HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Михаил Ковсан

Похороны Святого благословен Он

Обсудить

Повесть

 

Купить в журнале за январь 2020 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2020 года

 

На чтение потребуется полтора часа | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 23.01.2020
Оглавление

9. О вечном – словно о суетном, и о суетном – как о вечном
10. Топография безумного мира
11. А слову он выучился у них

Топография безумного мира


 

 

 

Здесь никого не лечили – помогали здесь выжить. Одни без ума остались от горя, другие – от радости. Одни – от мудрости, другие… Других в её практике не было. У всех болезнь вечная, как евреи, как антисемитизм, неизлечимая. Никто не удерживал: уходи, приходи. Уходили и возвращались. Не особо присматривали: много забот, за всем не усмотришь. Да и что может случиться? Ничего, кроме смерти.

Беспутно банальничая, утверждали, что любят жизнь во всех её проявлениях, которым отдавались, сыром в масле катаясь, с удивлением щурясь на словесную колобковость сырую, которая, скатываясь с языка, спекалась в любимый собственной выпечки афоризм: доживём – увидим. Ни больными, ни изгоями не ощущали, испытывая неудобство лишь от того, что с трудом встраивали души свои и тела в мироздание, улучшающейся из года в год планировки.

А хоть и отверженные! Не бесноватые!

С молодыми трудней, чем со старыми. Бурная юность, буйная молодость, помогать нужно всём. Её к молодым всё больше тянуло, наверное, потому что едва уловляемый запах иногда ощущала, не запах смерти – боялась не только произнесённого слова, но и промысленного, просто запахом про себя называя. Одного слова хватало, чтобы ощущение уловить. Любые запахи не любила: ни сладковатого табака – от мужа, ни крема – от взрослой дочери, ни пота – от юного сына, ещё не привыкшего к дезодорантам, ни польско-французского аромата ей симпатичных сестёр, вяжущих свитера женихам (-у), который век уже мёртвым (-ому). Нет, с сёстрами, конечно, было другое.

С утра, в тапочки дорогого привычного общения залезая, чувствовала, что жмут, но пару шагов – запахи улетучивались, исчезали, и переставали тапочки жать. По утрам обновлённая душа возвращалась в обветшавшую плоть, сны превращались в осознанные сновидения, чтобы раствориться в чистом, беспримесном сознании, что её от подопечных и отличало.

Врачом была замечательным, не просто врачом – психиатром, настолько профессии преданным, что, пальпируя грань между разумом и безумием, в слове «история» ошибалась уверенно: истерия. Удивлялась она одному – невыносимому разнообразию слов, а то, что звучат одинаково, не имеет значения, всё равно – одиноко.

Среди опекаемых ею не было склонных к однообразию слов, все – люди профессий свободных, попавшие в сеть безумного разнообразия: болтуны, брызгающие словами; молчуны – самые тяжёлые, скрывающие гадкие тайны в удушливых лабиринтах своего подсознания. В них решалась заходить, лишь вооружившись ариадниной нитью жёсткого здравого смысла, просмоленной для верности – чтоб не порвалась, и саму не затащило. Нить просмолена опытом жутко циничным, им, как ничем, дорожила, поминутно спрашивая себя, будто щипала: где и когда, с целью какой? Эту нить, никогда не распушая причинами-следствиями, у которых ни конца, ни начала, тщательно берегла. Ее любимое выражение: «Стоп. Так мы ничего не поймём. Ни в чём не разберёмся». Больше всего в мире любила Америку, конечно, такой, какой себе представляла. Простую, ясную, однослойную. Говаривала: «Всё, что было на месте её, не Америка – Фенимор Купер». Его тоже любила, никому не признаваясь. Да и кто от неё посмел бы потребовать, что там – попросить в этом признаться.

У опекаемых ею было не слишком с памятью хорошо, но это не угнетало: сама многое, особенно неприятное, старалась нередко успешно забыть. Болтуны, путаясь в деталях, следствия причинами подменяя, одно и то же рассказывали. Не только старики – молодые. О стариках говорила: мемуаризация памяти. Однажды выпалила при всех, на профессиональном собрании. Выпалила – пошло, приклеилось – не отлепишь. Точно, однозначно, терминологично, однослойно, никакого невыносимого семантического плюрализма.

Им коллеги грешили. Безумно разнообразное злоупотребление словом «невроз» в бешенство, в невротическое состояние её приводило. Раздражительность, дурное воспитание – чем только не подменяли функциональное заболевание, при котором в мозгу структурных изменений не происходит. Биохимические отклонения при передаче нервного возбуждения от одной клетки к другой, усугубляемые стрессами, конфликтными ситуациями, реакциями на резкое изменение внешней среды, как результат, неврастения: мрачность, недовольство, вегетативные реакции: покраснение, бледность, учащение пульса. Фобии: страх перед открытым пространством (агорафобия), перед пространством закрытым (клаустрофобия). Идеи фикс: настоятельная потребность что-нибудь делать: считать лампы, возвращаться домой проверить, погашен ли свет, закрыта ли дверь. Истерии, при которых болезни изобретаются. Всего этого в её практике было с избытком. Всегда чётко определяла, кто перед ней. Определяла для себя и рассказывала подопечному.

