HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Александр Либиэр

Творчество Бога

Обсудить

Монография

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 11.12.2009
Оглавление

19. Часть 2. Глава 4. Язык Бога. Семь принципов сакральной науки (или 7 герметических принципов).
20. Часть 3. Вопросы и ответы.
21. Послесловие

Часть 3. Вопросы и ответы.


 

 

 

Основной вывод, который мы сделали в нашем более раннем исследовании (см. «Философия творчества»), заключается в том, что для всякого человека, живущего в нашем физическом мире, из всех известных и всех возможных продуктов творческой деятельности самым совершенным, а относительно восприятия человека – абсолютно совершенным продуктом творчества, является (или, по крайней мере, когда-то являлось) наше Мироздание. Следовательно, самым совершенным творцом, существующим в известных человеку системах существования, является Бог – Творец этого Мироздания. Вот тут, собственно говоря, и начинаются главные трудности. Дело в том, что нашему отвлеченному анализу, имеющейся исторической картины мира и наличного существования каждого отдельного явления этого мира, представляется также и совершенно иная ситуация, в корне опровергающая, сделанный ранее, гипотетический вывод об абсолютном совершенстве, сотворенного Богом, мира. Чтобы понять сущность данного противоречия, необходимо прежде всего уяснить себе, что мир, данный нашему восприятию сегодня (т.е. после грехопадения первых людей), и мир, данный нашему восприятию до грехопадения первых людей – это два абсолютно противоположных по своему совершенству мира: первый, по меткому замечанию сделанному еще великим Буддой, является наихудшим из всех возможных миров; второй же, по меткому замечанию сделанному некоторыми великими мистиками, является наилучшим из всех возможных миров. Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что само проникновение зла в структуру нашего Мироздания, происшедшее в связи с грехопадением первых людей, привело это Мироздание к потере статуса абсолютно совершенного творения. Но по этому поводу у подавляющего большинства людей возникают весьма спорные вопросы, ответы на которые может найти далеко не каждый.

 

 

*   *   *

 

Почему Бог сотворил наш мир именно таким образом, что в нем имело место существование возможности появления зла?

 

Это одни из самых резонных вопросов, возникающих по поводу желания опровергнуть абсолютное совершенство мира, сотворенного Богом. В самом деле, о каком абсолютном совершенстве нашего мира, казалось бы, может идти речь, если в самой онтологической структуре этого мира заложена возможность дальнейшего несовершенного его развития? Перед нами снова парадокс, но парадокс, имеющий объяснение. Чтобы понять это объяснение на должном уровне, необходимо понять следующее: перед сотворением нашего мира, у Бога, исходившего в этом творении из наличествующей природы Своего непроявленного Трансцендентального мира – мира Своего наличного существования, имелась, по всей видимости, возможность сотворения этого мира по двум взаимопротивоположным планам творения: первый план – это сотворение мира, в котором отсутствовала бы возможность его дальнейшего несовершенного развития (т.е. отсутствовала бы возможность грехопадения человека), но в котором существование природы человека исключало бы обладание свободой, обладание образом и подобием Божьим; второй план – это сотворение мира, в котором существовала бы возможность его дальнейшего несовершенного развития (т.е. допускалась бы возможность грехопадения человека), но в котором существование природы человека определялось обладанием свободой, т.е. обладанием образом и подобием Божьим. История мира нам показывает, что Бог выбрал второй план творения мира. Объяснений этому выбору Бога мы имеем в том положении, что основной причиной, побудившей Бога к Всемирному Творению, явилось неисчерпаемое чувство любви к тому, кого еще не существовало (т.е. к будущему человеку). Многие люди удивляются: как можно любить то, чего еще нет? Очевидно, что эти люди просто никогда в свей жизни не испытывали на себе жажды любить, а испытывали, возможно, только жажду быть любимым. Дело в том, что жажда любить возникает у субъекта любви не по причине того, что обязательным образом существует тот или иной объект любви: жажда любить у субъекта любви всегда возникает от обладания преизбытком свободы, т.е. от обладания преизбытком определенного энергетического богатства, несмотря на то, что самого объекта любви для реализации этого преизбыточного энергетического богатства может вовсе и не быть. Причем Бог не желает, по всей видимости, быть для человека насильно милым, в связи с чем и творит человека свободным существом. Но Бог творит, человека свободным еще вот по какой причине: Он хочет чтобы человек понял, что основная (фундаментальная) сила, на которой держится вся жизнь нашего Мироздания,– это сила любви, и Бог хочет чтобы и сам человек был также, как и Он, сопричастен к этой силе.

 

Мы видим, таким образом, что, из имеющейся у Бога альтернативы сотворения нашего мира по тому или иному плану творения, выбор, который Он сделал, выпадает на план более совершенного творения, т.к. существование мира, в котором нет места свободе (а значит и любви, и творчеству, и надежде и прочим функциям свободы), но и нет места для возможности возникновения зла, представляется менее совершенным, чем то, в котором есть место свободе, но в котором также существует и возможность возникновения зла.

 

 

*   *   *

 

На каком основании мы имеем право считать состояние нашего мира, существовавшего до грехопадения первых людей, абсолютно совершенным, если в нем имелась возможность возникновения зла?

 

В своем арсенале мы имеем, по крайней мере, два аргумента для обоснования данного высказывания.

 

Во-первых, возможность возникновения зла еще вовсе не означает самого существования зла. Возможность возникновения мирового зла – это всего лишь определенный процент вероятности того, что зло вообще сможет возникнуть, причем процент известный Богу, Богом ожидаемый и Богом предусмотренный в случае его осуществления в действительности. Ведь мы знаем, что еще предмирно (т.е. еще до сотворения нашего мира) у Бога существовал также, наряду с планом творения, план спасения этого мира в случае падения его в бездну небытия. И мы знаем также, что осуществление этого плана спасения уже давно началось и идет своим чередом.

