет снимать фильм?.. Я поканчиваю свою деятельность в «Фениксе». Купил домик в Дивееве, поселюсь там. Знаете, ничто, ни деньги, ни успех, ни женщины не в состоянии успокоить души. Я третьего дня возвратился с Соловков. Там в монастыре три монаха. Своими силами ремонтируют церковь, на молитве по очереди стоят. Скажу вам следующее. Я больше никогда не буду заниматься кино. Знаете что? Желаю вам не износиться!» И человек, который нашёл свою теплынь – веру в распятого Бога, пожал мне руку и выдал гонорар, который я в двух пластиковых мешках перевёз к себе, на пятидесятый километр. В апреле, когда с крыши прекратило капать, и я вдруг ощутил, что жизнь мне жмёт невыносимо, ко мне в гости пожаловал Олег. Я возвращался из магазина, где мне удалось купить палку полукопчёной колбасы. А Олег двигался от автобусной остановки мне навстречу. День был воскресный. Неля и Коля ковырялись на своей дальней дачке в Кержаке. Я нарезал колбасу. Наевшись до отвала, мы напились чаю и вышли прогуляться по окрестностям. Я повёл гостя на стройку. Она происходила в полукилометре от дачного поселка. Вырубленный лес и на его месте – бетонные сваи, фундаменты, исполинские кирпичные стены. Одно из сооружений было особенно замечательным – арка перед въездом на участок, где четыре экскаватора, урча, рыли чудовищной глубины котлован. Арка из розового кирпича, высотою с девятиэтажный дом. На самом верху этой арки блестели золотые купола семиглавой церкви. «Памятник бандитскому могуществу», – запрокинув голову, сказал Олег. Постройка принадлежала Коле Стеклянному, которого вскоре взорвут в «мерседесе» на Тверской. Перекрестившись на пряничную церковь, над которой неслись румяные облака, Олег начал рассказывать об очередном своём проекте. Поскольку сотрудничество с Роланом Лыковым оказалось ничем иным, как пустой тратой времени, отныне Олег намерен направить все свои усилия на работу со средней руки кинокомпаниями. Малобюджетное кино – это то, что сейчас нужно. У Олега есть знакомый продюсер, некто Тигран Баграмян. Он ещё ничего не сделал в кино, но хочет сделать. У него есть на это деньги. Сейчас Тигран пытается выйти на контакт с хозяевами фирмы «Глобо», создавшими Ван Дамма. Он хочет, чтобы они дали Ван Дамма или, на худой конец, Чака Норриса и обеспечили будущему фильму мировой прокат. А Тигран берётся профинансировать весь проект. И вот ему нужен сценарий. Там такая история: американский журналист, увлекающийся боевыми искусствами, приезжает вместе с женой в Москву, и тут банда торговцев наркотиками похищает его жену. Далее – наш герой, видя бессилие закона, начинает поиски жены на свой страх и риск. Выясняется: жена его, сама того не подозревая, является живым ключом, которым наркоторговцы пытаются открыть дверь пещеры, в которой спрятаны несметные сокровища… «В общем, надо оправдать это всё, написать диалоги. Тигран устроил конкурс сценариев и, если мы с тобой в нём победим, заплатит нам пятнашку». Через три дня сценарий был готов. Воскликнув: «Ну, старик, ты крут!» – Олег отвёз его Баграмяну. Ответ был получен вечером того же дня. «Ваш сценарий – лучший. Дайте мне неделю на то, чтоб утрясти с американцами кое-какие формальности, и я с вами расплачусь». Ровно через неделю я приехал к Олегу (он всё ещё жил в общаге института кино) и в вестибюле нос к носу столкнулся с Артуром Алексаняном. Мы обнялись, он сообщил, что сейчас спешит, но вечером ждёт меня в гостинице для заочников, расположенной на шестнадцатом этаже общаги. «Мой номер шестнадцать два ноля! Не прощаюсь». Олег, чтобы открыть мне дверь, был вынужден покинуть постельку, на которой, кутаясь в простыню, сидела и смотрела на меня Шарон Стоун с распухшими губами. Но потом я пригляделся и понял, что это не Шарон Стоун. «Лика, – представил мне девушку Олег. – Познакомился с ней вчера в церкви на Ваганьковском кладбище. Весь день, понимаешь, шатался по городу как неприкаянный. Какая-то тоска, брат. Сходил на могилу к Чехову. Возле надгробья Есенина постоял. Смотрю, в церкви дверь открыта, а за ней огоньки мерцают. Вхожу, ставлю свечку любимому своему Серафиму Саровскому. Вдруг вижу краем глаза девушку, стоящую на коленях перед алтарём. Дождался её у выхода из церкви. Оказалось, она просила у Бога сил, чтоб расстаться с мужем, который ей постыл. К тому же у Лики не было крыши над головой, и она не знала, куда идти. Вот стою я на паперти, а из церкви выходит Лика с небольшой хозяйственной сумкой в одной руке и с плюшевым зайцем в другой. В сумке – все её имущество, а заяц – любимая игрушка. Брат! я решил на Лике жениться, её мне послала судьба. Однако дело в