HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Дмитрий Ермаков

Дела земные

Обсудить

Краткая повесть

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 26.03.2008
Оглавление

12. 12
13. 13
14. 14

13


 

 

 

Егоров встал позже, чем обычно – в седьмом часу. Он оделся и спустился на первый этаж. Откуда-то из бокового помещения выглянул сонный, с брюшком и лысиной, охранник.

– Прогуляться хочу, – сказал Алексей.

Охранник нажал кнопку электронного замка, открыл дверь:

– Обратно пойдёте, так там, на входе, звонок есть…

– Хорошо.

Утро было серое, сырое, с ощущением недавно развеявшегося тумана…

Алексей шёл прямо по улице, не сворачивая, боясь заблудиться… И опять маленькое чудо случилось – увидел, как в скверике из-под куста вылез ёжик и, перебежав дорожку, скрылся в траве. Вчера белка, сегодня – ёж… А вот ни собак, ни кошек на улице нет. Точно! Ни одной не видел. И совсем нет пыли. Можно сесть прямо на асфальт и не запачкать брюки… Впрочем, сел он, конечно, не на асфальт, а на скамейку внутри пластиковой, с прозрачными стенами будки автобусной остановки…

И вот – чувство одновременно нереальности и обычности происходящего: Алексей Анатольевич Егоров, в недалёком прошлом преподаватель университета, "молодой учёный", а ныне – аппаратчик термической обработки колбасных изделий, русский, женатый и т.д., сидит на скамейке автобусной остановки в одном из районов столицы Финляндии Хельсинки, никуда не торопится, никого не ждёт, курит, смотрит перед собой без желания даже особого что-то запомнить, что-то понять… Просто сидит и курит…

 

Егоров так и не понял – парень это или девушка. Длинноволосое существо с чертами лица, смазанными узкими и плотно прилегающими к черепу очками с жёлтыми непрозрачными стёклами, в светлом плаще, скрывающем фигуру, в непонятного фасона обуви… Непонятный этот человек смотрел на табличку, (по написанным в ней цифрам Егоров понял, что это расписание движения автобусов), жеманно сдвинул обшлаг плаща, посмотрел на часы и, обернувшись к Егорову, что-то спросил.

Егоров пожал плечами. "Ноу, ноу…", сказал неуверенно. И человек недоуменно приподнял брови над непроницаемыми стёклами. "Рашен", – уже твёрдо сказал Алексей. "Русский я!" – повторил. "О!" – был ответ. И непонятный человек сразу отвернулся и пошёл какой-то тоже средней, – не мужской, не женской, – походкой. И Егоров встал, окурок, предварительно плюнув на него, отправил в урну и пошагал к "русскому центру". Там, в баре, уже пахло кофе и сигаретным дымом…

 

…Сегодня первым выступал поэт Савёлов – о "карельской поэзии" что-то говорил… Потом кто-то из местных (бывший советский человек) критиковал эмигрантский, выходящий в Финляндии журнал.

– Смотрите, какие перлы публикуются в нашем журнале: "Мы в Финляндии встречаем новый год и новый век. И судьбу благословляет ингерманландский человек!"

Все посмеялись невесело. Даже, наверное, и автор процитированных строк, скорее всего, находившийся в этом же зале.

А потом поднялся со своего места большой Олег Лосев, подошёл к Егорову и сказал довольно громко, но, всё же, давая возможность всем желающим сделать вид, что ничего не слышали:

– Пошли, Алексей, погуляем. Ну их… – и добавил совсем уж невежливое, не вязавшееся с его вчерашним вполне академическим выступлением.

 

По знакомому Алексею пути вышли на Сенатскую площадь, оттуда двинули к набережной. Молчали. Лосев только сказал:

– Гляжу – куришь много.

– Да, не могу без курева.

– А я бросил.

Постояли, посмотрели на пару белых лебедей, плавающих неподалёку от причального бортика, на пассажирский паромчик, заполнявшийся весёлой публикой.

Мандариновая корка в воде, рядом с лебедем, нарушала идиллию…

Присели на скамейку.

Лосев сказал:

– Так бы и не поговорили.

– Запросто, – откликнулся Егоров.