 

В связи с тем, что возможность возникновения зла – это не есть само зло, у Бога имелись, таким образом, следующие альтернативы планов сотворения мира по характеристике его совершенства: либо мир, в котором человек наделен свободой, либо мир, в котором у человека нет никакой свободы. Иными словами: либо рабство, либо свобода. А если кто-то мне скажет, что быть рабом для него является большим совершенством, чем быть свободным, то я отвечу этому человеку, что у него, по всей видимости, имеется либо иное понимание категории совершенства, чем у меня, либо он просто патологически боится быть свободным и нести за это ответственность. Причем если окажется верным первое, то я никогда не смогу убедить его в своей правоте, т.к. в этом случае у него будут иметься совершенно другие мировосприятие и миропонимание, чем у меня; если же окажется верным второе, то в этом случае я просто посоветую ему обратиться к врачу-психиатру.

 

Во-вторых, исходя из тех обстоятельств, которые имелись в распоряжении Бога, мы оказываемся вообще не в силах предположить существование у Бога возможности сотворения еще более совершенного мира, чем тот, который был Им сотворен. Исходя из этого основания, мы и делаем гипотетический вывод о том, что тот мир, который был сотворен Богом и который существовал еще до грехопадения первых людей, являлся абсолютно совершенным,– что и делало его наилучшим из всех возможных миров. Поэтому для того, чтобы опровергнуть данный вывод, необходимо предположить возможность сотворения более совершенного мира, чем тот, который сотворил Бог, причем возможность эта должна быть не фантомной или иллюзорной, а имеющей под собой достаточные основания. Если же кто-то станет утверждать, что Бог, являясь Абсолютным, должен был бы сотворить мир, в котором существовал человек, обладающий свободой, но это обладание свободой никаким образом не смогло бы привести человека к возможности грехопадения, а мир – к падению в бездну небытия, то я отвечу этому человеку, что выдавать желаемое за действительное – это еще не значит обосновывать возможность осуществления этого желаемого как действительной возможности.

 

 

*   *   *

 

Почему Бог сотворил человека не знающим что такое добро, а что – зло?

 

В том, что Бог сотворил человека не знающим что такое добро, а что – зло, проявилось одно из главных (если не самое главное) свидетельств Божьего провидения и Божьей премудрости. Оказывается, что сотворение человека не ведающим о добре и зле являлось необходимым условием для возможности дальнейшего спасения нашего мира и установления в нем в необозримом будущем Царства Божьего после падения этого мира в бездну небытия. Дело в том, что человек, наделенный свободой и бессмертием, да, к тому же, обладающий знанием о добре и зле (или, иными словами, обладающий разумом), представлял бы для Бога огромную угрозу, причем угрозу непреодолимую. Ведь в подобном случае человек представлялся бы по своей силе и могуществу равным Богу. В словах дьявола, воплощенного в змея, которые он обращает к вниманию Евы: "... знает Бог, что в день, в который вы вкусите их (плоды с дерева познания добра и зла, – А. Л.), откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло",– заключена огромная правда. (Обман же змея-искусителя заключался в том, что он обещал Еве, что они с мужем не умрут, если вкусят плодов с дерева познания добра и зла).

 

Оказывается, что сотворение человека неразумным (т.е. не знающим о добре и зле) и свободным являлось более совершенным, чем сотворение его разумным и свободным, так как второй план творения таил в себе огромную опасность в отличие от первого. Ведь если бы Бог сотворил человека бессмертным, свободным и, к тому же, разумным, то в случае возможного (а свобода всегда определяет возможность) грехопадения человека (а таким явилось бы всякое действие, направленное против воли Бога), Бог оказался бы не в силах спасти наш мир, так как Ему противостояла бы равная по могуществу сила. Казалось бы, что в этом случае Бог мог бы просто отречься от человека, но в том-то и дело, что Он не хочет этого делать, т.к. любит человека, и тем более не может этого сделать, т.к. отречение от человека для Бога будет равносильно самоубийству, ведь отринуть, человека – значит для Бога убить Свою любовь к нему.

 

Мы видим, таким образом, что Богу было угодно допустить только два типа человеческой природы: либо человек неразумный, но бессмертный (который существовал в догреховную историческую эпоху), либо человек разумный, но смертный (который существует со времен грехопадения Первых людей и по сей день). Мы видим также, что возможность проникновения смерти в структуру нашего Мироздания явилась для Бога той самой предосторожностью, которая определяет Его всесилие и всемогущество, а следовательно и необходимую возможность спасения Им нашего грешного мира. И, наконец, мы видим, что феномен смерти парадоксальным образом явился для Бога тем самым иммунитетом, который всякий раз вступал в свое действие в случае, грозившей Богу, смертельной опасности. Причем из этого вовсе не следует делать вывода о том, что Бог явился творцом смерти, ведь мы прекрасно знаем из Священного Писания, что Бог смерти не творил. Но здесь необходимо сделать вывод о том, что действие смерти всегда находится под полным контролем Бога, а творцом ее явился человек.

 

 

*   *   *

 

Не является ли тогда резонной мысль о том, что Бог сотворил мир вовсе не по причине безграничной любви Своей к человеку, а по причине, связанной с желанием безграничного властвования над ним?