После «мемуаризации» проснулась знаменитой в профессиональных кругах. К славе она не стремилась. Просто так вышло.

Хорошо быть собой – не помеченным ни славой, ни бесчестием предков. Славой – ещё полбеды, если, конечно, удаётся к ней присосаться, не бескорыстно, но и не в наглую, с тактом, так, магнитной рекламкой на дверце, бесплатно, ни на что не претендуя, а всё же работает. Куда как хуже, если известный предок был с червоточиной, которую каждый кому ни лень разглядывает у тебя между лопаток, прицеливаясь – поди, каждому расскажи, что ты, хоть и Толстой, но не тот беломорканальный каналья, а напротив – яснополянский: туман, капли росы на косе, комната под сводами, зелёная палочка.

Образы – плод фантазии. Фантазия – плод действительности. Действительность? Здесь – стоп, она останавливалась, дёргала нить, осторожно – не оборвать, но, ощутив упругость, назад выбираться. И тащила их за собой, из паутины причин-следствий – на свет, угасавший в пещерах, из которых, тени не оставляя, они за ней выбирались.

Есть люди, их много, очень много, собственно, почти все, на любое «почему» стремящиеся отыскать «потому». И находят, или думают, что находят. Иные всю жизнь кладут – отыскать. Споткнувшись о «почему», падая и кости ломая, на четвереньках ползут, стиснув зубы – не от боли, но от бессилия, волочатся, таща свое «потому». Другие, беспечные, или мудрые, как посмотреть, споткнувшись, не падают, не ползут, зная: не на каждое «почему» можно отыскать «потому». Ведь так приятнее жить – множество «почему» заплетая в косички, как мама дочке, в школу идущей, где на уроке, когда учитель поучает на каждое «почему» отыскивать «потому», мальчик, сидящий за ней, за «почемучную» косичку дёргает, не ведая того, что постиг старший брат, азами почемучно-потомучно грамоты овладевший.

Окрылённая успехом совсем неожиданным, задалась целью ответить на вопрос: что есть сумасшествие, чтобы опровергнуть существовавшие спокон веку ложные представления. Мол, каждому времени – свои ненормальные. Разложила по полочкам известные виды душевных болезней. Пёстрым пасьянс получился. Надо было найти объединяющий фактор. Как-то ночью, одолеваемая бессонницей, выглянула в окно. Машин почти нет, но светофор продолжает работать. Полиция спит. Водитель с красным наедине. От окна отошла, когда начинало светать. За ночь две машины помчались на жёлтый, пересекая перекрёсток на красный. Один, наплевав, рванул прямо на красный, не тормозя. Остальные – нормальные. Проскакивающие на жёлтый были на грани.

Начала вычерчивать карту сумасшедшего мира, классифицируя бесконечность его проявлений, воссоздавая морфологию по реакции на «стоп», который в различные эпохи, правда, был разным, всегда с детства в сознании отпечатываясь. Гомосексуализм, зоофилия, садомазохизм, фетишизм, педофилия, оргии, лесбиянство, инцест, унижения, вуайеризм. Большинство запретов было сексуального свойства. Где кончается нормальность, где начинается сумасшествие? Граница определялась «стоп», от которого тропами расходились фобии, истерии, много чего.

Если троп было немало, то индивидуальных проявлений – вообще, без числа, а потому морфология сумасшедшего мира представлялась ей одновременно поразительно однообразной-разнообразной, двоякой, двухголосо поющей, сказать лучше, тоскующей. Кем бы ни был больной, степень отверженности его определялась уровнем преданности заветной тропе. Чем больше болезнь прогрессировала, тем больше принадлежал тропе – не себе. А та в свою очередь – красному свету. Каждая определённая ею тропа, исходя из сущности, имя своё от щедрот её получала.

Как-то словила себя на мысли, что, даже перекидываясь незначащими словами, подыскивает человеку тропу. Без тропы не было никого, одни прошли по ней километры, другие – немного. Но даже приготовишки великой школы безумия свой путь ощущают, прозревая победный флаг в пораженчески горестном начале войны. Безумные тропы коллекционировала с упоением, тщательно со светофором сверяясь, одного опасаясь – оттенки красного, запретного перестать различать. Однажды словила себя на мысли, а, словив, улыбнулась слегка кривовато, в тропу обседантного невроза своё состояние уложив: морфология троп, строгие правила ритуала, последовательность, боязнь что-нибудь упустить.

Все материалы по теме хранила в большой кожаной папке, на ней наклейка с заглавием: топография безумного мира.

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за январь 2020 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению января 2020 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

9. О вечном – словно о суетном, и о суетном – как о вечном
10. Топография безумного мира
11. А слову он выучился у них
508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!