– Я о Чухине думал после твоего доклада. Вот вспоминаю, читал я его стихи и часто всё же видел в них огромное влияние Рубцова, интонации рубцовские, скрытые цитаты…

– Да, они очень близки, конечно. Но, как написал поэт Александр Романов: Рубцов – тайна русской души, а Чухин – открытая русская душа… Близки они, конечно… И в жизни были близки – дружили, и в смерти близки – лежат-то в метре друг от друга. И даже там, если есть оно это там, рядом они. Егоров снова стал прикуривать, пряча огонёк зажигалки в ладонях, а Лосев сидел, склонившись вперёд глыбистым телом, уперев локти в колени, будто вглядываясь сквозь чистый финский асфальт в землю, будто силясь постигнуть через разговор о поэтах нечто большее.

– Мне один наш писатель, склонный, впрочем, ко всякой мистике, рассказал как-то свой сон, – продолжил, сильно затянувшись сигаретным дымом Егоров. – На небе, на золотой скамеечке сидят: Рубцов, и держит в руках золотую книгу; Чухин – серебряную книгу; Николай Дружининский – белую книгу…

– Дружининский?

– Да, был такой поэт. Помнишь популярную песенку: "Слушай, тёща, друг родной…"?

– Ну-ну, помню, – кивнул Лосев.

– У него и посильнее стихи есть…

– Помнишь что-нибудь?

– Нет, так, навскидку, не вспомню… Хотя, вот эпитафия его шуточная: "Вот здесь покоится Дружининский, характер он имел пружинистый, любил он жизнь неутомимо, гуляла кровь по крепким жилам, любил добро, хоть трудно жил он". Так, кажется.

– Соответствует?

– Эпитафия-то? Говорят, что да… Так вот, вместе они там, хотя бы и во сне…

– Но по ранжиру-то он их расставил: золотая книга, серебряная…

– Сон. Хотя, видимо, отражает внутренне к ним отношение… Чухин ведь и сам признавал влияние Рубцова. Ну, и что? Вот стоят у меня на книжной полке дома и тоже рядом – и, знаешь, хотя Рубцова очень люблю, а для души чаще всё же Чухина читаю…

– Ну, кто-то кого-то другого для души читает чаще, чем Рубцова, наверное, и уж точно чаще, чем Пушкина. Тут вот что, лично для меня: Чухин – символ всей провинциальной, не сумевшей, как говорят, пробиться, зачуханной русской поэзии…

Алексей перебил его:

– Такой случай рассказывают: Чухин, когда в Москве в литинституте учился, пришёл как-то к Яшину, а тот со смехом сказал: "Чухин! Да ещё и из Грязовца!..." Он тогда в Грязовце в газете работал… Да, пожалуй, есть что-то символическое… Помнишь, знаменитое рубцовское: "Светлеет грусть, когда цветут цветы, когда иду я многоцветным лугом, один или с хорошим верным другом, который сам не терпит суеты…" Это ведь, мне кажется, о Чухине. У Чухина есть стихотворение, Рубцову посвящённое, и будто о том же, но проще, и при этом – не менее пронзительно, чем у Рубцова:

 

"Уходим за последними грибами

Под крапающим изредка дождём.

Хотя отлично понимаем сами,

Что ничего сегодня не найдём.

Уходим за последними грибами,

И для согрева пробуем бежать,

И сигаретки тёплыми губами

Стараемся подольше подержать.

На пустоши давно ли огребали

Просушенное сено… А сейчас

Уходим за последними грибами –

За первыми ходили и без нас".

 

– Сильно, – кивнул Лосев. – Будто увидел их – нахохлились, как воробьи, сигаретки в кулаках от дождика прячут. А Чухин ещё, наверное, говорит, что, мол, ничего, по своим местам проведу, наберём…

– Да, грибники были заядлые оба. И за грибами, конечно, в чухинской деревне ходили, и места у него, конечно, свои были, заветные, как ведь и у каждого из нас…

– Да… – И вдруг будто бы без всякой связи с предыдущими словами: – И ведь всех убили! И Ганина; и Есенина, даже, если и сам; и Рубцова…– Тут запнулся, на Егорова взглянул.

– И Чухина, – подтвердил Егоров.

 

…Мимо них ходили люди, разговаривали на непонятном им языке, улыбались и хмурились, жили своими заботами…

Егоров сказал:

– А ведь и здесь люди несчастны.

– Да почему бы им здесь и быть счастливыми?.. Один человек сказал мне, – и это так и есть, – счастье земное – лишь степень приспособления к тому злу, в котором лежит этот мир. Известно же, кто князь мира сего. Откуда ж и счастью-то быть… Но – покой и воля, покой и воля!..

И совершенно естественно, будто туда и стремились с самого начала, двинули они в сторону златокупольного храма.

 

 

 


Оглавление

12. 12
13. 13
14. 14
435 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 18.04.2024, 15:20 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!