 

Данная мысль представляется мне одной из самых опасных ересей, существующих на нашей земле. Этой ереси предался один из ангелов, так сильно желавший утвердить ее в мыслях и сердцах первых людей. По преданию этого ангела звали Люцифером. По причине этой ереси Люцифер отпал от Бога и начал свое движение против Его воли. Сущность этой ереси сводится в конечном итоге к тому, что всякий, утверждающий ее, не желает довольствоваться тем местом в мире, которое отведено ему Богом, и стремится занять Его собственное место. Кстати, при поверхностном прочтении Библии (точнее Ветхого Завета) именно эта ересь, прежде всего, приходит на ум, когда задаешься вопросом о том, с какой целью Бог сотворил наш мир. В Ветхом Завете мы видим, например, как Бог за нарушение людьми Его закона изгоняет их из рая; как Он посылает на землю всемирный потоп, чтобы уничтожить большую часть человечества, которое погрязло в грехах, оставив лишь семейство Ноя; как Он стирает с лица земли такие города, как Содом и Гоморра, погрязшие в блуде и разврате; как Он разрушает Вавилонскую башню и смешивает языки, чтобы люди хуже понимали друг друга и не стремились к могуществу на земле, как он требует от Авраама принести Себе в жертву его единственного сына Исаака в качестве доказательства своей веры в Него; как Он испытывает страданиями искренность веры праведника Иова и т.д., и т. д. Глядя на эти действия Бога, так и хочется спросить: разве может таким образом поступать Бог, безмерно любящий человека? На самом же деле данный вопрос очень быстро теряет под собой всякие основания при следующем аргументе: если бы Бог хотел только абсолютного господства над человеком, то Он не сотворил бы тогда его свободным существом, ведь господствовать легче там, где есть абсолютное подчинение, а абсолютное подчинение есть там, где нет никакой свободы.

 

 

*   *   *

 

Но почему же тогда Бог Ветхого Завета так грубо и порой жестоко обращается с людьми?

 

Чтобы правильно разобраться в данном вопросе, необходимо, прежде всего, понять суть таких парадоксальных феноменов, как доброе зло и злое добро. Причиной возникновения этих феноменов послужило грехопадение первых людей, в результате чего произошла мутация свободы и диалектический распад ее на онтический и меонический виды. Так как корень свободы лежит в природе самого Бога, то существование меонической свободы является свидетельством патологии Бога, свидетельством отпадения части божественной природы от целого организма. Но причина этого отпадения лежит не в Боге, а в человека. И сам Бог желает скорейшего восстановления целостности Своей природы, Своего организма. Деятельность Бога но восстановлению целостности Своей природы представляет собой проявление феномена злого добра (добра – потому, что эта деятельность исходит от Бога, а Бог по отношению к человеку выступает как абсолютное благо; а злого – потому, что в результате этой деятельности приносится в жертву чья-либо жизнь, пусть даже и погрязшая в грехах). Бог стирает с лица земли Содом и Гоморру, посылает на мир потоп, болезни и страдания... И все это – злое добро, цель которого заключается в том, чтобы восстановить целостность Мирового бытия, вернуть миру потерянное здоровье. Творя злое добро, Бог выступает как бы в роли врача, который, ради спасения жизни всего организма, удаляет больной орган, иными словами, в руках Бога даже зло является благом.

 

В отношении человека о злом добре можно говорить лишь в том случае, когда имеет место противостояние злу с помощью силы. Так, например, тюремное заключение преступника, защита отечества от напавшего врага, наказание провинившегося ребенка, скрытие врачом от больного истинного диагноза болезни с целью удержания последнего от суицида и т.д. и т.п. – все это частные примеры злого добра. Таким образом, можно сказать, это злое добро есть принесение в жертву меньшего блага во имя обладания большим благом.

 

Но существует также и такой феномен, как доброе зло. Он всякий раз имеет место, когда человек с помощью добрых поступков творит зло, т.е. теми поступками, которые должны были принести пользу для чьей-либо жизни, он, на самом деле, уничтожает эту жизнь. Например, человек открывает другому человеку неприятную для него истину и тем самым убивает его этим сообщением; врач исполняет последнее желание, мучающегося от неизлечимой болезни, пациента и дает ему яд (так называемая эвтаназия); убийство неприятеля во время самообороны и т.п. – все это является частными случаями феномена доброго зла.

 

Между злым добрым и добрым злом существует очень тонкая едва уловимая связь. Жизнь – вообще достаточно иррациональное явление: она не укладывается ни в какие математические формулы. Источник же этой иррациональности лежит в диалектическом распаде свободы. Еще великий Леонардо да Винчи ставил перед человеческим разумом основную этическую дилемму о том, что предпочтительнее: злое добро или доброе зло. На самом деле, конечно, лучше всего было бы, если этих парадоксальных феноменов вообще не существовало. Но коли они существуют, а человеку приходится делать свой выбор в пользу одного из двух, то тут, наверное, можно дать только один совет: необходимо делать свой выбор в пользу того, к чему склоняется наша собственная совесть в данный момент, т.к. совесть – это голос Бога в нашей душе, который всегда подскажет нам в трудный момент нашей жизни самое верное решение, дело в том, что, в зависимости от конкретных обстоятельств, иногда бывает доброе зло предпочтительнее злого добра, а иногда – злое добро предпочтительнее доброго зла, но иногда бывает предпочтительнее вообще ни делать никакого выбора (хотя, рассуждая диалектически, не делая выбора, мы все равно выбираем), если это, конечно, возможно и если это на самом деле будет являться наименьшим злом в предстоящем для нашей воли выборе.

 

Что же касается злого добра, которое иногда приходилось (и приходится) творить Богу, то тут мы не имеем никакого права на какое-либо осуждение или хулу, т.к. все эти поступки Бога всегда были вынуждены (и вынуждаются) нами самими – грешными людьми. А как бы это не выглядело для кого-то цинично, лицемерно, грубо и жестоко, но на самом деле все то, что делает в отношении человека Бог (это касается и злого добра), – все это является необходимым благом, даже если самому человеку это представляется наибольшим злом и величайшей несправедливостью.

