HTM
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2018 г.

Лачин

Тварь

Обсудить

Философское эссе

 

глава восьмая из романа «Бог крадется незаметно»

 

18+

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 16.06.2010
Оглавление

1. 1 - 5
2. 6 - 9
3. 10 - 14

6 - 9


 

 

 

6

 

 Итак, человек прошел четыре этапа. Дух был леопардом, рычащим гневно в слепое небо, никому не обязанным, ни от чего не охраняемым, свободным. Был хищником на цепи, покоряемым, но борющимся. Стал тварью домашней, что обязана услужливой быть за обещанье сытой жизни. Вполне же утеряв достоинство, вконец размазанный, он счел себя должным не за подачки даже, а потому лишь, что так надо.

Казалось бы, что за беда? Он вправе пресмыкаться, если хочет. «Взгляни – и мимо». Но нет, все гораздо страшнее – есть и другая особенность у человека на этапе четвертом, и, круг замыкая, уподобляется он зверю, рычащему в гневе слепом – но уже с иными, гораздо худшими целями.

 

 

 

7

 

Гордость и жестокость – разные вещи, и более – они порой антиномичны. Лакей способен на милость менее кого-либо, и по двум причинам. Человек унижаемый компенсации жаждет, отыграться желает. Второе: человеку гордому легче понять чужую гордость, он больше уважает чужое достоинство. Прирожденный лакей, холоп о столь тонких материях представление имеет смутное, порой – не имеет и вовсе, и он беспощаден. И вот: наряду с приниженностью, стадностью вызревает, и являет себя с оглушительным рыком бич человечества – тоталитаризм. 

Люди – братья, надлежит им зарыдать друг у друга в объятьях, о распрях позабыв: вот, казалось бы, и цель, и смысл единобожия, но именно стремление к этому идеалу привело к результату обратному. Здесь нет парадокса, есть логика. Верит язычник: у каждого народа свой синклит богов, свои патроны, что реальны не менее моих – и тем самым борьба идеологическая лишается смысла. Римляне, покоряя народы, приносили жертвы чужеземным богам. Монотеист иначе рассуждает: бог един; он именно таков, каким мы (адепты данной религии) его представляем; весь прочий мир не знает этого или не признает; следовательно, мы – выше прочего мира, и – заключительное следствие – мы право имеем учить, перевоспитывать и наказывать инакомыслящих. Монотеист мыслит себя представителем бога на земле, и тому соответственно ведет себя как бог. Для монотеиста несогласный – или дурак, или подлец, или то и другое вместе. Милан Кундера коммунистов высмеивал: не могут поверить они, что оппонент их может быть неглуп и к тому же порядочен. Разве ж только коммунисты? Нет. Монотеисты.

Потому-то и полюбил человек средиземноморский (иудаизм, христианство, ислам, да и античность проросли в регионе Средиземного моря, мы – средиземноморцы), потому и полюбили мы эсхатологию, картины страшного суда, описанья мучений загробных – руки чешутся: врагов потопить в крови, пусть не на этом свете – так на том, потому и забушевало пламя войн идеологических, религиозных – явление, неведомое древним. Торквемада, авторы «Молота ведьм» и конкистадоры испанские – все они плоть от плоти средиземного мира, цель их: устроить кровавую баню – ту, что грянет с небес при конце света, в ожидании чего не мешало бы устроить на земле нечто вроде генеральной репетиции. 

Свершилось. Дух человеческий, дойдя до пределов унижения, стадности, дошел и до пика агрессии, и они – униженье и агрессия – не мешают друг другу, напротив – подстегивают, будоражат. 

Что же – ислам встал в ряд с прочими идеологиями средиземноморья? Ни в коей мере. Я говорил уже выше: каждую заложенную в нем идею, тенденцию ислам возводит в абсолют – ибо он: совершенство, от которого впору кричать.

 

 

 

8

 

Каждый новый вид моно, выходя на арену истории, ведет себя агрессивней предыдущих, и ислам оказался особо опасен для мира еще и по этой причине, кроме той, что ислам – это чистое моно. Почему происходит нарастание агрессии? 

Иудаизм старше христианства, Ветхий завет – предтеча евангелий. Потому в отношении к христианству «правоверного» еврея неизбежен оттенок снисходительности, христианство представляется ему «блудным сыном», отпочковавшимся созданием, и тут неизбежна известная степень добродушия. Но христианство, окрепнув у власти, наиболее ожесточенным гоненьям подвергло именно иудеев. Это было неизбежным. Осознание своего старшинства рождает спокойствие. Христиане спокойными быть не могли: мы – младше, мы – лучше, нас не поняли, за нами не пошли, более того – с высоты старшинства своего взирают на нас со спокойствием, более, более того – со снисхождением неким… Ничто не в силах раздражить ортодокса больше этой мысли. При появлении ислама в роли иудеев оказались сами христиане. Мухаммада они почитать не обязаны, с их точки зрения, он – в лучшем случае – неразумное дитя. Между тем по Корану Иисус – пророк, подобает относиться к нему с пиететом. И вот ислам, в качестве последней религии претендующий на наибольшее уважение, в глазах христианства – и иудаизма особо – оказывается на вторичных, а то и третичных ролях. Ничто не может взбесить монотеиста больше этой ситуации. Реакция однозначна: ожесточение в масштабах, невиданных ранее. 

Чем младше моно, тем злее. Каждый новый лик монотеизма – страшней предыдущего.

