HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Ирина Лежава

Причитание

Обсудить

Повесть

 

Повесть написана на грузинском материале и Грузии посвящается.

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 15.01.2011
Оглавление

4. Часть 4
5. Часть 5
6. Часть 6

Часть 5


 

 

 

– Ты!.. Ты все испортила! – кричала Нуну на дочь. – Раскисла, переключила на себя внимание! А мне во что бы то ни стало надо знать, как попала в наш дом эта старуха!

– Я не игрушка! – огрызалась Иринэ. – У меня чувства!

Они разбежались по разным комнатам.

Нуну сидела лицом к стене и морщилась, словно от боли, вспоминая, как задыхался перед госпитализацией Бадри, и как поймала она во взгляде еле передвигавшейся от старости склерозной матери своей нечто, похожее на торжество.

Смерть зятя возвышала мать над ним – так стойкость, проявленная в бою, возвышает солдата над дезертиром.

Нуну пожелала тогда матери смерти, а мужу жизни, но что толку? Неприятный осадок остался, и больше ничего.

Иринэ залезла в тапочках на кровать – назло, конечно, назло! – и тихо всхлипывала. До чего же она нескладная! Нехотя папу обидела, нехотя – маму... Да и как может быть иначе, если она и себя каждое утро обижает? В зеркале огромный горбатый нос, волосы, как мочалка. Уродина проклятая!

Родители ее тоже хороши! Требуют, чтобы она их понимала, а сами?.. Разве ее учили понимать? Заперли в заботливости, точно они семейство жуков в крупе, породы "ничего не вижу, ничего не слышу, никому ничего не скажу".

И выросла Иринэ глухой и слепой, только и умеющей, что жиреть на дармовом изобилии. И мир ее ограничен бумажным пакетом, в котором хранится крупа. Зачем в пакете глаза и уши, достаточно обоняния...

До папиной смерти она и представить не могла, что живут на свете такие странные люди, как сегодняшняя старуха. Да и в трущобы попала впервые.

А как страшно, когда мама становится, точно скомканная салфетка, и приходится самой защищать себя!

До папиной смерти Иринэ бывало тревожно в обществе мальчиков – нравится она им или нет? – и только. Из самой опасной ситуации она знала простой выход: наложить на себя руки. А сейчас Иринэ и умереть страшно, и жить страшно...

Папа был такой некрасивый в гробу – лицо черное, плоское, запах формалина... После его смерти все изменилось в мире.

А если умрет Иринэ? Вдруг ничего не изменится?

 

Пришло время ужинать, и они помирились. Иринэ помогла матери нарезать салат. Раскрасневшаяся, с кухонным ножом в руке, она громко хохотала, копируя, с каким гордым видом старуха изрекает свои истины. Нуну довольно кивала и торопливо чистила зелень.

– А знаешь, что случилось, когда я на лекции шла? Я рано из дома выкатилась, помнишь?

– Помню, – кивает мать.

– Догоняют меня четверо чуваков, один говорит...

– Какой он из себя? – перебила ее Нуну.

– Рыжий. Волосы колечками. А на носу веснушки.

– Нам рыжий не нужен, – огорчилась Нуну.

– У нас огромный выбор! – съязвила Иринэ.

– Не будем же всякую дрянь подбирать!

Разговор оборвался.

"Бадри на свадьбе был интереснее всех... В одолженном костюме – отец привез товарищу из-за границы..." – думает Нуну.

"Мамуля у нас переборчивая, – сердится Иринэ, – а мне с моим носом куда деваться?"

– Слушай, какая же я дура, что сразу не поняла! Смерть – это свобода! – неожиданно сказала она. – Папе стало невмоготу грызть крупу в пакете, он взял и протянул ноги...

– Почему грызть крупу? В каком пакете? – испугалась Нуну. – С чего ты взяла? Он тебе жаловался? И нельзя так об отце – протянул ноги...

– Будет он мне жаловаться, как же! Вам с ним только бы меня стеречь и контролировать!.. чтобы от крупы не отвлекалась!..

– Наслушалась сумасшедшую старуху и несешь бред! – Нуну вытерла со лба холодную испарину, вздохнула. – Я не виновата в папиной смерти, – произнесла она устало.

– Да кто тебя обвиняет?!

Они опять принялись за стряпню.

 

Глаза Нуну покраснели, на лбу блестели бусинки влаги. Иринэ зацепила взглядом лицо матери и затараторила с прежней силой:

– Так вот. Замечаю, парень ко мне подшивается. Откуда, говорит, девушка, у вас такая симпатичная косынка? Это про ту косынку, что у меня на шее. Мне, отвечаю, ее мамуля подарила. А где, говорит, мамуля взяла?

– Вот нахал! – возмутилась Нуну. – Разве так с девушками знакомятся!

– Дальше слушай! Мы, говорит, с товарищами идем с ночного дежурства. Всю ночь ловили жуликов, которые такие косыночки подпольно производят. И поймали, говорит. Не будет больше косыночек...

– Милиционер! – всплеснула руками Нуну, на мгновение став похожей на себя прежнюю. – Нам милиционер не нужен!

– Какая ты, мам! – привычно обиделась Иринэ, швырнула нож на стол, и больше Нуну ничего не удалось из нее вытянуть.

 

Бадри, Бадри, горе мое...

Нуну опять лежала без сна.

Завтра вернется от сестры мама, бывшая покровительница и угнетательница Нуну, – посыплются бессмысленные советы, надоедливые, выводящие из себя.

