HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Дмитрий Фёдоров

Монета

Обсудить

Рассказ

 

 

«У монеты две стороны. И не важно, какой стороной она легла. Ее цена не изменилась…»

 

 

Опубликовано редактором: , 16.09.2008
Оглавление


1. Часть первая. Аверс
2. Часть вторая. Реверс

Часть первая. Аверс


 

 

 

...Как всегда на остановке толпилась куча народу. Расшатанные «ЛИАЗ»ы, взволнованно пыхтя убитыми моторами, пытались увезти невозможное количество людей. Лето. Зимнее проклятие этих автобусов – многочисленные щели – превращалось в изысканное удовольствие летнего переезда. Стоило поймать лицом тугую струйку воздуха, как толкучка, давка, жар разгоряченных тел становились уже второстепенными… Жить становилось веселее и уже не так было досадно, что по ногам прошлась дебелая вонючая тетка, что посланные за билетиком копейки поглотила толпа, что сандалии опять приобретут потоптанный вид и уже не смогут скрыть свой истинный возраст. «Уф-ф-ф.. Хорошо-то как!» Особенно на повороте, когда человеческий кисель инертно плюхает от борта к борту и в эти мгновения возникает иллюзия достаточного пространства… «Ничего, доедем… главное – влез!» Перехватил взгляд стоящей рядом девушки. Та, наморщив чистый лобик и поджав губки, с подозрением разглядывала его руку. Непроизвольно поджал пальцы. Все нормально, ногти вот только странного желто-коричневого оттенка. «Морщится… кукла. Не понимает, но на всякий случай отстраняется. Балда! Не грибок это! Не буду ж я тебе сейчас рассказывать, как тщательно следует после «семи купелей» протирать йодом ногтевые ложа. Прежде чем нырнуть напряженными пальцами в распяленное нутро перчатки... Эх! А хороша девочка-то! Вон, какие линии… угадываются! Шейка, ушко, золотистый пушок на щечке!... Такая лапа! Да не зыркай ты так на меня, не заразный я…» … Толпа, вздохнув, крякнув, колыхнувшись, затопталась внутри автобуса. Остановка. Алексей успешно отстоял свой островок с персональной струйкой воздуха, выдержав несколько тычков в спину и невнятное ругательство. Девица взглянула на его еще раз, уже более благосклонно, То, что он вцепился в поручень именно здесь, позволило и ей остаться на месте. Ловко раздвинув людей, перед ними оказался верткий дедок. Несмотря на жару, одетый в светлый костюмчик, купленный вероятно еще во времена хрущевской оттепели, веревкообразный галстук и лихую тряпочную кепочку. На пиджаке одиноко трепетала палочка наградных планок и какой-то необъяснимый знак, с красным знаменем, трактором и лозунгом что-то там про социалистическое соревнование. Дед завис над сидящими и привычно загундел: «…Ветеран… старый человек… пора бы и совесть поиметь… молодежь бесстыжая… за вас кровь проливали… и т.д.» «Бесстыжая молодежь» – женщина лет 45, вздохнув, поднялась со своего места и начала пробираться к выходу. Дед ужом ввинтился между ней и вожделенным местом и победно уселся. На коленях возникла клеенчатая сумка, в которой что-то знакомо звякало и булькало. Поймав укоризненный взгляд стоящей рядом пожилой женщины, дед моментально огрызнулся:

«Чо смотришь! Имею право! Мы свое отстояли!»…

Алексею намного интереснее было рассматривать девичье ушко. Тем более, что ушко, обнаружив пристальное к нему внимание, начало приобретать замечательные алый оттенок. Как вдохновенный художник он прикасался взглядом к тонкому профилю, наблюдая, как под невидимой кистью возникает стыдливый румянец. Ехать было еще минут двадцать, и Алексей в полной мере позволил себе это безобидное озорство…

 