 

 

*   *   *

 

Почему Бог не простил первых людей после их грехопадения и не вернул все "на круги своя", если Он на самом деле являлся всемогущим и на самом деле безмерно любил человека?

 

Вот что могло бы тогда получиться: Бог уничтожает зло, порожденное человеком, оставляет человека свободным, чтобы тот смог снова показать свое отношение к Богу и Его любви, а также оставляет его знающим о сущности добра и зла. Но что бы в таком случае представлял из себя человек? Он бы нес для мира и Бога еще большую угрозу, чем ту, которую потенциально нес еще до своего грехопадения, т.к. теперь у человека было бы знание сущности добра и зла.

 

Бог простил первых людей после их грехопадения (доказательством этому служит искупительная жертва Христа), но Он не стал ворачивать все "на круги своя" по той лишь причине, что это могло бы привести в дальнейшем к еще большей мировой трагедии, т.к. то знание, которое получил человек от вкушения плодов с дерева познания добра и зла, могло увести его от исполнения истинной цели своего предназначения (т.е. от своей любви к Богу), а привести к тому, к чему пришел Люцифер (т.е. к желанию подчинить этот мир своей воле и стать главным управляющим этого мира).

 

Бог простил человека, но Он не стал возвращать человеку бессмертие и уничтожать мировое зло, так как это могло привести к более худшим последствиям, чем те, которые свершились в истории нашего мира. Поэтому Бог оставляет (до определенного времени, известному только Ему одному) место для существования зла в нашем мире с той лишь целью, чтобы предоставить человеку возможность спасения и унаследования Царства Божьего.

 

 

*   *   *

 

Каким представляется для нас Царство Божие?

 

Сотериологическая концепция Царства Божьего достаточно сложна, но доступна пониманию. Прежде всего необходимо сказать, что Царство Божие имеет две ступени существования, или, иначе, два плана бытия: первая ступень имеет место существования от сотворения мира и до скончания веков (т.е. до Судного дня); вторая же ступень будет претворена Богом в жизнь лишь после Судного дня (т.е. сегодня эта ступень существует всего лишь как возможность). Если первая ступень Царства Божьего занимает лишь душевную сферу мирового бытия, то вторая занимает как душевную, так и материальную сферы.

 

Итак, сущность первой ступени Царства Божьего заключается в особом состоянии человеческой души (достигаемым еще при жизни человека), которое в христианстве и мусульманстве называют святостью, а в буддизме – нирваной и которое характеризуется отсутствием греховности. Иисус Христос так говорил об этой ступени царства Божьего: "...не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: "вот, оно здесь", или "вот, там". Ибо, вот. Царствие Божие внутрь вас есть" (Лук. 17:20). Данная ступень Царства Божьего достигается человеком с помощью собственных духовных усилий. Интересно, что суть этих духовных усилий, как в буддизме, так и в христианстве и в мусульманстве – одинаковая: достижение единения собственной души человека с душой Бога. Человек, достигший первой ступени Царства Божьего, прекращает для своей души порочный круг перевоплощений (т.е. реинкарнаций) и останавливает движение личного колеса сансары. После наступления смерти его душа больше не будет воплощаться в физическое тело до тех пор, пока не наступит Судный День. После же Судного дня этот человек уже в своем физическом обличии унаследует вторую ступень Царства Божьего.

 

Что касается второй ступени претворения Царства Божьего на земле то тут мы имеем множество пророческих свидетельств, основную часть которых мы находим у пророка Исайи, у апостола Иоанна в его Апокалипсисе, а также у пророка Мухаммеда в Коране. Сущность этих свидетельств сводится к тому, что по истечении определенного времени, ведомого только Богу, на всей земле настанет Судный день, в который будут воскрешены все мертвые и в который Бог разделит праведных людей от неправедных, последние, во главе с Люцифером, будут преданы геенне огненной, т.е. унаследуют царство ада. Первые же унаследуют Царство Божие (т.е. рай), которое будет представлять собой абсолютное торжество бытия над небытием. Вот несколько красочных пророческих картин, которые мы находим в Библии и Коране:

 

"Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек" (Пс.36:29);

 

"Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею и детеныши их будут лежать вместе; и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи.

 

Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей; ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море" (Ис.11:6-9);

 

"И ни один из жителей не скажет: "я болен"; народу живущему там, будут отпущены согрешения" (Ис.ЗЗ:24);

 

"Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая, и расцветет как нарцисс" (Ис.31:1);

 

"Итак вы войдете с велением и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам. Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт; и это будет во славу Господа, в знамение вечное, несокрушимое" (Ис.55:12-13);

 

"И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, им вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло" (Откр.21:4);

 

"И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец. Спасенные народы будут ходить во славе его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем, а ночи там не будет. И принесут в него славу и честь, народов; и не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни" (0ткр. 21:23-27);

 

"И скажут богобоязненным: "Что такое ниспослал вам Господь?". Они скажут: "Благо!" для тех, кто делал добро в этом мира, – добро. А жилище будущее, – лучше, и прекрасно обиталище боящихся! – сады вечности, в которые они войдут, внизу которых текут реки; там для них то, что они пожелают. Так воздает Аллах (т.е. Бог, – А. Л.) богобоязненным, – тем, кого упокояют ангелы благами! Они говорят: "Мир вам! Войдите в рай за то, что вы совершили " (Коран 16:32-34);

 

"Не бойтесь, и не печальтесь, и радуйтесь раю, который вам обещан Мы (т.е. Бог – А.Л.) – ваши, друзья в здешней жизни и в будущей. Для вас там – то, что пожелают ваши души, и для вас там – то, что вы потребуете, как прием от прощающего, милостивого" (Коран 41:30-32);

