HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Виктор Герасин

Сыпал снег буланому под ноги

Обсудить

Рассказ

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 23.05.2012
Оглавление


1. Часть 1
2. Часть 2

Часть 1


 

 

 

Конь шёл ходко. Дорога мало наезжена, а он знай себе идёт размашистой упорной рысью. Знай себе пошвыривает снегом в санки. Явно застоялся. Радуется простору, дороге. Эх, ему бы теперь на накатанную дорогу, вот где бы он рысь свою показал во всей красе и силе. Хороший, добрый конь.

Алексей Косачёв радовался вместе с конём. О-о-о, они умели радоваться вместе! Потому что молоды...

Дорога предстояла не короткая, тридцать километров до Берёзовки да оттуда столько же, но ночевать в Берёзовке не останется, во что бы то ни стало надо вернуться домой. Сегодня Алинка приезжает на каникулы, день рождения у неё, надо навестить её, да и решить окончательно – кто они. Давно уже принято считать в семьях Алексея и Алины, что они – жених и невеста. И, может, поженились бы уже, если бы не институты. Она учится в экономическом в Москве, а он – в юридическом в Саратове. Её и его родители ждут и никак не дождутся, когда же дети закончат свои институты, чтобы уж породниться, как положено это у людей.

 

Отец Алексея, Михаил Косачёв, а попросту Косач, фермерствует. И удачно у него это получается. Дом – полная чаша. Мужиков в их роду из поколения в поколение звали не иначе, как Косачи. Ребята ловкие, дерзкие, нахрапистые. Трудяги. Но и выпить, разгуляться – семерых отставь, а одного Косача приставь. Так что всё, что велось в роду Косачевых из поколения в поколение, воплотилось в Алексее. Не было того дела на свете, которое он не умел бы делать. А если и не умеет, то всё равно берётся, делает, как получится. Плохо получится – в следующий раз лучше сделаю. Трудиться, учиться, веселиться, – всё умеет, всё у него с размахом. Баян возьмет в руки, гитару – будто родился с ними. Играют инструменты у него в руках, веселятся и веселят по полной программе. Кудреватой головой тряхнёт, избоченится, пройдётся пружинисто, серые глаза заузит, они сделаются с особой какой-то просинью, зрачки вертикальные, как игольные ушки, – девчонки мрут от восторга, млеют, тревожатся от этих нестерпимо сверлящих глаз.

Мать же по-своему тревожилась за Алексея, зная его неуступчивый характер. Говорила:

– Сынок, поосторожней будь, поосмотрительней. Ты вон какой занозистый, а это далеко не всем нравится. Мстить могут. Отца твоего сколько раз били за его ухватку, так и не научили ничему. Гляди, не повторяй его. Тем более – в городе живёшь. Душа вся у меня изболелась по тебе.

А Алексей приобнимет мать да и запоёт-зашутит: «Помню, помню, помню я, как меня мать любила. Сбреют длинный волос твой вплоть до самой шеи, поведёт тебя конвой по всей матушке Рассеи».

– Дурачок, – скажет мать, – ему дело говоришь, а он всё хихеньки да хаханьки. Смеяться – смейся, но помни, о чём прошу тебя. Дурного не присоветую.

 

Конь начал всё чаще похрапывать и заметно сбавлять ход.

– Ну, Бурый, притомился? То-то же. Сначала-то вон как резво взял. Расшибу. Ну, не гони, не гони. Успеем. Не тебе, что ли, говорят: тише едешь – дальше будешь. Не про нас с тобой говорят, а?

Алексей разговаривал с конём, поглядывал вокруг на разгорающийся день. Март, а морозцы славные держат. Снегу вон сколько подвалило на прошлой неделе. На машине не суйся. Вот лошадка и выручает крестьянина. Эта не подведёт. Эта – вездеход.