Дедок повертелся еще минутку и, вытянув шею, начал заглядывать соседке в книжку. Картинок не было, текст мелкий. Дед огорченно вздохнул и нахохлился. Автобус жил своей жизнью. Пассажиры негромко переговаривались, кто-то читал, кто-то смотрел в окно, все сопровождал натужный вой мотора, шипение дверей и лязганье каких-то неведомых железок. Алексей поймал быстрый взгляд из-под ресниц и приосанился. Чуть втянул живот, шевельнул широкими плечами и одновременно отвел свой нахальный взгляд в сторону. В поле зрения попал дед со своей кошелкой. Теперь он как-то замедленно в ней рылся, опустив голову. Вот показалась странно белая рука, с небольшим алюминиевым цилиндриком. Соскальзывающими пальцами дед начал отворачивать крышечку. Увидев голубовато-белые ногти медленных рук, Алексей почувствовал знакомый холодок в животе. Уже приседая и пытаясь заглянуть деду в лицо, он знал, что увидит… закатившиеся глаза, белое лицо, тихое «кха-а…» слабого выдоха…

…придерживая безвольное тело за отвороты пиджака. Алексей взревел раненым медведем: «А ну, место освободили!!!! Человеку плохо!!! Быстрей, б…ь!!!!» Толпа послушалась мгновенно. Столько было ярости и силы в этом голосе, что середина прохода в автобусе опустела в секунду.

Осторожно опустил обмякшего человека на ребристый пол автобуса. Из брошенного под ноги портфеля, не глядя, выдернул фонендоскоп, привычно, одной рукой, «кинул» его в уши. Собственно это было формальностью и рефлексом. И так было ясно, что сердце «стоит». Приподнял старика за плечи и коленом толкнул свой портфель ему под спину. Опустил, грудь развернулась и выгнулась, голова запрокинулась. Еще раз прижал мембрану фонендоскопа, сморщившись, попытался разобрать хоть что-то между грохотом и рычанием старого автобуса. Ладони сами сложились в «лотос» и, мягко отпружинивая своим корпусом, Алексей начал «качать» старика. «Раз-два-три-четыре… вдох!» Наклонился к мгновенно осунувшемуся лицу, усилием воли подавил взбунтовавшееся обоняние. Пахло старостью, больным желудком и … смертью. Выдернул из безвольно открытого рта, зубной протез, машинально засунул его в карман пиджака и, зажав нос, выдохнул в белые губы. Разогнулся, теранул рукавом по своим губам и снова «…два-три…четыре…» Поймал напротив себя огромные глаза-плошки. Его автобусная «симпатия» присела на корточки перед ним и пыталась что-то сказать...

– Сможешь его «дышать»?!

Алексей, не дожидаясь ответа, снова метнулся к изголовью и «дохнул»…

– ...Я смогу! Нас учили…

Рядом на колени опустился парень с погонами курсанта военного училища.

– Давайте доктор! Я помню, на пятый толчок, да?!

– ...три-четыре…. Давай!!...

Автобус качнуло с боку на бок, толпа заморочено охнула, колыхнулась… Сразу несколько голосов отозвалось в разных концах «Скорую надо!!... Какую на хер «скорую»?! Пока вызовешь, пока приедут… Еще доктора есть? Помогите ему!! Мужчина, ну вы чего стоите?!! Смотрите, они же уже оба мокрые!!!... Дайте, пройду!...» Невысокий мужичок, быстро протолкался с передней площадки к стеклу, отгораживающем салон от водителя, и забарабанил. Немолодой шофер уже бросал тревожные взгляды в большое зеркало над головой, пытаясь понять, что за движения происходят в салоне. Не отрывая взгляда от дороги, откинулся назад и открыл узкую форточку в перегородке

– Чо там случилось? Чо молотишь?!

– Слышь, земляк! У тебя там старик прям помер, его откачать пытаются, ты тово… не отвлекайся на остановки и гони прям в больничку…

– У меня маршрут… не могу… давай «скоряк» вызовем!