 

"И Аллах избавил их (т.е. праведных, – А.Л.) от зла этого дня и дал встретить им блеск и радость. И вознаградил их за то, что они вытерпели, садом и шелком. Лежа там на седалищах, не увидят они там солнца и мороза. Близка над ними тень их, и снижены плоды их низко. И будут обходить их с сосудами из серебра и кубками хрусталя – хрусталя серебряного, который размеряли они мерой. Будут поить там чашей, смесь в которой с инбирем – источником там, который называется саллабилем. И обходят их отроки вечные, – когда, увидишь их, сочтешь за рассыпанный жемчуг. И когда увидишь, там увидишь благодать и великую власть. На них одеяния зеленые из сундуса и парчи, (и украшены они ожерельями из серебра), и напоил их Господь их напитком чистым" (Коран 76: 11-21);

 

"Ведь для богобоязненных есть место спасения, сады и виноградники, и полногрудые сверстницы, и кубок полный. Не услышат они там ни болтовни, ни обвинения во лжи в воздаяние от твоего Господа – дар, расчет – Господа небес и земли и того, что между ними, милостивого" (Коран 76:31-37);

 

"Там источник проточный, там седалища воздвигнуты, и чаши поставлены, и подушки разложены, и ковры разостланы" (Коран 88-12-16).

 

 

*   *   *

 

Каким нам представляется Судный день?

 

По поводу Судного дня как Библия, так и Коран пестрят красочными картинами пророческих видений. Я приведу здесь лишь самые, на мой взгляд, примечательные из них:

 

"День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, и ни ночь; лишь в вечернее время явится свет. И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима, половина их к морю восточному и половина их к морю западному: летом и зимой так будет. И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его – едино" (Зах. 14:7-9);

 

"Дождем прольет он на нечестивых горящие угли, огонь и серу; и палящий ветер – их доля из чаши; ибо Господь праведен, – любит правду; лице Его видит праведных" (Пс. 10:6-7);

 

"Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей. А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные; и будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Господь Саваоф (т.е. Бог – А.Л./" (Мал.4:1-3);

 

"Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят" (2-е Петр.3:10);

 

"Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся; ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему – облечься в бессмертие.

 

Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: "поглощена смерть победою" (1 Кор.15:52-54);

 

"И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими" (Откр.20:12);

 

"В тот день, когда наступит последний час, отчаются грешники. Не будет у них из сотоварищей заступников, и не будут они веровать в своих сотоварищей. И в тот день, когда настанет час, – тогда они рассеются. Те, которые веровали и творили добрые дела, – они в саду будут ублажены. Те же, которые не веровали и считали ложью Наши знамения и встречу в будущей жизни, – те в наказание будут ввергнуты!" (Коран 30:11-15);

 

"И когда дунут в трубу единым дуновением, и снесена будет земля и горы, и раздроблены единым дроблением, – вот в тот день падет падающее, и небо расколется, и будет оно в тот день слабым. И ангелы по краям его, и попасут трон Господа твоего над ними в тот день восемь. В тот день будете вы выставлены, и не утаится у вас тайное.

 

И вот тот, кому будет дана его книга в правую руку, он скажет: "Вот вам, читайте мою книгу! Я ведь думал, что встречу свой расчет". И он – в жизни довольной, в саду высоком, плоды которого близки. "Ешьте и пейте во здравие за то, что вы совершили раньше в дни прошлые!".

 

А тот, кому дана его книга в левую, он скажет: "О, если бы мне не дана была моя книга! И я бы не знал, каков мой расчет! О, если бы это было кончающим: Не избавило меня мое достояние. Погибла у меня моя власть!"

 

"Возьмите его и свяжите! Потом в огне адском сожгите! Потом в цепь, длина которой семьдесят локтей, его поместите! Ведь он не верил в Аллаха великого, и не побуждал накормить бедняка. И нет для него сегодня здесь друга, и нет пищи, кроме помоев. Не ест ее никто, кроме грешников" (Коран 69:13-37);

 

"Восходят ангелы и дух к Нему в день, величина которого пятьдесят тысяч лет. Терпи же терпением хорошим – ведь они видят это далеким, а Мы видим это близким в тот день, когда небо будет, как медь расплавленная, и будут горы, как шерсть, и не спросит друг о друге – будут они им показаны. Грешник хотел бы откупиться от наказания того дня своими сынами, и подругой своей, и братом, и родом своим, который дает ему убежище, и всеми, кто на земле, – лишь бы потом его спасли. Так нет, ведь это – огонь, схвативши за скальп, призывает тех, кто отвратился и повернулся, кто собрал и скопил" (Коран 70:4-18);

 

"Поистине – день разделенья есть некий срок, тот день, когда подуют в трубу, и придете вы толпами, и небо откроется и станет вратами, и сдвинутся горы и станут миражом. Поистине, геенна – есть засада, для преступивших – место возврата, в котором они пробудут века, не вкушая там ни прохлады, ни питья, кроме кипятку и гною, воздаяние соответственное" (Коран 78:17-26).

 

Приведенные примеры пророческих видений Судного дня являются для нас наиболее авторитетными, но существует также множество других пророческих видении, которые не попали в свод канонических библейских книг. Таковы, например, книги, как "Апокалипсис" Баруха и "Апокалипсис" Ездры. Из более современных источников можно выделить книгу Уильяма Блейка, которая называется "Видения Страшного суда".

 

 

*   *   *

 

Почему плоды именно с дерева познания добра и зла явились для человека запретными, а ни какие-либо другие?