Вечером отец сказал:

– Пособи-ка, сынок, скатай в Берёзовку. Деньги надо получить с Бородина за зерно. Пора дизтопливо завозить. Недельку-другую протянем – и дорог не будет, разлив может перехватить.

Алексей подумал о лыжах. А что, полсотни километров нарезать на лыжах – одно удовольствие. Но отец, а потом и мать запротестовали: «Какие лыжи, вон Бурчик застоялся, разомнёшь его хорошенько». Ну, Бурчика так Бурчика размять, не привыкать и к этому.

Утром, ещё до света отец запряг Бурчика в лёгкие санки, набил их сеном, на дно бросил полог, мешочек с овсом: «Покормишь перед обратной дорогой».

Выйдя из дома, Алексей обошёл повозку, запустил руку под хомут на шее коня, подёргал вниз-вверх чересседельник. За отцом проверять не надо, делает всё надежно, но... положено так перед дальней дорогой: сам всё проверь.

 

Впереди на дороге показалась женщина. Она шла попутно. Алексей удивился – одна, и в рань такую, куда же это она путь держит? Женщина оглянулась, отступила с дороги в сторону. Поравнявшись с ней, Алексей остановил коня.

– И далеко ли мы в такую рань отправились? – спросил, поигрывая голосом.

– Не близко, – ответила женщина. – Подвезёте?

Голос её, будто чистый колокольчик, прозвучал на этом бескрайнем заснеженном поле.

– Как, Бурый, думаешь, подвезём молодую особу, освободим её из этого снежного плена?

И Бурый неожиданно отозвался на голос хозяина тихим горловым клекотом. Будто засмеялся.

– Гляди ты, какой гостеприимный, – хохотнул Алексей. – Скучно со мной, подавай молодую особу ему.

– А что ж, он одобрил вопрос хозяина. Он согласен и даже рад услужить, – легко засмеялась женщина, усаживаясь в санки рядом с Алексеем.

Бурчик зарысил.

– А ну, Буры-ы-й, уважь-ка молодых! Эх, залётный, царя возил! А тут царица! Хоп- хоп-хоп!

Алексей пустил Бурчика в полную рысь. Только копыта защелкали. «Подсекается, застоялся, брат. Ну да ничего, после нынешнего дня перестанешь подсекаться», – думал Алексей, соображая, как заговорить с молодухой.

– Нам по пути? – спросил, искоса вглядываясь в женщину. Молодая. Волосы светло-русые. Глаза открытые, круглые. Ресницы загнутые. Щёки разрумянились. А повернула голову к нему и будто тёплым прикосновением повела по лицу: глаза голубые, со звёздочками внутренними.

– Мне в Богоявленку, а вам?

– Кому это вам, подруга? – Алексею сразу захотелось перейти с этой Богоявленской красавицей на «ты».

– Ну, вас же двое, ты и Бурый твой. Давно не видела молодого парня, который раскатывает вот так на санках.

Девушка явно подыграла Алексею: на «ты» так на «ты».

 

– Нам в Берёзовку. На Смирновке пути наши расходятся. На Богоявленку влево пойдет дорога, на Берёзовку – вправо. Как звать-величать? Я – Алексей. Лёшка. Даже можно Лёхой называть.

– Наталья я. Можно просто – Наташа. Так уж и расходятся пути-дорожки? Не успели сойтись, а уже – расходятся? И что это они такие коварные? А давай так: от Смирновки до Богоявленки. Отдохнёте у меня и – на Берёзовку.

– Нежелательно. Сегодня вернуться мне надо домой.

– Невеста ждёт?

– Как в воду глядела.

– Не в воду, в глаза твои заглянула.

– Ну и как они, глазки-то мои?

– Приятные. Серые. И чуточку колючие. Натуристый.

– На цыганку вроде бы не похожа. А говоришь по-цыгански.

– Вроде бы... У цыган и белые женщины бывают. Не видел?

– Бывают, если с Иваном подгуляют.