– Слышь, зёма, ты теперь – «скоряк»!!! Включай фары, дуди в дудку и забудь про остановки… Как въедешь под мост, так сразу за кольцом направо, там такая дорожка небольшая, как раз мимо больницы…

– Да знаю я!...

Водитель сосредоточенно уставился перед собой и, видимо приняв решение, сдернул потертый «пенальчик» микрофона:

– Граждане, остановок не будет! едем в ЦКБ! Потом снова вывезу на проспект!

...Толпа взволнованно загудела, заколыхалась. «Какая больница! Я на работу опаздываю!!!.. Эй, макитра, совесть поимей!... Человека спасают, а ты …!... А чо! Я ничо!!! А чо с ним? Сердце? Вот так вот… Эх, жизня-я…» Пассажиры тихо обсуждали между собой случившееся, слышны были всхлипывания, мгновенно прекратились все ругачки, традиционные для этого вида транспорта. Ближе к передней площадке, сменяя друг друга, уже четверо мужчин «качали» и «дышали» старика… Алексей, по малейшим признакам узнавая, что человек еще жив, поторапливал автобус как лошадь… Водитель действительно проникся ситуацией и «топтал педаль». Кряхтя, скрипя и кашляя черным дымом, старенький ЛИАЗ разогнался и, переваливаясь с боку на бок, задрожал от непривычной скорости. Проскочили остановку… Сразу за ней стоял, отлавливая нарушителей, патруль ГАИ. Изумленно проводив взглядом «летящий» автобус, офицер сунул «проштрафившемуся» водителю его документы и, придерживая фуражку, в три прыжка оказался у своей машины. Сержант-водитель уже успел завести мотор и «гаишная» «тройка» с включенной «мигалкой» метнулась следом за автобусом. Буквально через пару минут они догнали автобус и поровнялись с кабиной водителя. Пассажиры живо комментировали происходящее. Не было слышно слов, видны были только жесты и мимика, но видать и того хватило, чтобы патруль понял, в чем дело. «Гаишники» обогнали автобус и, в дополнение к мигалкам, включили сирену, периодически рявкая что-то суровое через репродукторы зазевавшимся водителям… Через пять-шесть минут автобус приблизился к въезду под железнодорожным мостом. Традиционно, в этом месте пару минут приходилось «топтаться», ожидая разрыва в довольно плотном потоке машин. Патрульная машина придала газу и выскочила вперед… Водитель автобуса изумленно покрутил головой. До сих пор он такое видел только в кино! Встречный поток замер, остановленный «распятой» фигурой инспектора ГАИ. Небольшого роста, пузатый «старлей» стоял посреди дороги, раскинув руки и побагровев лицом, отчаянно дул в свисток. Гнусноизвестные полосатые палки делали его руки бесконечными…

…Автобус, отчаянно скрипя всеми железками, вошел в вираж и, почти не снизив скорости, нырнул под мост…

...Милицейская сирена захлебнулась только перед въездом на территорию больницы, когда здоровенный рейсовый ЛИАЗ стал осторожно протискиваться через непривычно узкие ворота. Их уже ждали. Двери приемного покоя были распахнуты, перед крыльцом с каталкой стояли знакомые белые халаты…

Старичка подхватили, кто за что, и моментально вынесли из автобуса…

 

Вокруг каталки закружили, белые и голубые колпаки. Суета внешне беспорядочная, но весьма продуктивная и целенаправленная… в секунды с безвольного тела сдернули пиджак и рубашку, перестригли галстук, на затрещавшую ткань никто не обращал внимание…

 

… – Интубацию, Адреналин, «подключичку»!!! Качать, не останавливаться!! Монитор лепите! В систему то, то и то… Как долго стоит?