 

Потому что только это, а ни какое-либо другое, знание могло привести к тому, что зло окажется в силах обрести объективную реальность в нашем мире. Никакое другое знание не могло бы привести человека к грехопадению, а потенциальное зло – к обретению действительного существования. Напомню, что сущность грехопадения (и, следовательно, всякого греха) заключается в нарушении Божьей воли, сущность же зла – в уничтожении жизни. Очевидно, что никакой другой поступок человека, кроме вкушения запретного плода, не смог бы оказаться проявлением зла, т.к. зла еще совсем не существовало в мире, и никакой поступок человека не смог бы привести к смерти ни какого-либо животного, ни какого-либо растения, т.к. смерти еще вообще не существовало и существовать не могло до тех пор, пока не произошло первого грехопадения на земле.

 

Некоторые люди высказывают мысль о том, что если бы не было дерева познания добра и зла, то Бог установил бы перед человеком запрет о невкушении плодов с какого-либо другого дерева с той лишь целью, чтобы установить перед человеком возможность грехопадения. Так, например, в Коране вообще не говорятся о том, что запретный плод являлся именно плодом с дерева познания добра и зла: там просто упоминается некое дерево, на вкушение плодов которого Бог наложил человеку запрет. Главная суть здесь заключается в том, что Бог, устанавливая перед человеком запретный плод, на самом деле установил перед ним критерий для его собственной веры в Бога. И в этом случае, конечно, не имеет никакого значения как будет именоваться запретный плод, т.к. главное – что он был и не мог не быть. Нарушив единственный запрет Бога, человек, тем самым, показал свое недоверие к Богу, а вместе с этим и свое отношение к Нему и Его любви.

 

И здесь напрашиваются следующие резонные вопросы: для чего Богу было нужно устанавливать подобный критерий человеческой веры; разве нельзя было обойтись без этого критерия; неужели Богу нельзя было просто любить человека без всякого критерия истинности человеческой веры? Все это, конечно, могло быть возможным, но тогда Бог не смог бы знать отношения человека к Нему Самому и к Его любви, а это могло привести и к тому, что Бог мог насильно предлагать человеку Свою любовь к нему, в которой тот, может быть, никогда не нуждался и никогда не испытывал потребности. Бог же не мог допустить никакого рабства в отношении человека (в том числе и рабства перед Божественной любовью), т.к. это представляло бы менее совершенное существование мира и человека в этом мире, чем то, которое имело место до первого человеческого грехопадения. В этой связи Богу и пришлось утвердить в мире критерий человеческой веры, выраженный в качестве запретного плода.

 

Мы видим, таким образом, что Бог выступает по отношению к человеку в качестве косвенного искусителя в грехе. В Коране по этому поводу есть даже такие слова: "Всякая душа вкушает смерть; Мы (т.е. Бог – А.Л.) испытываем вас злом и добром для искушения, и к Нам вы будете возвращены". В качестве же прямого искусителя человека в грехе является лишь сатана, объективированное проявление которого слишком многогранно – от определенного рода мыслей и чувств, до воплощения в тот или иной человеческий образ. И если во времена догреховные (т.е. до согрешения первых людей) критерием человеческой веры в Бога являлось дерево познания добра и зла, то в наше греховное время таким критерием является сатана, точнее его искусительная деятельность, цель которой – нарушение Божьей воли и подчинение мира своей власти. Поэтому устранение сатаны и его деятельности в нашем мире будет означать полное уничтожение небытия и утверждение Божьего Царства на земле. А в том, что Бог допускает деятельность сатаны в нашем мире, собственно, и заключается косвенная искусительная деятельность самого Бога, цель которой сводится к тому, чтобы выявить из всего человечества тех людей, которые будут удостоены будущего Царства Божьего на земле.

 

 

*   *   *

 

Почему Бог не отказался от сотворенного Им мира и человека, когда они отпали от него в бездну небытия, и не прибегнул к новому творению?

 

Бог не отказался от нашего мира потому, что этот мир был самым совершенным из всех возможных миров. И даже после падения этого мира в бездну небытия Бог все равно не отказывается от него, т.к. знает, что по прошествии некоторого времени (известного только Ему) этот мир будет очищен Им от всякой скверны небытия и обретет свое первоначальное совершенство, которое было еще до грехопадения первых людей. Об этом, кстати, в Коране Бог говорит пророку Мухаммеду следующее: "В тот день, когда Мы скрутим небо, как писец свертывает свитки; как Мы создали первое творение, так Мы его повторим по обещанию от Нас. Поистине, Мы действуем". И если бы Бог даже смог отказаться от нашего мира и начал бы творить его сначала, но по старому плану творения, то у него не было бы стопроцентной гарантии того, что история грехопадения первых людей не повторится снова. Всякий же иной план творения мира представляется (и представлялся) Богу (как и всякому разумному существу) менее совершенным, чем тот, который был претворен в действительность.

 

 

*   *   *

 

Почему Бог медлит с Судным днем и установлением Царства Божьего на земле?