 

 

 

9

 

Иудаизм в положении особом. Иудаизм – это евреи, и воспринимается он (за вычетом случаев исключительных) только евреями. Тем самым он не пригоден – и не предназначен – для распространения всеобщего. Христианство с самого начала оказалось в положении двойственном: мощная струя пацифизма, «непротивление злу насилием» в полное противоречие входят с вышеназванными неприглядными качествами; они, эти качества, проявились вопреки, а не вследствие мышления истинно христианского, и в последние полвека практически сошли на нет. Раннее христианство несовместимо с милитаризмом, позднейшее – от него отмежевалось, и тяжелые дикости, натиск звериный навеки остались, как критики христианства говорить любят, «грязным пятном» в его истории – да, именно пятном, недомыслием кошмарным, а не сутью религии. В этом общность христианства с коммунизмом: наиболее отвратительные эпизоды их истории – суть извращения их идеологий, а не следствие. 

Яснее скажем, короче. Христиане никогда никого не убивали. Христианин-убийца звучит, как буддист-мясоед – это нонсенс. Филиппики в адрес инквизиции и крестоносцев не означают критики христианства – это критика проходимцев, христианством прикрывающихся. Ницше, метая гром и молнии в «Антихристе», неоднократно заявляет о полном искажении заветов Иисуса его последователями, тем самым критикуя не идею, а извращение ее.

 

Впору было позавидовать исламу королям Европы, венценосным диктаторам и самодурам, народы смирявшим огнем и мечом. Бедолаги были заняты важной проблемой – искаженьем христианства, приспособлением его к новым задачам, грабежа и убийства задачам, и теологов армии с понтификами во главе изыскивали способы нужного толкования Библии, меж тем как для агрессоров региона исламского жизнь представала подарком – ибо в искажении, извращении ислам не нуждается. Перлы, перлы тоталитаризма в Коране рассыпаны щедрой рукой – они разжигают нам кровь, они вдохновляют на брань, и нельзя в них убавить, прибавить ни слова, в этих квинтэссенциях агрессии: «А когда вы встретите тех, которые не уверовали, то – удар мечом по шее; а когда произведете великое избиение их, то укрепляйте узы (то есть свой союз, – Л. С.)» (47:4)Коран цитируется по переводу И. Ю. Крачковского; первая цифра обозначает суру (главу), вторая – аят (стих). Нумерация аятов у Крачковского иногда отличается от нумерации современных переводов. Напр., (4:34) «А тех, непокорности которых вы боитесь…» у Крачковского дается как (4:38). Автором прочтены также переводы В. А. Эбермана, Эльмира Кулиева, Имама Валерии Пороховой.; «И сражайтесь с ними, пока не будет искушения, и религия вся будет принадлежать Аллаху» (8:40); «И приготовьте для них, сколько сможете, силы и отрядов конницы» (8:62) (это уж чисто военный совет!); «И убивайте их, где встретите…» (2:187). Предусмотрительно, ах как предусмотрительно снята в Коране вина за убийство иноверцев: «Не вы их убивали, но Аллах убивал их…» (8:17) (ничего не напоминает эта фраза? из недалекого прошлого. однако после об этом, после.) И вот он, верх предусмотрительности: «И никак не считайте тех, которые убиты на пути Аллаха, мертвыми. Нет, живые! Они у своего Господа получают удел» (3:163). Мусульманин, сам погибший при сотворении зверств, есть праведный герой, возносящийся в райские кущи, притом в мгновение ока, с той самой секунды, как дух свой испустил на поле брани. Но и это не все еще: для окончательного успокоения совести грядущих тиранов и захватчиков Мухаммад, первый мусульманин, образец идеального человека для исламского мира, самолично возглавляет походы военные, самолично направляет убийц. 

Говорил Ницше, что извращенье христианства началось уже с апостолов – что ж, извращенья ислама не происходило вообще – нельзя же назвать исказителем религии самого ее основоположника. Христианский мир: для пацифиста раздолье, лучший аргумент его – сама Библия, Новый завет, религиозных фанатиков побивают их же оружием, между тем как в исламе лучший аргумент против пацифизма – это Коран, это жизнь Мухаммада. Можно пристыдить Библией распоясавшегося христианина. Мусульманина – нечем. Ислам и пацифизм, миролюбие – две вещи несовместные. 

С христианами по многим вопросам можно – и нужно – спорить, но с людьми, узаконившими насилие, то бишь бандитами – неуместно дискутировать, с ними надобно бороться. «Псами господними» называли себя члены одного из орденов христианских – но взглянем шире на дело, обобщим данные христианской и исламской историй – псами (господними?) явились на сцене мировой мусульмане, не сторожевыми лишь, но охотничьими. 

«Только тогда совершай какой-либо поступок, если не чувствуешь угрызений совести». «Это наставление пророка (? – Л. С.), – пишет Д. Еремеев в своей книге «Ислам. Образ жизни и стиль мышления», – взывает к общечеловеческому чувству стыда, совестливости». Господин Еремеев, что означает «общечеловеческое чувство стыда»? Нет ведь такого. Постыдное для одного народа кажется нормальным другому. Поступки, вызывающие душевные терзания у одного человека, преисполняют гордостью другого. Мне неловко прописные истины писать, но ведь приходится. Согласитесь, что серийный убийца к «угрызениям совести» не способен, иначе не стал бы тем, что он есть. Этак маньяки-убийцы неплохими выходят людьми, поскольку дел своих не совестятся. Или, может, они живут по законам ислама?

 

 

 


Оглавление

1. 1 - 5
2. 6 - 9
3. 10 - 14
Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

11.06: Олег Герт. Лавка весёлого Йозефа (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


Уже собрано на:

13.06: Леонид Кауфман. Синклер против сильных мира сего (статья)

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2018 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2018 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!