– А если и так. Кому какое дело. Как, Лёшенька, махнём до Богоявленки? Пешочком топать, да ещё одной – скучновато. Да и мало ли кто может встретить и обидеть молодую девушку. Не стыдно Лёшеньке будет?

Алексей прикинул: километров пятнадцать от Смирновки до Богоявленки. Обратно. Крюк в три десятка километров – это для Бурого накладисто. За день верных сотню отмотать надо. И ей как отказать, этой Богоявленке? Не в правилах это у Алексея.

– Тужишь уже, что подсадил попутчицу?

Спрашивает вроде бы с издёвкой, а голос без издёвки, мягкий, грудной, певучий. И глаза... Глаза так и светятся нежностью.

– Тужу, – заиграл Алексей, – как только перекрёсток, и ты – налево, я – направо.

– А вот и нет! А вот и нет! Я же вижу, как ты уже согласился. Уже согласился, а хочешь, чтобы я тебя поуговаривала.

– Ну, блин, Богоявленка! Послал мне бог тебя на рассвете. Другим вечером посылает, а тут чуть свет.

– На рассвете – это хорошо. Значит, день впереди будет. Много чего будет. Всё, Лешенька, замётано, едем в Богоявленку.

Под Смирновкой Алексей завернул коня налево. А Наталья вдруг потянулась к Алексею и поцеловала его в щёку.

– Ну вот, спасибо. Видишь, какой ты послушный.

Лёгкий поцелуй Натальи смутил на минуту Алексея. Даже озадачил. «Чего это она так сразу? Ну, кадра, наверное, Богоявленская».

От Смирновки дорога была приподнятой, с неё легко сдувало, сбрасывало свежий снежок. Почувствовав под ногами твёрдую дорогу, Бурчик опять пошёл размашистой рысью.

– А чего он торопится? Ты его не понукаешь, а он сам бежит.

– Потому что порода его такая торопливая, рысак он чистокровный. Мастью вот не удался, бурый, а был бы белый да в серых яблоках, то ему цены бы не было. Рысаки не любят ходить, они бегут. Вразвалочку не ходят.

– А ты спец по лошадям, что ли?

– Нет. Отец фермер. Лошадей в хозяйстве держит. Пять штук их у нас. Вот с детства я с ними и знаком. Бурчику десять лет. Для коня самый трудовой возраст. Мне десять лет было, когда отец купил его на конезаводе совсем жеребёнком и привёз. Ох, как же мы с ним резвились! Как собачонка за мной бегал. Куда я – туда и он. Даже не раз в школу прибегал следом за мной. А что дома, так, бывало, от крыльца не отходит. Ржать возьмётся, злится, если долго не выхожу к нему.

– И ты фермерствуешь вместе с отцом?

– Нет. Учусь. Летом защита диплома. В юридическом. В Саратове.

– Судьёй будешь?

– Закончить надо сначала. В УГРО пойду.

– А это что такое?

– Уголовный розыск. Телевизор смотришь? Там все картины про угро идут. Сериалы.

– А у меня нет телевизора, – засмеялась Наталья. – К бабе Маше хожу глядеть. Соседка моя. Уборщицей у меня проведена.

– У тебя своя фирма?

– Нет, у меня фельдшерско-акушерский пункт. ФАП. Знаешь такое?

– Ну, судя по названию, догадываюсь. А живёшь где?

– Там же и живу, в своём ФАП. В одной половине дома пациентов принимаю, в другой – живу.

– Значит, фельдшер? – спросил Алексей.

– Она самая. С институтом вот не получилось. Пока не получилось. Может, со временем кончу.

– Кончишь, – сказал Алексей, – а не кончишь – и без института проживёшь. Такой красавице не образование нужно, а муж, семья добрая.

 

 

 


Оглавление


1. Часть 1
2. Часть 2
440 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 19.04.2024, 21:19 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!