 

Данный вопрос вполне резонен, особенно если учесть те обстоятельства, что вся боль и все страдания нашего мира – это также боль и страдания самого Бога, ведь весь наш мир является неотъемлемой частью в организме Бога, т.е. как бы отдельным Его органом. В самом деле, если Бог переживает трагедию мира как свою собственную трагедию, то почему Он не положит ей должный и немедленный конец? Этот вопрос, на мой взгляд, является одним из самых сложных теологических вопросов, т.к. для человеческой логики не всегда является понятным то, что установлено (или предустановлено) логикой Божественной. И все-таки, здесь имеется ответ, которым мы в большей или меньшей степени можем (и должны) удовлетвориться, дело в том, что человеческое восприятие мирового времени и Божественное восприятие этого же времени – это разнокачественные по своей природе процессы: то, что для человека является долгим по времени, для Бога является скорым; то, что для человека является тысячелетием, для Бога, возможно, является одним днем. Так, например, во 2-м Послании Петра говорится: "Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию". А в Коране сам Бог говорит пророку Мухаммеду следующие слова: "Терпи же терпением хорошим – ведь они (т.е. неверные – А.Л.) видят это (т.е. Судный день – А.Л.) далеким, а Мы видим это близким в тот день, когда Небо будет, как медь расплавленная, и будут горы, как шерсть, и не спросит друг о друге – будут они (т.е. ступени восхождения в Царство Божие – А.Л.) им показаны". Поэтому продолжение развития мировой трагедии для человека вовсе не должно означать того, что Бог медлит со спасением мира. Ведь где-то там на небесах, в неведомом нам Трансцендентальном мире уже давно идет работа Бога по спасению нашего грешного мира. И результаты этой работы рано или поздно будут явлены в нашем мире. Ведь то, что творится на небесах, по великому мистическому учению Каббалы, обязательно претворится и на земле. Дело же человека в этом случае – подготовить себя духовно к тому, что должно будет претвориться на земле по великой воле Божьей. А подготовить себя к этому – значит принять искупительную жертву Христа и духовный путь великого Будды, ибо первый показал людям каким образом можно унаследовать Царство Божье на Земле (через исполнение закона любви), а второй – каким образом унаследуется царство Божие на небе (через достижение состояния нирваны). И если не каждому человеку будет суждено увидеть при жизни утверждение Царства Божьего на земле, то каждый человек еще при жизни может оказаться в силах достичь состояния нирваны и обрести после смерти небесного Царства Божьего.

 

 

*   *   *

 

Кто такой сатана и в чем заключается сущность его деятельности?

 

Сатана (или дьявол) – это падший ангел, или духовная сила, которой управляет Творец и с помощью которой ведет творение по пути страдания.

 

Вот как сам Бог описывает пророку Мухаммеду историю этого падения:

 

"Вот сказал Господь твой ангелам: "Я создаю человека из глины. А когда Я его завершу и вдуну в него от Моего духа, то падите, поклоняясь ему!" И пали ниц ангелы все вместе, кроме Иблиса, – он возгордился и оказался неверным. Он сказал; "О Иблис, что удержало тебя от поклонения тому, что Я создал Своими руками? Возгордился ли ты или оказался из высших?" Он сказал: "Я лучше него: Ты создал меня из огня, а его из глины". Он сказал: "Выходи же отсюда; ведь ты – побиваемый камнями. И над тобой Мое проклятие до дня суда". Он сказал: "Господи, отсрочь мне до дня, когда они будут воскрешены!" Он сказал: "Поистине, ты из тех, кому отсрочено до дня определенного срока!" Он сказал: "Клянусь же Твоим величием, я соблазню их всех, кроме рабов Твоих среди них чистых!". Он сказал: "Поистине, Я говорю правду, наполню Я геенну тобой и теми, кто последовал за тобой, – всеми!".

 

В Библии же имеются следующие основные указания на сущность сатанинской природы и историю падения Люцифера:

 

"Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; Взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему" (Ис.14:12-14).

 

"Ты был помазанным херувимом, чтоб осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, пред царями отдам тебя на позор. Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя; и Я превращу тебя в пепел на земле пред глазами всех, видящих тебя" (Иез.28:14-18).

 

"...он (т.е. сатана, – А.Л.) был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи" (Иоан.8:44).

 

"Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола" (Иоан.3:8).

 

Мы видим, таким образом, что причиной падения Иблиса (Люцифера) было его недовольство своей участью и местом в мире, которые были отведены ему Богом. Иблиса не устраивало то, что именно человек явился зеницей Всемирного Творения и что ради Своей любви к человеку (а не к ангелам) Бог сотворил этот мир. Именно в этой связи и произошло отпадение Иблиса от Бога, а вместе с ним и некоторых ангелов, имена которых можно найти в апокрифической Книге Еноха. Суть этого отпадения верховного ангела заключается в противостоянии Богу и всевозможном нарушении Его волеизъявлений. Поэтому основная направленность сатанинской деятельности сводится к совращению человека с праведного пути на путь грешника, т.к. после смерти всякого отъявленного грешника, который в течение своей жизни не смог искупить первородного греха, а только заработал себе новые грехи, его душа не сможет достичь небесного Царства Божьего и будет обречена на очередную инкарнацию в физическом мире, поэтому колесо сансары – это механизм, приведенный в действие сатанинской деятельностью (и поддерживаемый человеческими грехами), остановить который в силах лишь тот человек, который достиг определенного уровня духовного восхождения, чаще всего именуемого святостью.

 

 

*   *   *

 

Почему Бог-Творец нашего мира – один, а мировых религий много?

 

Дело в том, что по большому счету всякая мировая религия, будь это буддизм или иудаизм, или христианство, или ислам, учит в сущности одному и тому же – спасению человеческой души в нашем грешном мире. И если отбросить пресловутый догматизм этих религий и прислушаться к эзотерическим учениям, на основании которых выросли эти религии (например, таким как йога, суфизм, Каббала), то мы неотъемлемым образом придем к тому мнению, что во всех этих религиях говорится об одном и том же едином Боге-Творце, именуемому в разных религиях по-разному – в буддизме Брахмой, в иудаизме – Яхве, в христианстве – Отцом Небесным, в мусульманстве – Аллахом. Если же мы будем рассматривать эти религии с догматической точки зрения, то разногласия и принципиальные противоречия начнут выслеживаться тем больше и ярче, чем глубже мы будем погружаться в догматизм и ортодоксию.