Мама едва передвигается, не совсем ясно соображает, кипит злобой, но не может отказаться от обыкновения управлять, требовать, домогаться. Она наводит критику на любое действие Нуну, унижает ее перед детьми, не понимая, что не завоевывает их, а отталкивает. Она ругает при Дато его жену, и мальчик стал избегать родительского дома.

Сестра с семьей живет в материнской квартире, но спихнула мать на Нуну:

– У тебя покладистый характер, вы уживетесь. А со мной она с утра до вечера скандалит и уже пыталась отравить нас газом.

Вот так. Покладистый характер обязывает терпеть.

В свое время мать откупалась от дочерей десятком забавных анекдотов и парой разумных советов. Дочери же вынуждены расплачиваться за эту милостыню месяцами, годами жизни...

Но сестрица! Сестрица-то какова!

 

В детстве Нуну во всем хотелось походить на мать, красивую, вечно занятую, веселую. Но мама будто не замечала ее стараний, только пошутит мимолетом:

– С таким бантом мужа тебе не видать, как собственных ушей!

И Нуну бежит к зеркалу перевязывать бант.

Мама почти не бывала дома – Нуну с сестрой растила бабушка, но какие подарки привозила она из поездок! Как интересно рассказывала о карнавальном великолепии своей отдельной от них жизни!

Нуну стукнуло восемнадцать, и мама снизошла до серьезного разговора с ней:

– Пора подыскивать мужа! Твой отец не многое сумел в жизни, но я, имея его, смогла многое. К незамужней в наши дни нет уважения, а замужняя улыбнется при надобности, хвостом вильнет – и своего добьется. Муж многие, ох, многие грехи покрывает!

Мама познакомила ее с подходящим женихом: двадцать девять лет, и уже лектор в университете. Только вот Бадри помешал. Послушайся Нуну мать, может, была бы счастливее...

Молодая мама была умницей, но и она не во всем права – не в замужестве счастье, в характере. Замужняя Нуну надрывает сердце и писчую руку в домоуправлении, таскает продукты, отстаивает часы на кухне. А незамужние хлопот не знают – разве что заглянут за справкой! И платья сидят на них по-особому ладно, и лица не по годам юны, и сладкий запах их заморских духов сводит с ума... Чем Нуну хуже них? Да тем хуже, что родилась тягловой лошадью и не может не тянуть свой воз! Выбиваясь из последних сил, тянет.

Победила в ней отцовская порода, порода, которой предначертано подчиняться. Мать, та из породы повелителей, ей непонятна душа дочери, потому и не пошли впрок ее советы.

Не пошли впрок? Нуну не представляет себе без матери жизни даже сейчас, когда с трудом терпит ее. Ей кажется, будто они с матерью срослись, как лиана и ствол питающего ее дерева. Личность матери распадается, гибнет, и вместе с ней распадается мир, в котором существует Нуну. Может, не заболей склерозом мать, не умер бы и Бадри?!

Что будет с детьми в распадающемся мире? Нуну мечтала, что хоть они поживут в свое удовольствие. Как защитить их, как спасти? Дато умеет устроиться, а все одно проишачит свой век под жениным каблуком. Иринэ в восемнадцать лет по уму тянет на десять, непонятно, в кого уродилась...

Ох, Бадри, Бадри...

Она вспомнила, как ревновала дочь к мужу, тосковала, когда только вставшая на ножки Иринэ предпочитала общество отца. А Бадри, словно назло Нуну, возился с дочерью часто-часто, даже Дато недодавал из-за этого внимания. И тогда Нуну догадалась, что он видит в Иринэ маленькую женщину и относится к ней не по-отцовски. И в оскорбленной жене и матери закипела ярость: как можно видеть женщину в двухлетней крохе?!

Она начала оберегать Иринэ от отца, отправляла ее пораньше спать, отсылала к бабушке, устраивала скандалы. И постепенно Бадри перестал проявлять к дочери интерес, иногда он вообще не замечал ее. Сколько одиноких слез пролила Нуну ночами над детскими сонными головками!

Мать учила:

– Терпи. Зарплата у него неплохая. Дети к нему привыкли. А если тебе другой мужчина нужен, то со временем это пройдет. Недолгую любовь и я прикрыть могу...

Но не хотела Нуну другого мужчины. Словно цепью связало ее сердце в тот день, когда Бадри так просто и так отважно крикнул ей: "Будь моей женой!" Словно приговорили ее к его рукам и к его глазам, и к голосу его раздраженному приговорили...

Но не могла она простить ему унижения своего и его измен. Не могла забыть, что ждет он ее смерти – похоронит и приведет детям мачеху...

Бадри, Бадри, горе мое...

 

Нуну поднялась и пошла в комнату дочери.

Иринэ спала при свете ночника. У кровати валялась раскрытая книга.

– Подвинься, – попросила Нуну шепотом.

Иринэ засмеялась спросонья и перевернулась на бок. Нуну пристроилась на краешке постели, валетом, обняла ножки своего непутевого ребенка, прижалась к ним щекой.

– Что с тобой, мамочка? – Иринэ села.

– Бессонница.

Они помолчали несколько мгновений, потом Нуну решилась:

– Сходи ты к этой проклятой старухе и выпытай у нее, была ли она любовницей твоего отца. Тебе она скажет.

– У папы любовница?! Во даешь!.. И на кой тебе это знать после... – Иринэ не договорила. – Чудачка ты, честное слово!

 

 

 


Оглавление

4. Часть 4
5. Часть 5
6. Часть 6
508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!