HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Валерий Крылов

Первое грехопадение, или Почти недетская история

Обсудить

Повесть

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 4.08.2012
Оглавление

3. Часть 3
4. Часть 4
5. Часть 5

Часть 4


 

 

 

Разругались мы с Серёжкой, я и о ножовке не спросил. Ладно, не к спеху. Перейдя дорогу, я не пошёл к ребятам, а остановился неподалеку и прислонился к одиноко стоящей берёзке, с высоко обломанными ветками: их обламывали все кому не лень, чтобы отмахиваться от комаров и мошки, поджидая стадо. Сейчас до них и не дотянешься.   

Среди играющих ребят, действительно, была Надька Шкурихина – наша одноклассница. Как ни противны мне были слова Серёжки, я, сам того не желая, сейчас по-иному взглянул на неё.

Я редко видел Надьку с начала каникул: слишком много домашних дел свалилось на меня нынешним летом, а когда видел – не обращал особого внимания. А вот сейчас обратил и увидел выгоревшие до льняного цвета волосы и загорелое, обожжённое солнцем лицо с курносым маленьким носиком. Девчонка как девчонка – не лучше и не хуже других. Правда, она очень улыбчивая и, улыбаясь, обнажает удивительно белые зубы; они у неё мелкие и частые, и мне всегда казалось, что их больше, чем положено. Платье на ней бледненькое, ситцевое, она из него уже выросла, и подол не прикрывает колени. А ноги – длинные и загорелые – все в ссадинах и царапинах. Никак подросла за лето – теперь с меня ростом, если не выше. Быстро растут девчонки, пожалуй, быстрее пацанов – даже обидно! А Серёжка, паразит, прав: платье её очень даже заметно бугрится там, где и положено ему бугриться почти у каждой девчонки, стремительно приближающейся к девичеству. А у Надьки особенно. Фу! Даже пот прошиб! Заметив, что Надька перехватила мой взгляд и улыбается, я почувствовал, что краснею, и быстро отвернулся.

Серёжки на бревне не было: он, по-мужицки ухая и крякая, уже вовсю махал колуном во дворе, раскалывая чурки, и отполированное древесиной лезвие сверкало красноватыми отблесками. Здорово у него получается – колет, как орешки щёлкает. А сам нет-нет, да и скосит глаза на поляну. Ну и Серёга! Только что насмехался над девчонками и тут же форсит перед ними.

Я взглянул на закат: красное, точно вычерченное циркулем солнце уже садилось, обливая багрово-фиолетовым пламенем тёмные облака, неровной полоской протянувшиеся над дальним лесом. Дождя только не хватало, подумал я, управиться бы с сеном, а там пусть себе поливает. На Надьку я больше не смотрел.

 

Из-за поворота донёсся перезвон коровьих ботал, и вот появились первые бурёнки. Шли они медленно и тяжело, опустив рогатые головы почти до земли. Но завидев избы, идущая впереди корова подняла голову и протяжно замычала. За ней вразнобой замычало и всё разномастное стадо. В их мычании мне послышалось: «Вот и мы-ы-ы пришли – ваши кор-ми-и-лицы!».

Стадо вошло в деревню, над ним мельтешило густое облако комарья и мошкары; коровы лениво помахивали хвостами, то и дело удобряя пыльную дорогу пахучими лепёшками; воздух сразу наполнился запахами коровьего пота и навоза. Заприметив Дуську, я подобрал валявшуюся хворостину и по обочине пошёл следом за ней.