 

 

*   *   *

 

Какие основные источники информации о сотворении Богом нашего мира имеются в распоряжении человека?

 

Я выделяю три основных источника информации для обоснования теории креационизма: наука, религия и мифология. В сфере науки основное внимание следует уделить данным естествознания (в особенности космологии, планетологии и биологии), в сфере религии – священным текстам (причем не только Библии и Корану, но и таким, как Авеста, Веды, Пураны и др.), в сфере мифологии – прежде всего народным эпосам самых древних цивилизаций нашей планеты – Шумерской, Египетской, Китайской, Индийской и Американской. И чем глубже мы будем погружаться в сокровища этих знаний, тем больше сможем найти истинных свидетельств в пользу креационистской теории.

 

 

"Хвала же Аллаху, когда застегает вас вечер и когда застигает утро! Ему хвала и в небесах, и на земле, и вечером, и когда вас застигает полдень! Он изводит живое из мертвого и изводит мертвое из живого; живит землю после ее смерти. Так и вы будете изведены! Из Его знамений – что Он создал вас из праха, а потом, когда вы – уже люди, вы распространяетесь. Из Его знамений – что Он создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость. Поистине, в этом – знамение для людей, которые размышляют! Из Его знамений – творение небес и земли, различие ваших языков и цветов. Поистине, в этом – знамение для знающих! Из Его знамений – ваш сон ночью и днем и ваше искание Его милости. Поистине, в этом – знамение для людей, которые слушают! Из Его знамений – Он показывает вам молнию на страх и надежду: и ниспосылает с неба воду и оживляет ею землю после ее смерти. Поистине, в этом – знамение для людей, которые разумны! Из Его знамений – что стоит небо и земля по Его повелению. Потом, когда Он призовет вас зовом из земли, – вот вы и выйдете! Ему же, что в небесах и на земле; все Ему подчиняются! Он – тот, кто впервые производит творение, а потом повторяет его. Это еще легче для Него. Для него – высочайшей пример в небесах и на земле. Он – великий, мудрый!"

 

Так в Коране описаны основные знамения Божьего творчества. Много философов и теологов ломало головы над тем, чтобы в сжатой формуле или фразе отразить сущность этого творчества. Но из всего множества известных мне определений сущности Божьего творчества, наиболее удовлетворительной я считаю определение великого русского философа Владимира Соловьева, который утверждал, что творчество Божие состоит в том, что Он осуществляет благо через истину в красоте. И те ответы, которые были даны в этой главе по поводу тех или иных вопросов, касающихся непосредственно творчества Бога, смогут, я надеюсь, подтвердить соловьевское определение не самым наихудшим образом.

 

 

*   *   *

 

Как же можно объяснить факт роста численности населения планеты Земля, причем рост этот, согласно статистике, идет в геометрической прогрессии?

 

 

Ответ очень прост. Дело в том, что непосвященные люди считают, что в любом человеческом теле обитает душа, достигшая в своем развитии уровня человек. На самом деле в любом человеческом теле обитает только зачаток человеческой души (точка в теле), который может прорасти, а может и не прорасти. Если точка в сердце не получила развития, то мы говорим, что человек в духовном плане остался на уровне развития животного. Поэтому количество физических тел и не соответствует количеству душ, достигших человеческого уровня развития.

 

 

*   *   *

 

Как можно определить на какой ступени духовного развития находится тот или другой человек?

 

 

 

Существует всего 125 ступеней духовного подъема. Это обусловлено тем, что в духовном существует только 5 миров, в каждом из которых существует 5 парцуфим, каждый из которых состоит из 5 сефирот: 5х5х5=125. Духовное пробуждение человека означает переход через махсом – границу между духовным и материальным бытием. Первый духовный мир (мир Асия) соответствует неживому уровню духовного мира, второй мир (Брия) – растительному уровню духовного мира, третий (Ецира) – животному уровню духовного мира, четвертый (Ацилут) – говорящему уровню духовного мира, пятый (Адам Кадмон) – духовному уровню мировой души Anima mundi. Нахождение на том или ином духовном уровне определяется наличием тех или иных свойств обретенных человеком. Именно эти свойства позволяют человеку сделать то или иное определение самого себя, соответствующее той или иной духовной ступени. Наличие тех или иных свойств определяет то или иное состояние сознания человека, которое в академической науке принято именовать измененным состоянием сознания. Наиболее полная классификация этих состояний дается основоположником трансперсональной психологии – Станиславом Грофом. Более того, достигая той или иной ступени духовного мира, человек может определить находится ли на этой ступени другой человек. Эта возможность позволяет человеку достичь правильного понимания о том, кто есть кто в духовном мире, а не уповать на слепую веру в слова того или иного человека, именующего себя пророком, учителем, гуру и т.д.

 

 

*   *   *

 

Каким образом можно определить наличие в человеке экрана – дополнительного органа, именуемого душой человека?

 

Экран – это намерение человека отдавать ради Творца. Именно поэтому спасение человека определяется по его вере, а не по его делам, или иными словами – по делам, которые обусловлены намерением отдавать ради Творца. Это намерение не всегда может увидеть человек, но Творец всегда видит это намерение. Поэтому не получит света аскет, потому что намерение его – получить ради себя. Отказываясь от получения материальных благ, аскет отказывает в принесении наслаждения Творцу. Поэтому он также далек от Творца как и тот, который получает от Творца все и ничего не дает Ему взамен, потому что нет намерения получать ради отдачи Творцу.

 

 

 


Оглавление

19. Часть 2. Глава 4. Язык Бога. Семь принципов сакральной науки (или 7 герметических принципов).
20. Часть 3. Вопросы и ответы.
21. Послесловие
517 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 29.03.2024, 12:14 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!