том, что в общаге я доживаю последние дни. Институт я окончил. Нужно будет снять квартиру, а денег, понимаешь, у меня сейчас кот наплакал. У всех, у кого можно было занять, я уже занял. Ты ведь знаешь мою несчастную страсть – не могу пройти мимо книжной лавчонки без того, чтоб не завернуть туда и не скупить всех новинок! (Действительно, комната Олега была забита книгами – новенькими, первоклассных авторов, первоклассно изданными). Не мог бы ты мне подкинуть чуток?» Я посмотрел на Лику и понял, что не могу не нарушить один из своих принципов. «Деньги у меня в банке лежат». – «Далеко отсюда?» – «На Петровке, в районе кинотеатра «Россия». – «Поехали! Там как раз книжный магазин, в котором видели недавно вышедший двухтомник Ницше…» Олег смущённо улыбнулся. По дороге на Петровку сообщил, что Баграмян – полная лажа. «Он уехал жить в Лос-Анджелес и даже не попрощался. Вообще с кино сейчас ситуация тупиковая. Полный метр – никому не нужен. Гораздо выгоднее купить по дешёвке старые американские фильмы и прокатывать их здесь, чем снимать новые. Я сейчас пытаюсь внедриться в рекламу. Тридцать сценариев забросил в разные конторы…» Мы зашли в банк, я снял с книжки энную сумму, передал её Олегу. Мы простились с ним, думая, что вскоре увидимся. Но следующая наша встреча произойдёт через пятнадцать лет. Однако это уже другая история. Остаток дня я провёл в Пушкинском. Потом, плотно перекусив в частной харчевне (тушёная с мясом картошка, горячий чурек, ледяной гранатовый сок), я, вместе с наползающими на Москву сумерками, двинулся на север. Я шёл и шёл. Сделалось темно. Зажглись огни. Начал сыпаться дождик. Я повторял собственный давно нахоженный маршрут. Я был совершенно одинок. И это было прекрасно. В номере 1600, на самом верху башни-общаги, меня ждал Артур, его жена Тамара и бутылка водки, стоявшая на исцарапанном многими поколениями заочников тёмной полировки столе. Супруги наперебой сообщили, что родили третьего ребёнка, мальчика, которому уже пятый год, и что только что возвратились из Югославии. Там идёт война, сербы чехвостят албанцев, те не остаются в долгу, но в Белграде тихо, можно за тысячу долларов купить иномарку, да, так Артур и Тамара и поступят в следующий раз, а в эту свою поездочку они приобрели на продажу шубу из норки. На деньги, вырученные от продажи этой шубы в Ереване, можно всей семьёй прожить год. Затем Тамара, сказав, что ей нужно кое-что постирать, скрылась в ванной. Мы с Артуром выпили ещё по стопке, закусив мятной югославской жвачкой. «Ара, – заговорил Артур, – поскольку кино в Армении не снимают, знакомые помогли устроиться в Ереванский драматический! Знаешь, что такое устроиться в Ереванский драматический?! Космонавтом стать легче! И вот я там должен был ходить на репетиции – месяц, год, два… Актёру положено доказать свою преданность искусству, прежде чем он получит роль второго стражника в пьесе Шекспира! Я сходил на репетиции пару раз и бросил. И чем дальше заняться? Занесло меня на войну. Ара, столько сумасшедших в одном месте я не видел! Вернулся домой, полтора года на кровати провалялся. С войны привёз спутниковую антенну, которая сорок программ берёт. Я лежал и переключал каналы. Жена кричит: «В доме есть нечего! У тебя трое детей!». Уговорила за шубой съездить…» Поздней ночью электричка привезла меня на станцию с актуальным названием Расторгуево. Автобус уже не ходил, и четыре километра до кирпичного двухэтажного дома я проделал пешком. Я шагал по мокрой, грязной, пустынной дороге, освещаемой прячущейся за тучами луной. В доме меня никто не ждал, кроме перечёркнутой тенями пишущей машинки. Не снимая пальто, я сел за неё. Вставил лист бумаги. Клавиши белели в сумерках комнаты, но букв на них нельзя было различить. Пришлось включить свет. Я опустил пальцы на клавиши, думая о том, что денег у меня осталось лишь на билет до Сибири, да на полкило пряников, которыми можно будет питаться те трое суток, что движется поезд в Н.

Машинка между тем застрекотала, отпечатывая на листке буквы, складывающиеся в слова: «Лёд треснул, когда никто не ожидал…»

Да, лёд треснул.

 

 

Конец

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за декабрь 2017 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению декабря 2017 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

10. Часть 10
11. Часть 11

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

09.02: Анатолий Сквозняков. Гитлер в мае (повесть)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2017 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2018 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!