Добрая у нас корова: красной масти, крупная и молока даёт много, но блудливая – страсть. Даже в посёлке может свернуть не в свой проулок. В первый год, когда мы переехали сюда, пастух, не знакомый с её норовом, недоглядел и потерял Дуську в лесу. Стадо пришло, а нашей коровы нет. Мать к пастуху – тот руками разводит. Оставив меня с Тоней дома, мама взяла с собой Катю и Зину и вместе с пастухом пошли её искать. А вечер был дождливый, слякотный, уже и стемнело совсем, а найти не могут. И только под утро, вымокнув насквозь, исходив все окрестности, обнаружили Дуську почти у самого посёлка в одном из колков. Мы с Тоней тоже не спали почти всю ночь, раз за разом выбегали на улицу и вглядывались в моросящую темень: не идут ли наши. Были случаи, когда от скотины находили рожки да ножки. Зверья, ещё не распуганного тракторами и машинами, в первые годы хватало. На этот раз обошлось. А потерять корову в нашем тогдашнем положении означало обречь семью на полуголодную жизнь.

С тех пор, отправляя Дуську в стадо, мать наказывала пастуху: «Ты уж присмотри, Иван Макарыч, за нашей блудней, а по осени я с тобой рассчитаюсь». «На том свет угольками, – ворчал Иван Макарыч – наш поселковый пастух. – Что с тебя взять? Ты мне лучше чуни новые сшей – мои-то скороходы совсем развалились». Был он маленького роста, метр с кепкой, как шутили мужики, ходил в старой заплатанной телогрейке, на голове – сплющенная, потерявшая первоначальную форму солдатская пилотка, а ноги зимой и летом обуты в стёганые чуни с калошами. На его правом плече неизменно висел длиннющий – метра четыре – бич. Плетёный из сыромятной кожи, у рукоятки толстый, он постепенно утончался и заканчивался совсем тоненьким хлыстиком. Кнут волочился по дороге, точно змея, и мне всегда почему-то хотелось на него наступить. Некоторые пацаны попробовали, но потом долго чесали известные места. А бичом Иван Макарыч владел отменно: как ахнет! – коровы приседают.      

– Кольк! А, Кольк! – услышал я голос Надьки Шкурихиной. Надька шла по другой стороне дороги, подгоняя берёзовой веткой корову с телёнком. Жила она неподалёку и вот-вот должна была свернуть в свой проулок.

– Чего тебе? – не слишком дружелюбно отозвался я, ещё не забыв, как она недавно своим насмешливым взглядом вогнала меня в краску.

– Кольк, спроси у матери: не сошьёт она мне платье?

– Какое ещё платье?

– А такое, как у Гальки Щиры.

Стоило ей произнести это имя, и меня сразу бросило в жар. «Вот зараза! Неужели догадалась?» – мелькнуло в голове. А Надька хихикнула, блеснула мелкими зубами и поспешила за своей скотиной в проулок.

 

Галка Щира…

Я хорошо запомнил тот день, когда её семья появилась в нашем посёлке. А случилось это ровно год назад. В конце прошлого августа на несколько дней зарядили дожди. Мама и я были дома, когда за окном несколько раз длинно просигналила машина. Мама протёрла ладонью запотевшее стекло, посмотрела и сказала:

– Шофёр там рукой маячит. Поди узнай, что ему надо?

Я сунул ноги в сапоги, стоявшие у порога, и вышел на улицу. Моросил мелкий дождь, и низкие серые тучи, без единого просвета, обложили небо до самого горизонта. Напротив дома стоял обляпанный грязью «газик» с цепями на задних скатах: без цепей на наших дорогах в такую погоду делать нечего. Шофёр, стоя одной ногой на подножке, махнул рукой подойти поближе. Мне он не был знаком – своих я знал всех наперечёт, и машина не наша. Кузов её был заставлен какими-то вещами, прикрытыми намокшим брезентом; из-под брезента высовывались ножки стола и стульев. Опираясь руками на передний борт, в кузове стоял мужчина в мокром дождевике с островерхим башлыком на голове, лица его я не разглядел. «Новосёлы, что ли?» – с удивлением подумал я, потому что в последний год из посёлка чаще уезжали.