– Остановка в 15.45, непрямой массаж и «рот в рот» начали сразу…

– 20 минут… ё-ё… до хрена, батенька мой… Жарко еще к тому...Что думаете коллега?

– «Встал» чисто, «кардиально»… на разрыв миокарда не похоже. Скорее нарушения ритма с полной блокадой… Качали и дышали качественно. Шанс есть.

– Ясен перец, как не быть. Везет же деду! Врезать в присутствии матерого кардиохирурга, это ж как подгадать надо было!

– Вовка, не подкалывай… у меня сил нет даже огрызаться… С дежурства на дежурство… скоро сам боты заверну…

– Лёш, ты не торопись уходить, сейчас мы его к себе поднимем и посидим перекурим, ладно?

– Давай…

 

…Хаотичное движение вокруг каталки начало перемещаться в сторону лифта. Лязгнули двери…

...Алексей, только сейчас почувствовал, холод прилипшей к спине рубахи, как ноют колени, разбитые покрытием пола в автобусе, как онемели все мышцы… Вышел на крыльцо. Автобус уже уехал. Потихоньку. Увозя благодарную толпу. Благодарную самой себе за совершенное благое дело, за неравнодушие и «неподлость». За шанс рассказать своим знакомым и близким о том, что может случиться и что случается…

Нагретая солнцем скамейка скрипнула под его тяжестью. Напряжение начало уходить, «отпускать», забурчало в животе, защипало закрытые глаза… «Чаю бы! Сладкого и крепкого… Да еще и с лимоном… Да-а-а…» На лицо упала тень, заслонившая солнце. В двух шагах от скамейки стояла «попутчица». Стройная красивая молоденькая девчонка с глазами-«озерами». Стояла, крепко прижимая к себе его потрепанный портфель, из которого торчали «рожки» фонендоскопа…

 

– …это ведь ваше! Я подумала… там на него наступили, и я подумала… он бы ведь так потерялся… я вот и подумала… вы извините меня… Я…

– ...тебя как зовут, чудо?

– ...Настя!.. то есть Анастасия...

– Спасибо тебе Настя, большое-пребольшое! А я – Алексей… можно просто Лёша…

 

 

...Через полгода, встретившись на Новый Год, два однокурсника вышли на балкон покурить…

– ...Помнишь того деда, которого ты к нам на автобусе привез?

– ...не забудешь такое. А что? Как он вообще? Выкарабкался?

– Выкарабкался. Неделю в реанимации, две недели в ПИТе (палата интенсивной терапии), месяц в кардиологии. Бегает как молодой.

– Ну и хорошо.

– Да как сказать…

– То есть?!

– Помнишь, как его лечили? Ну, в самом начале? Когда «реманали»? В приемном покое?

– ...ну... как… как надо, так и полечили… жив же! А что такое?

– ...пиджак мы ему порвали у рукава… и рубашку… воротник… и галстук перестригли…

– ...ну и…?!

– ...заявления в суд, в райком партии и Горздрав написал. Что мы, дескать, зверски уничтожали его имущество, воспользовавшись его беспамятным состоянием. А он – ветеран. Пенсия маленькая. А мы порвали его единственный пиджак…. И галстук. Короче, чистые суки…

– ...…! Вовка, ты гонишь!.. быть не может!!!

– …чтоб я сдох! «Приемник» вместе с «реанимацией» скидывались на костюм…. И галстук… модный, бля…. Лишь бы заявление забрал. Слава Богу, обошлось…

 

...невнятно бормотал телевизор, звякали раскладываемые ложки-вилки, мерцала огоньками новогодняя елка. Тихо переговаривались между собой женщины, расставляя «оливье» и «селедку под шубой»… «Померзнут ведь, черти…на балконе-то! Настя, позови их!»… Громыхнула балконная дверь, мужчины обернулись. В огромных глазах напротив светились огоньки вечернего города …

 

 

 


Оглавление


1. Часть первая. Аверс
2. Часть вторая. Реверс
508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!