Выйдя за ограду, я сделал попытку перескочить кювет, но поскользнулся и упал на колено, погрузив обе руки в густую грязь. Из открытого окна кабины тут же раздался заливистый смех и выглянуло девчоночье лицо; рядом с девчонкой я приметил незнакомую женщину. «Смешно им!» – с досадой подумал я, поднимаясь и стряхивая липкую грязь с ладоней.

– Эй, парень! – в голосе шофёра мне тоже послышался смех. – Где ваша контора? Куда сворачивать?

– Езжайте дальше! – разозлившись, крикнул я. – За поворотом контора.

Девчонка из кабины с любопытством разглядывала меня и улыбалась во весь рот.

Позднее я узнал, что из Пихтовки – там находилась главная контора леспромхоза – к нам прибыл новый механик, а механик, он же и завгар, – второе лицо в посёлке после начальника участка.

 

И каково же было моё изумление, когда первого сентября я увидел в нашем классе ту самую девчонку, которая смеялась из кабины «газика» над моим падением!

Её звали Галя Щира.

Интересная девчонка – таких в нашем посёлке ещё не было, это точно. У неё были вьющиеся тёмно-каштановые волосы, а толстые косы с бантами доходили почти до поясницы. Особенно выделялись большие серо-зелёные глаза, в которых то и дело вспыхивали яркие весёлые искорки. А на переносице и смуглых щеках неожиданно отчётливо проступали конопушки, однако они нисколько не портили её лица, а напротив – придавали ему озорной мальчишеский вид. Быстрый говорок с мягким, едва уловимым украинским акцентом, был непривычен для здешних мест, казался немного забавным, но в то же время и привлекательным.

Не прошло и недели, как она со всеми быстро подружилась. Даже девчонки, всегда ревниво относящиеся к новеньким, считая их своими соперницами (так уж устроены эти девчонки), безоговорочно приняли Галку в свой круг. Особенно после того, как она научила их новым играм, о которых они и знать не знали. О мальчишках даже говорить не стоит. Многим из них, и не только из нашего класса, тут же захотелось дружить с ней, быть ближе к ней, и вскоре для большинства ребят Галка стала «своим пацаном». Правда, я не заметил, чтобы эта бойкая красивая девчонка отдавала кому-то предпочтение.

Со мной же творилось что-то непонятное. В первые дни знакомства с классом она подошла ко мне и сказала: «А тебя я уже знаю. Ведь это ты упал передо мной на колени?». Никто ничего не понял, но все дружно рассмеялись, и это задело меня. «Тоже мне, принцесса нашлась! Не хватало ещё перед тобой на колени падать. Видел я таких принцесс!» – с вызовом ответил я и смерил её презрительным взглядом. И этой, на первый взгляд пустяковой, стычки оказалось достаточно, чтобы между нами пробежала кошка. Теперь на любое обращение ко мне я отвечал ей либо грубостью, либо отворачивался, делая вид, что не слышу. «Бука какой-то!», – сказала она как-то девчонкам, кивая в мою сторону, и больше не делала попыток со мной заговорить.

«Букой» я себя не считал и среди ребят был не из последних. А что касалось игр в войну, а они стояли у нас на первом месте, мне и вовсе не находилось равных. Для ребят я был вроде консультанта по военным вопросам. Я много читал, читал запоем, иногда в ущерб урокам, даже бывали случаи, когда учителя запрещали мне брать книги в школьной библиотеке. Только я особо не расстраивался – сёстры выручали. Больше всего на свете я любил читать о войне и лучше всех разбирался в родах войск, воинских званиях и в вооружении; мог с картинки срисовать пистолет или автомат, а потом выстругать из деревяшки. Многие пацаны, говоря военным языком, были вооружены мною. Я также знал наперечёт всех юных героев войны, моих ровесников, и они были для меня кумирами. Я всем сердцем завидовал им и втайне жалел, что война давно закончилась и что я не смогу отомстить фашистам за отца.

 

 

 


Оглавление

3. Часть 3
4. Часть 4
5. Часть 5
435 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 18.04.2024, 15:20 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!